Защитные дыхательные рефлексы чихание и кашель

В дыхательной системе выделяют воздухоносные пути: носовая полость, гортань, трахея и бронхи. А также дыхательную часть: альвеолярную паренхиму лёгких и кровь. Характерными особенностями этой системы являются: наличие хрящевого остова в их стенках, которые не спадаются и наличие ворсинок на слизистой, которые выводят наружу, вместе со слизью инородные частицы, загрязняющие воздух.

Носовая полость является начальным отделом, а также органом обоняния. Различные запахи, вместе с воздухом, проходят в носу тестирование, а сам воздух, согревается, увлажняется и очищается. Снаружи носовая полость имеет два отверстия ноздри и перегородку, которая делит полость вертикально пополам. Горизонтально располагаются три носовых хода: верхний, с об4 — верхний рог щитовидного хряща, 5 пластинка щитовидного хряща, 6 — черпаловидный хрящ, 7 — правый перстнечерпаловидный сустав, 8 — правый перстнещитовидный сустав, 9 – хрящи трахеи, 10 — перепончатая стенка, 11 — пластинка перстневидного хряща, 12 — левый перстнешитовидный сустав, 13 — нижний poг щитовидного хряща, 14 – левый перстнечерпаловидный сустав, 15 – мышечный отросток черпаловидного хря­ща, 16 голосовой отросток черпаловидного хряща, 17 — щитонадгортанная связка, 18 — рожковидный хрящ, 19 — латеральная щитоподъязычная связка, 20 — щитоподъ­язычная мембрана.

Трахея является трубкой 8- 12 см, из 16-20 незамкнутых сзади хрящевых колец (для облегчения прохождения пищи по сзади лежащему пищеводу) соединённых связками. Задняя стенка – эластичная. Слизистая оболочка трахеи богата лимфоидной тканью и железами, вырабатывающими слизь. По бокам трахеи идут сонные артерии, а спереди: в шейном отделе находится щитовидная железа, в грудном отделе – вилочковая железа и грудина. На уровне 2-3 грудных позвонков, трахея разделяется на две трубки – главных бронха.

Бронхи. Правый бронх является продолжением трахеи, он шире и короче левого. Строение у них, как и у трахеи. Главные бронхи отходят от места бифуркации (раздвоения) трахеи почти под прямым углом и направляются к воротам лёгких. Там они делятся на долевые, а те делятся на сегментарные бронхи. Таким образом, формируется бронхиальное дерево лёгкого.

Трахея и бронхи. Вид спереди:

А: 1 — трахея, 2 — пищевод, 3 — аорта, 4 — левый главный бронх, 5 — левая легочная артерия, 6 — левый верхний долевой бронх, 7 — сегментарные бронхи верхней доли лево­го легкого, 8 — левый нижний долевой бронх, 9 — непарная вена, 10 — сегментарные бронхи нижней и средней долей правого легкого, 11 — правый нижний долевой бронх, 12 — правый средний долевой бронх, 13 — правый верхний долевой бронх, 14 — правый главный бронх, 15 — бифуркация трахеи, 16 — киль трахеи; Б — область бифуркации трахеи. Трахея удалена, виден киль трахеи (16)

Лёгкие заполняют грудную клетку по сторонам от сердца и крупных сосудов, и имеют неправильную конусовидную форму, основанием к диафрагме, а верхушкой к шее выше ключиц. Лёгкие плотно покрыты серозной оболочкой – плеврой , которая образует два плевральных мешка с жидкостью для уменьшения трения между листками. На срединной поверхности каждого лёгкого есть ворота лёгкого – место вхождения бронха и лёгочной артерии. Рядом выходят две лёгочные вены, и весь этот комплекс называется – корень лёгкого . Бороздами лёгкие делятся на доли: правое на три, а левое на две с сердечной вырезкой впереди. Те же делятся на 10 сегментов в каждом лёгком. Сегментарные бронхи многократно делятся на мизерные бронхиолы с пузырьками – альвеолами на стенках. В лёгких насчитывается 30-500 млн. альвеол с общей дыхательной поверхностью около 100 м2. Конечной, структурной единицей лёгкого являются грозди альвеол на бронхиолах – ацинусы, в которых происходит газообмен между кровью из капилляров, покрывающих альвеолы и воздухом, который находится внутри альвеолярных шариков, учитывая парциальное давление в момент диффузии кислорода и углекислого газа. Бедная кислородом венозная кровь приходит в лёгкие по лёгочной артерии с растворённым углекислым газом. В альвеолах происходит обмен на кислород, который соединяется с железом в гемоглобине крови. И обогащённая артериальная кровь по лёгочным венам течёт к сердцу для того, чтоб распространиться по всему организму.

