Техника обработки рта при стоматите у детей раннего возраста
№ | Алгоритм действия | Исходный балл | Полученный балл |
| Оснащение | ||
1 | Резиновый грушевидный баллончик (шприц), лоток, шпатели, марлевые салфетки (бинт), ватные палочки, стакан, пелёнка, фартук, перчатки, настои трав, раствор 2% питьевой соды. винилин, витаминная смесь, и др., «Гексорал», «Виатон»,нистатин. Техника безопасности: хорошо зафиксировать салфетку. Методы: 1. Орошение полости рта (резиновым баллончиком или шприцем). 2. Обработка слизистой оболочки марлевыми салфетками, ватными палочками. 3. Полоскание (с 3 лет). | 2 | |
Выполнение процедуры | |||
2 | Объяснить маме/ребёнку цель и ход предстоящей процедуры, получить согласие. | 1 | |
3 | Усадить ребёнка на колени матери, зафиксировать ему руки и голову. | 2 | |
4 | Вымыть и осушить руки, надеть перчатки. | 2 | |
5 | А. Орошение. Набрать в стерильный резиновый баллончик (шприц без иглы) один из растворов (по назначению врача). | 2 | |
6 | Шпателем открыть рот ребёнка. | 1 | |
7 | Поднести баллончик ко рту ребёнка и направить струю жидкости к твёрдому нёбу. Мать при этом наклоняет голову ребёнка на один, затем на другой бок. | 2 | |
8 | Раствор из ротовой полости должен стекать в подставленный лоток. | 1 | |
9 | Б. Обработка марлевыми салфетками (бинтом). Один конец шпателя (лучше зажима), или предварительно обработанной палец, обмотать марлевой салфеткой или бинтом, (концы бинта зафиксировать в ладони) или ватная палочка. | 2 | |
10 | Смочить салфетку раствором методом погружения в стакан. | 1 | |
11 | Шпателем открыть рот ребёнку. | 1 | |
12 | Смачивая слизистую оболочку раствором нежно снять с неё налёты (менять салфетки 2 – 3 раза). | 2 | |
13 | При молочнице используют: 2% р-р соды; 20% раствор тетробората натрия в глицерине и др. по назначению врача. При стоматите используют: 2% р-р фурациллина, винилин, нистатин, флуконазол и др. по назначению врача. | 2 | |
14 | Использованный материал собрать в лоток. | 1 | |
15 | Снять перчатки, вымыть и осушить руки. Примечание: -для обезболивания перед едой рекомендуется обработать слизистую 0,5% (2%) раствором новокаина с взбитым яичным белком; 5% масляный раствор анестезина, гель «Камистад», «Холисал» и др. -эффективным современным средством для обработки рта при стоматите и молочнице являются «Гексорал», «Тантум-Верде», Клотримазол («Кандид» 1%). Способ их применения:новорожденным и грудным детям наносят препарат ватным тампоном на поражённые участки; детям старшего возраста проводят полоскание р-ром в течение 30 сек. Или обработку аэрозолем 10-15 сек. | 2 | |
ВСЕГО | 24 |
Критерии оценки
Профессиональные компетенции (ПК) | Количество баллов | оценка | Уровень проявления компетенции | |
ПК 2.2. ,ПК 2.3. | 24 -22 | «5» | «Компетенцииосвоены» | |
21 -19 | «4» | |||
18 – 17 | «3» | |||
Менее 17 баллов | «2» | «Компетенции не освоены» |
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования города Москвы
«Медицинский колледж № 6 Департамента здравоохранения города Москвы»
Одобрен цикловой комиссией специальных дисциплин №1 Председатель ________Е. А. Мухина Цикловой комиссией специальных дисциплин №2 Председатель ________Т.Э. Макурина «___»__________2013 г. | ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № _16_ для проведения промежуточной аттестации. Экзамен квалификационный по ПМ. 02 Медицинская помощь беременным и детям при заболеваниях, отравлениях и травмах Специальность: 060102 Акушерское дело, базовая подготовка | УТВЕРЖДЕН Зам. директора по учебно-методической работе _______ И.М. Воронич «___»_________2013 г. |
Задание 1.
Профессиональная задача
Ребенку 3 мес. Мать жалуется на беспокойство ребенка между кормлениями, плохой аппетит. При обследовании получены следующие данные: ребенок от 3 беременности, 2 родов. Масса при рождении 3200, длина 50 см. Находится на грудном вскармливании. Режим кормления не соблюдается. Маме кажется, что молока не хватает. Ребенок перенес кишечную инфекцию в 1 мес. Прибавки массы составили: за 1 мес. – 300 г, 2 мес. – 400 г, 3 мес.-400 г. Длина тела в настоящее время – 56 см.
Объективно: ребенок вялый, малоактивный, кожа бледная, сухая, на бедрах собирается складками. Подкожная клетчатка отсутствует на животе, истончена на бедрах, на плечевом поясе, сохранена на лице, тургор тканей снижен. Мышечный тонус снижен, слизистые суховаты, большой родничок слегка запавший. Тоны сердца приглушены. Стул скудный (1-2 раза в сутки), без патологии.
Задания:
1. Определите потребности пациента, удовлетворение которых нарушено.
2. Сформулируйте проблемы пациента и цели сестринского вмешательства.
3. Составьте план сестринского ухода.
Задание 2.
Женщина 27 лет, оперированная по поводу нарушенной внематочной беременности, жалуется на пульсирующую боль в области раны.
При осмотре выявлено: в области 2х швов имеется выраженный отек и гиперемия.
Задания:
1. Определите и обоснуйте неотложное состояние.
2. Составьте алгоритм оказания доврачебной помощи и обоснуйте каждый этап.
3. Продемонстрируйте манипуляцию на фантоме: «Техникуснятия швов».
Задание 3.
Продемонстрируйте манипуляцию на фантоме: «Техника подкожного введения 5000 ЕД гепарина»
ЭТАЛОН ОТВЕТА НА БИЛЕТ № 16
Задание 1.
Источник
Заболевания органов пищеварения
Осмотр полости рта и зева
Цель:оценить состояние слизистой оболочки полости рта, дужек, мягкого неба, миндалин, задней стенки глотки.
Оснащение:
стерильный шпатель в лотке;
емкость с дезинфицирующим раствором;
перчатки.
Обязательное условие: хорошее освещение.
Алгоритм действия:
1. Объясните ребенку/маме цель манипуляции, установить доброжелательные отношения.
2. Вымойте руки, наденьте перчатки.
3. Усадите ребенка лицом к источнику света и при необходимости зафиксировать его с помощью помощника:
а) ноги ребенка помощник обхватывает своими ногами;
б) руки и туловище фиксирует одной рукой;
в) голову держит, положив ладонь на лоб ребенку.
4. Попросить ребенка широко открыть рот и шпателем нажать на корень языка.
Примечание: ребенку младшего возраста открыть рот с помощью шпателя, взяв его как писчее перо правой рукой, ввести в ротовую полость до зубов, повернуть ребром и провести по боковой поверхности десен до места окончания зубов, после чего перевернуть его плашмя, поместить на корень языка, и резко нажать.
5. Осмотреть и оценить состояние слизистой оболочки полости рта, дужек, мягкого неба, миндалин, задней стенки глотки.
- Погрузите использованный шпатель в дезинфицирующий раствор.
- Снимите перчатки, вымойте и осушите руки
- Запишите результат.
Примечание: при необходимости фиксируйте всегда ребенка с помощью помощника.
Алгоритм обработки полости рта при стоматитах
Цель:снять воспалительный процесс слизистой оболочки полости рта.
Показания: воспалительный процесс слизистой оболочки полости рта разной этиологии (стоматит, молочница)
Оснащение:
- Растворы для обработки полости рта – 2 % раствор бикарбоната натрия,
отвары трав – ромашка, шалфей, антисептики- раствор фурациллина).