Физиология дыхания:

Заполнение лёгких кислородом и выведение углекислого газа из них осуществляется изменением объёма грудной клетки. При сокращении диафрагмы она уплощается вниз и из-за разности атмосферного давления окружающего воздуха плевральной полости возникает опущение лёгких и происходит вдох. Помогают раздвинуть рёбра межрёберные мышцы, причём дыхание животом является естественным, а грудью «правильным» дыханием. Обычная ёмкость лёгких составляет около трёх литров воздуха, которая при тренировках может увеличиться вдвое. При расслаблении диафрагмы, она встаёт на место, и лёгкие спадают до первоначального объёма, сохраняя 1 литр остаточного воздуха. Так происходит выдох. Контролирует дыхание дыхательный центр, в продолговатом мозге, из-за возбуждения накоплённым в крови углекислым газом, который посылает нервные импульсы в определённом ритме: 16-20 вдохов в минуту. Такой же механизм первого вдоха у новорождённого при перерезании пуповины. Частота вдохов увеличивается в момент нервного физического напряжения. При воздействии на слизистые оболочки воздухоносных путей различными, инородными телами, рефлекторно возникает сильный резкий выдох, удаляющий инородное тело из носа – чиханием, а из горла – кашлем. При желании можно не дышать, или дышать с различной частотой на короткое время, используя импульсы из коры головного мозга.

Читайте также:  Ингаляция в домашних условиях при кашле с морской солью

Воздухоносные пути делятся на верхние и нижние. К верхним относятся носовые ходы, носоглотка, к нижним гортань, трахея, бронхи. Трахея, бронхи и бронхиолы являются проводящей зоной легких. Конечные бронхиолы называются переходной зоной. На них имеется небольшое количество альвеол, которые вносят небольшой вклад в газообмен. Альвеолярные ходы и альвеолярные мешочки относятся к обменной зоне.

Физиологичным является носовое дыхание. При вдыхании холодного воздуха происходит рефлекторное расширение сосудов слизистой носа и сужение носовых ходов. Это способствует лучшему прогреванию воздуха. Его увлажнение происходит за счет влаги, секретируемой железистыми клетками слизистой, а также слезной влаги и воды, фильтрующейся через стенку капилляров. Очищение воздуха в носовых ходах происходит благодаря оседанию частиц пыли на слизистой.

В воздухоносных путях возникают защитные дыхательные рефлексы. При вдыхании воздуха, содержащего раздражающие вещества, возникает рефлекторное урежение и уменьшение глубины дыхания. Одновременно суживается голосовая щель и сокращается гладкая мускулатура бронхов. При раздражении ирритантных рецепторов эпителия слизистой гортани, трахеи, бронхов, импульсы от них поступают по афферентным волокнам верхнегортанного, тройничного и блуждающего нервов к инспираторным нейронам дыхательного центра. Происходит глубокий вдох. Затем мышцы гортани сокращаются и голосовая щель смыкается. Активируются экспираторные нейроны и начинается выдох. А так как голосовая щель сомкнута давление в легких нарастает. В определенный момент голосовая щель открывается и воздух с большой скоростью выходит из легких. Возникает кашель. Все эти процессы координируется центром кашля продолговатого мозга. При воздействии пылевых частиц и раздражающих веществ на чувствительные окончания тройничного нерва, которые находятся в слизистой оболочке носа, возникает чихание. При чихании также первоначально активируется центр вдоха. Затем происходит форсированный выдох через нос.