4.Баллончик резиновый.
5. Пеленка.
6. Стерильные марлевые салфетки.
- Анестезиновая мазь.
- Перчатки.
Алгоритм действия:
1. Объясните маме цель и ход проведения процедуры
2. Подготовьте оснащение
3. Обработайте руки гигиеническим способом, наденьте перчатки
4. На второй палец правой руки обмотайте марлевую салфетку, кончик которого необходимо зафиксировать большим пальцем
5. Большим пальцем левой руки осторожно надавите на подбородок и откройте рот ребенку (при необходимости примените шпатель)
6. Салфетку промокнуть в готовом растворе и промокательными движениями обработайте полость рта.
Примечание: Наберите в стерильный резиновый баллончик один из растворов для обработки полости рта.
- Орошайте слизистую так, чтобы вода стекала в лоток. Проводите данную процедуру перед и после каждого кормления.
- После орошения перед кормлением смажьте слизистые полости рта анестезиновой мазью с целью обезболивания.
При обработке полости рта следует соблюдать следующие правила:
- Обрабатывать слизистую полости рта только промокательными движениями.
- Температура лекарственного раствора должна быть 37-36гр.С.
- Обработку полости рта проводить не менее 4-5 раз в сутки (лучше после каждого кормления).
- В острый период использовать растворы меньшей концентрации по сравнению с концентрацией лечебного раствора в период заживления.
1 | 2 | 3 | 4 |
Источник
Цель:лечебная: ежедневная обработка слизистой оболочки полости рта за 10-15 минут перед каждым кормлением.
Показания:наличие у ребёнка стоматитов.
Противопоказания:нет.
Возможные проблемы:беспокойство ребенка грудного возраста, страх манипуляции у ребенка старше одного года. Со стороны матери: недоверие медперсоналу, отказ от выполнения манипуляции, негативное отношение к манипуляции.
Техника безопасности:
– не оставлять грудного ребенка на пеленальном столе без присмотра
– не использовать для обработки слизистой оболочки полости рта грубую ткань, твёрдые предметы с накрученной на них ватой.
Подготовка пациента:успокоить ребенка.
Оснащение:
– Бикс со стерильными марлевыми салфетками размером 10×10 cм
– Стерильный пинцет
– Стерильный лоток
– Ёмкость с 2% раствором гидрокарбоната натрия, нистатин, бура с глицерином, кандид
– Лоток для сброса, использованного материала
– Ёмкость с дез. раствором и чистая ветошь
– Ёмкость для использованной ветоши
Последовательность действий:
Получите согласие родителей ребёнка на проведение манипуляции.
1. Обработайте пеленальный стол ветошью, смоченной одним из дез средств.
2. Вымойте руки гигиеническим способом.
3. Положите ребёнка на пеленальный стол (ближе к источнику света),
4. Возьмите стерильным пинцетом стерильную марлевую салфетку из бикса
5. Оберните указательный палец правой руки стерильной марлевой салфеткой, свободный конец которой зажмите в кулаке,
6. Левой рукой возьмите ёмкость с одним из приготовленных растворов и смочите марлевую салфетку над лотком для сброса, использованного материала,
7. Откройте левой рукой рот ребёнку, надавливая на подбородок и, опуская его вниз,
8. Осторожными движениями указательного пальца правой руки с помощью салфетки снимите налеты со слизистой оболочки сначала в преддверии рта (внутренняя поверхность щек и десны), затем в собственно ротовой полости (под языком, спинка языка, твердое небо).
9. Использованную марлевую салфетку сбросьте в лоток для сброса, использованного материала
Манипуляция № 5
Техника обработки кожных складок для профилактики опрелости
У грудного ребёнка.
Цель:профилактическая: профилактика опрелостей.
Показания:осуществление гигиенического ухода за новорожденным и грудным ребенком.
Противопоказания:нет.
Возможные проблемы:беспокойство ребенка,
Техника безопасности:
– не оставлять ребенка на пеленальном столе без присмотра.