Различают анатомическое, функциональное и альвеолярное мертвое пространство. Анатомическим называется объем воздухоносных путей – носоглотки, гортани, трахеи, бронхов, бронхиол. В нем не происходит газообмена. К альвеолярному мертвому пространству относят объем альвеол которые не вентилируются или в их капиллярах нет кровотока. Следовательно они также не участвуют в газообмене. Функциональным мертвым пространством является сумма анатомического и альвеолярного. У здорового человека объем альвеолярного мертвого пространства очень небольшой. Поэтому величина анатомического и функционального пространств практически одинакова и составляет около 30% дыхательного объема. В среднем 140 мл. При нарушении вентиляции и кровоснабжения легких объем функционального мертвого пространства значительно больше анатомического. Вместе с тем, анатомическое мертвое пространство играет важную роль в процессах дыхания. Воздух в нем согревается, увлажняется, очищается от пыли и микроорганизмов. Здесь формируются дыхательные защитные рефлексы – кашель, чихание. В нем происходит восприятие запахов и образуются звуки.

Защитные дыхательные рефлексы

Раздражение афферентных нервов может вызывать учащение и усиление дыхательных движений или же замедление и даже полную остановку дыхания. При вдыхании воздуха с примесью аммиака, хлора и других остро пахнущих веществ наступает задержка дыхательных движений. Рефлекторная остановка дыхания сопровождает каждый акт глотания. Эта реакция предохраняет дыхательные пути от попадания пищи. К защитным дыхательным рефлексам относится кашель, чихание, сморкание, зевота.

Кашель — рефлекторный акт, возникающий при раздражении рецепторов дыхательных путей, плевры и органов брюшной полости инородными частицами, экссудатом, газовыми смесями. Это усиленный выдыхаемый толчок при закрытой голосовой щели, необходимый для удаления из воздухоносных путей посторонних тел и выделений (пыль, слизь).

Чихание — непроизвольный выдыхаемый толчок при открытом носоглоточном пространстве, способствующий удалению посторонних тел и выделений из полости носа. При чихании очищаются носовые ходы.

Сморкание — можно рассматривать как замедленное и произвольно совершаемое чихание.

Зевота — продолжительное глубокое вдыхание при открытом рте, зеве и голосовой щели

Источник

Кашель – это защитный рефлекс, который очищает верхние отделы дыхательных путей от секрета, он вызван стимуляцией сложной рефлекторной дуги.

Физиологическое значение кашля состоит в очищении дыхательных путей от веществ, попавших в них извне (некоторые запахи, холодный или сухой воздух, дым, пыль, различные микроорганизмы, инородные тела), и от эндогенных компонентов (частички бронхиального эпителия, слизь).

Важно помнить, что возникновение кашля при удалении из дыхательных путей их содержимого происходит в том случае, если перистальтические движения мелких бронхов и деятельность реснитчатого эпителия оказываются не в состоянии обеспечить необходимое очищение трахеобронхиального дерева.

Кашель как защитный сложнорефлекторный акт начинается с раздражения в дыхательных путях чувствительных окончаний блуждающего нерва или с рецепторов плевры. Это раздражение передается в дыхательный центр, расположенный в продолговатом мозгу, где и формируется сложнокоординированная реакция мышц бронхов, гортани, диафрагмы, грудной клетки, живота в виде кашлевого рефлекса.

Большинство эпизодов хронического кашля у взрослых вызваны синдромом кашля верхних дыхательных путей (также известный как синдром капельного стекания выделений в носоглотку) и является одной из наиболее распространенных причин (20–40%) хронического кашля.

Раньше для описания этого явления использовался термин «синдром постназального затека».

Изменение терминологии связано с тем, что кашель у таких пациентов связан не только с затеканием слизи по задней стенке глотки, но и с раздражением или воспалением различных структур верхних дыхательных путей.

Это непосредственно стимулирует кашлевые рецепторы и дополняет постназальный затек.

Недавняя теория сенсорной гиперчувствительности позволяет отнести кашлевой синдром верхних дыхательных путей к одному из клинических проявлений гиперчувствительного кашлевого синдрома.

Читайте также:  Трава в турции от кашля

Данный синдром является результатом заболеваний ЛОР-органов, при которых нарушается работа региональных экзокринных желез, продуцирующих слизь. В нормальных условиях они обеспечивают увлажнение и очистку носовой полости, носоглотки, придаточных синусов от вдыхаемых веществ. При патологиях верхних дыхательных путей – продуция слизи значительно увеличивается. Она стекает по задней стенке глотки и вызывает постоянный раздражающий кашель.

Что такое синдром кашля верхних дыхательных путей

Кашлевой синдром верхних дыхательных путей — это клиническое проявление воспалительного процесса в верхних дыхательных путях, который приводит к стеканию слизи по задней стенке глотки, постоянному ее перераздражению и развитию регулярного длительного кашля.

В дневное время при данной патологии вязкий слизистый секрет непроизвольно проглатывается и приводят к покашливанию из-за раздражения глотки и надгортанника, а ночью гиперсекреция слизи в носовых путях и носоглотке вызывает ее накопление и появление сильного кашля вплоть до рвоты.

Кашель при скоплении вязкой слизи в носоглотке обусловлен механической стимуляцией кашлевых рецепторов слизистой оболочки дыхательных путей.

Дисфункция этих желез и избыточный синтез слизи могут быть обусловлены следующими факторами:

• Инфекционные и аллергические патологии. Гиперпродукцию слизи провоцируют воспалительные реакции различной этиологии. Чаще всего это аллергические, бактериальные, грибковые или вирусные синуситы, вазомоторные, медикаментозные или постинфекционные риниты, риниты беременных. Реже патологическое состояние вызывает разрастание аденоидных вегетаций и их воспаление – аденоидит.

• Врожденные и приобретенные аномалии. Классическую форму синдрома постназального затекания потенцирует врожденное образование средней линии носоглотки – киста Торнвальдта. В качестве способствующих факторов могут выступать искривление носовой перегородки, деформация раковин, кисты околоносовых пазух и другие пороки глотки и полости носа.

Синдром кашля верхних дыхательных путей связан с проявлением подострых или хронических болезней глотки, гортани, носа и околоносовых пазух.

Чаще всего это:

  • аденоидит;
  • хронический гипертрофический фарингит;
  • вазомоторный ринит, в том числе ринит беременных;
  • аллергический ринитхронический ларингит;
  • постинфекционный насморк;
  • гиперсекреция слизи на фоне искривления носовой перегородки и прочих аномалий строения;
  • микробный синусит;
  • грибковый или аллергический гайморит;
  • медикаментозный ринит;
  • профессиональный ринит.

Факторами риска для развития постназального синдрома, при которых из носоглотки начинает стекать вязкая, густая слизь, являются:

  • проживание в условиях неблагоприятной экологии;
  • профессиональные вредности (работа на вредных производствах);
  • низкая влажность в квартире;
  • малое потребление воды;
  • курение;
  • гормональные нарушения;
  • злоупотребление каплями, некоторыми системными лекарствами.

Симптомы

Признаки этого патологического состояния могут быть нарушения носового дыхания, чувство заложенности, сухости или жжения в носу, гнусавость, головная боль, общая слабость, недомогание, субфебрильная температура тела.

Основные проявления патологии:

  • чувство «клубка» слизи в области глотки, носоглотки, ” ком” в горле, который не исчезает при глотании и незначительно уменьшается при покашливании;
  • регулярное стекание, сползание вязкой слизи на задней стенке глотки;
  • сухой кашель, который наблюдается в первой половине дня, особенно – утром;
  • по утрам — дискомфорт в горле, першение, зуд, щекотание без признаков воспаления при осмотре;
  • жжение в горле;
  • кашель ночью, иногда — короткими приступами (из-за накопления большого количества слизи), часто до рвоты;
  • отхаркивание сгустков слизи, особенно много — по утрам, слизистые сгустки могут быть беловатого, бледно-оранжевого или оранжево-желтого цвета ;
  • визуально заметное стекание слизи, которая свисает ниже свода неба;
  • постоянные сглатывания, сплевывания выделений;
  • тошнота, рвота (чаще у детей);
  • иногда — одышка, затрудненное дыхание, храп ночью, апноэ;
  • изменение голоса;
  • периодическая заложенность носа и ринорея.

Риниты аллегрической и инфекционной этиологии, а также хронический синусит формируют клиническую картину заболевания: кашель, который сочетается с насморком, заложенностью носа, чиханием.