– использовать только стерильное вазелиновое или растительное масло
Подготовка пациента:
– положить ребёнка на пеленальный стол, обработанный одним из дез средств(ближе к источнику света) и распеленать его.
– успокоить ребенка
Оснащение:
– Ёмкость (мензурка) со стерильным вазелиновым или растительным маслом
– Бикс со стерильными ватными шариками
– Стерильный лоток
– Стерильный пинцет
– Стерильные перчатки
– Лоток для сброса, использованного материала
– Ёмкость с дез. раствором и чистая ветошь
– Ёмкость для использованной ветоши
– 2 чистые пелёнки
– Комплект для пеленания или комплект чистого нательного белья: подгузник (памперс), ползунки, распашонки, кофточка)
Последовательность действий:
Получите согласие родителей ребёнка на проведение манипуляции.
· Вымойте руки гигиеническим способом
· Осмотрите кожные покровы ребенка,
· Подмойте ребенка проточной водой (37-38 0 С) при загрязнении кожных покровов каловыми массами или мочой,
· Подсушите кожные покровы чистой пелёнкой,
· Уложите ребенка на спину на чистую пеленку,
· Помойте руки, наденьте стерильные перчатки,
· Возьмите ватный шарик стерильным пинцетом из бикса, опустите его в мензурку со стерильным маслом комнатной температуры,
· Достаньте рукой его рукой и слегка отожмите,
· Осторожными движениями протрите кожные складки в следующей последовательности: заушные, шейные, подмышечные, локтевые, подколенные, паховые, ягодичные, межягодичная
· Сбросьте использованный ватный шарик в лоток, для сброса, использованного материала,
· При необходимости ватный шарик можно поменять.
· Сбросьте использованный ватный шарик и перчатки в лоток для сброса, использованного материала,
· Запеленайте ребенка, согласно алгоритму манипуляции или оденьте его.
Манипуляция № 6
Источник
Стоматит у ребенка раннего возраста – это неприятное и сложное заболевание и правильное лечение – это залог скорейшего облегчения болезненных симптомов и выздоровления ребенка. Поэтому терапия должна быть своевременной, правильной и длительной (до полного исчезновения признаков болезни).
Только специалист может назначить адекватную терапию в зависимости от возраста и возбудителя и осуществит контроль и коррекцию лечения.
Лечение ребенка нужно начинать незамедлительно после появления первых признаков, чтобы избежать быстрого распространения инфекции, наслоения другой микрофлоры и развития осложнений.
Что такое стоматит
Стоматит у детей – это воспалительный процесс слизистой в полости рта (десна, язык, внутренняя поверхность щек и губ), вызванный различными инфекционными и неинфекционными факторами. Болезнь может развиться в любом возрасте, но чаще это неприятное заболевание диагностируется у детей раннего возраста (малышей до трех лет).
Многих родителей удивляет этот факт, что ребенок до года практически ни с кем не контактирует, поэтому нет вероятности заражения и возникновения воспалительной реакции.
Чаще стоматит у малышей до года вызывается грибками рода кандида (молочница), реже вирусом герпеса.
Частота появления этого неприятного заболевания у детей до трехлетнего возраста связана:
- с нестабильностью иммунной системы ребенка;
- с особенностями строения слизистой пищеварительного тракта (тонкая и чувствительная слизистая);
- с несоблюдением гигиенических норм кормления и ухода.
Лечение стоматита у ребенка в большинстве случаев проводится в домашних условиях – это сложный комплекс местных и общих мероприятий, направленных на уничтожение возбудителя, уменьшение воспаления и всех неприятных симптомов молочницы.
Причины развития стоматита
В раннем детском возрасте наиболее часто диагностируют кандидозный, герпетический и афтозный стоматит.