При тщательном расспросе больные упоминают ощущение стекания секрета по задней стенке глотки, особенно утром. Впрочем. известно, что у некоторых пациентов с сухим или продуктивным кашлем клинические признаки синусита могут отсутствовать («немой» синусит).

Диагностика

Диагностика базируется на соответствующих симптомах, данных физикальных, инструментальных и радиологических исследований. Больным с кашлевым синдромом верхних дыхательных путей необходима консультация отоларинголога.

Успешное лечение кашля у больных с кашлевым синдромом верхних дыхательных путей определяется правильной диагностикой этиологического фактора: аллергический, инфекционный, вазомоторный, медикаментозный ринит, хронический синусит.

Окончательная терапия зависит от установленного диагноза.

Источник

Тема урока: Дыхательные движения и их регуляция. Дыхательный центр. Защитные рефлексы: кашель и чихание. Жизненная ёмкость лёгких. Первая помощь при поражении органов дыхания. Искусственное дыхание.

Практическая работа № 1 по оказанию первой помощи при остановке дыхания.

Цель и задачи урока:

-Раскрытие понятий о дыхательном центре. Выявление особенностей защитных рефлексов: кашля и чихания. Выявление жизненной емкости легких. Привитие умения оказания первой помощи при поражении органов дыхания. Закрепить знания о строении дыхательной системы человека.

Развитие логического мышления и навыков сотрудничества, иумение самостоятельно приобретать знания, анализировать, обобщать, аргументировать.

Воспитание ЗОЖ, бережного отношения к своему здоровью, коммуникативных навыков.

Тип урока: Комбинированный урок.

Форма урока: Интерактивный урок- практикум ( работа в парах).

Оборудование: Интерактивная доска, презентация , видео о первой помощи приостановке сердца и дыхания, спирометр из лабораторного оборудования интерактивной доски, кукла, задания на карточках.

Ход урока:

  1. Оргмомент.

2.Актуализация прежних знаний.Проверка знаний: . 2. Экспресс-опрос по терминам. Каждому варианту даётся карточка , вы должны дать определение. Вариант 1: дыхание, трахея, лёгкие, внутреннее дыхание. II вариант : носовая полость, бронхи, альвеолы, диафрагма. III вариант.: гортань, бронхиолы, внешнее дыхание, плевра. Фронтальный опрос: где начинаются воздухоносные пути, что к ним относится? Где расположена голосовая щель? Где расположены голосовые связки, каково их значение? С чем связана высота голоса? Что содержится в плевральной полости, каковы её функции? В какой орган поступает воздух из гортани? Каково строение задней стенки трахеи, прилегающей к пищеводу? Объясните причины такого строения. В чем различие между бронхиолами и лёгочными пузырьками? Каковы функции носовой полости? Почему левое лёгкое меньше правого? Что называется дыхательным движением? (Дыхательные движения – это циклические (ритмические, вдох – выдох) изменения объёма грудной клетки за счет работы дыхательных мышц и эластичности аппарата внешнего дыхания. Вдох и выдох ритмически сменяют друг друга, обеспечивая прохождение воздуха через легкие, их вентиляцию. Смена вдоха и выдоха регулируется дыхательным центром, расположенном в продолговатом мозге. В дыхательном центре ритмически возникают импульсы, которые по нервам передаются межреберным мышцам и диафрагме, вызывая их сокращение. Ребра приподнимаются, диафрагма за счет сокращения ее мышц становится почти плоской. Объем грудной полости увеличивается. Легкие следуют за движениями грудной клетки. Происходит вдох. Затем межреберные мышцы и мышцы диафрагмы расслабляются, объем грудной полости уменьшается, легкие сжимаются и воздух удаляется. Происходит выдох.Во время сна за 1 час человек поглощает 15-20 литров кислорода; когда он бодрствует, но лежит, потребление кислорода увеличивается на 1/3, а при ходьбе – вдвое, при легкой работе – втрое, при тяжелой – в шесть и более раз.
Сколько дыхательных движений совершает человек за 1 минуту в состоянии покоя? Причины чихания. Самый крупный хрящ гортани? Что относится к дыхательной системе? (У доски показать на таблице). Какие мышцы участвуют в дыхании? Объём какого газа не изменится в процессе дыхания? На одинаковые ли доли разделяются правое и левое лёгкие, если нет, каким количеством долей образовано правое и левое легкое ? Частота дыхания человека остается постоянной или изменяется, если изменяется, то в каких случаях это происходит? Какие газы участвуют в газообмене?

Читайте также:  Как вылечить кота от кашля в домашних условиях

3.Изучение новой темы. 4. Домашнее задание. §38.

Проблемная ситуация. Сожмите губы и пальчиками зажмите нос. Несколько мгновений посидите. Беседа: Как вы себя чувствуете? Почему вы почувствовали головокружение, слабость, потемнение в глазах? Сколько времени мы можем не дышать? Зачем же мы дышим? А как мы дышим? Сделайте вдох и проанализируйте ваши ощущения, для того чтобы знать сколько миллилитров воздуха каждый раз вдыхает человек, мы должны познакомиться с жизненной ёмкостью лёгких. Беседа по презентации и демонстрация видео о ЖЕЛ. Сколько миллилитров воздуха человек вдыхает в состоянии покоя? Как называется этот объём воздуха? Если после спокойного вдоха произвести усиленный вдох, то сколько можно вдохнуть ещё дополнительно воздуха? После спокойного воздуха человек может выдохнуть ещё около 1500 миллилитров воздуха. Каково максимальное количество выдыхаемого воздуха после самого глубокого вдоха? Как это максимальное количество выдыхаемого воздуха называют? Жизненную ёмкость лёгких используют как показатель состояния здоровья и физического развития организма. Её определяют специальным прибором – спирометром. Запишите определение жизненной ёмкости лёгких в тетради. Практическая работа – измерение ЖЗЛ с помощью лабораторного оборудования к интерактивной доске. Работа с учебником..Как регулируются дыхательные движения и в чём заключается гуморальная регуляция дыхания вы должны выяснить, работая в группах. Задание: I вариант. Составить схему: протекания нервной регуляции дыхательных движений. Задание: II вариант. Составить схему: особенность гуморальной регуляции дыхания. Задание: III вариант. Составить схему: защитные рефлексы. Задание: IV вариант. Сообщение учащихся о вреде курения и алкоголя. «Болезни органов дыхания». Болезни органов дыхания возникают при проникновении в них болезнетворных микроорганизмов. Большинство из них задерживаются, обезвреживаются и выводятся наружу слизистой оболочкой верхних дыхательных путей. Часть микроорганизмов, проникших в органы дыхания, может вызвать такие заболевания, как групп, ангина, бронхит, туберкулёз и некоторые другие. Выступление учащихся по заданиям. В первую очередь необходимо соблюдать правила гигиены. Заслуженный ученый Хаил Досмухамедов, внёсший огромный вклад в развитие медицины, даёт следующие рекомендации по сохранению здоровья школьников. Если хочешь сохранить здоровыми органы дыхания (зачитать). Мне бы хотелось каждому из вас раздать эти рекомендации, чтобы они были всегда с вами. Искусственное дыхание.Практическая работа № 1 (выписать в тетрадь правила искусственного дыхания из учебника стр 169-170.Сегодня у нас на уроке присутствует медсестра которая ознакомит вас с приёмами искусственного дыхания или ( или демонстрация видео об искусственном дыхании. ).

5.Подведение итогов и выводы по теме. Что вы узнали нового на уроке?

Вариант 1

Дать определение , что такое дыхание, трахея, лёгкие, внутреннее дыхание.

Вариант 2

Дать определение , что такое носовая полость, бронхи, альвеолы, диафрагма.

Вариант 3

Дать определение , что такое гортань, бронхиолы, внешнее дыхание, плевра.

Вариант 1

Дать определение , что такое дыхание, трахея, лёгкие, внутреннее дыхание.

Вариант 2

Дать определение , что такое носовая полость, бронхи, альвеолы, диафрагма.

Вариант 3

Дать определение , что такое гортань, бронхиолы, внешнее дыхание, плевра.

Вариант 1

Дать определение , что такое дыхание, трахея, лёгкие, внутреннее дыхание.

Вариант 2

Дать определение , что такое носовая полость, бронхи, альвеолы, диафрагма.

Вариант 3

Дать определение , что такое гортань, бронхиолы, внешнее дыхание, плевра.

Источник