Причины стоматита у детей:
- инфекционные агенты (вирусы, грибковая флора, патогенные микроорганизмы);
- незрелость или нестабильность иммунной системы ребенка (общего и местного);
- наличие фоновых патологий: инфекционные заболевания, болезни эндокринной и нервной системы, врожденные аномалии;
- состояния после курсов антибиотиков, дисбактериозы;
- неправильная гигиена полости рта грудничка, отсутствие стерилизации сосок, бутылочек, игрушек;
- несоблюдение гигиенических норм в доме.
Причины афтозного стоматита до конца не изучены, многие специалисты считают главными причинами этой патологии – наследственную предрасположенность и ослабление иммунитета ребенка.
В большинстве случаев заражение кандидозным стоматитом у детей до трех лет происходит в результате безобидных поцелуев, облизывании сосок, отсутствии правильной обработки сосков и стерилизации бутылочек и игрушек, которые кроха берет в ротик.
Грибки рода кандида для взрослых являются нормой – это постоянные обитатели ротовой полости, которые при попадании на практически стерильную слизистую новорожденного могут вызвать специфический воспалительный процесс и неприятные симптомы заболевания.
Причиной появления симптомов стоматита у новорожденного чаще всего является внутриутробное инфицирование или заражения в процессе родов, если будущая мать больна герпетической инфекцией с локализацией воспалительного процесса наружных или внутренних половых органов.
Признаки стоматита у детей
Первыми симптомами стоматита у детей первого года жизни являются беспокойство, капризность и отказ от еды.
При развитии воспаления слизистой полости рта у ребенка появляется стойкий дискомфорт, зуд, а затем выраженная болезненность после еды (любая пища раздражает отечную слизистую), поэтому малыши отказываются от еды и питья. Уже после появления этих признаков – нужно обратиться к педиатру, чтобы своевременно начать лечить это сложное заболевание.
При осмотре слизистой полости рта у грудничка можно заметить симптомы стоматита:
- покраснение и отечность слизистой;
- появление сначала белесоватого налета, который быстро распространяется на верхнее и нижнее небо, внутреннюю поверхность губ и щек, язык;
- появление болезненных язвочек и кровоизлияний.
Если лечение не начато своевременно симптомы заболевания усугубляются:
- повышается температура тела от 37,5 до 39 градусов у детей;
- усиливается беспокойство ребенка, отмечается нарушение сна, вялость;
- появляется слюнотечение и неприятный запах изо рта;
- воспаление усугубляется, слизистая становиться рыхлой, появляется кровоточивость;
- увеличивается количество болезненных язвочек.
Когда нужно обращаться за медицинской помощью?
Родителям нужно знать, что если эти симптомы появились у ребенка до года – обращаться к педиатру нужно срочно, особенно когда у малыша отмечается постоянное беспокойство, вялость, неспособность пить и глотать.
Показаниями к срочной консультации специалиста у детей в любом возрасте:
- повышение температуры тела;
- нервозность и неспособность успокоиться;
- отказ от еды;
- появление признаков обезвоживания (сухость губ и слизистых);
- недоношенность, гипотрофия или наличие серьезных заболеваний у грудничка;
- отсутствие эффекта от назначенной терапии в течение 3 дней.
Возможность лечения детей в домашних условиях определяется наблюдающим специалистом и вероятностью развития осложненного течения стоматита у ребенка.
Лечение стоматита у детей
Терапия этого сложного и неприятного заболевания у детей раннего возраста проводиться только под динамическим контролем специалиста – педиатра и/или детского стоматолога. Лечение у грудничков назначается после уточнения диагноза и возбудителя инфекционного процесса.
С особой осторожностью нужно относиться к выбору препаратов и народных методов у детей до года – все эти средства имеют возрастные ограничения и при неправильном применении могут вызвать побочные явления или осложнения.
Терапия стоматита медикаментозными препаратами
Лечение кандидозного стоматита у детей осуществляют определенными группами препаратов:
- противовирусными или противогрибковыми средствами (зависит от возбудителя инфекционного процесса);
- обезболивающими и противовоспалительными средствами;
- успокаивающими и ранозаживляющими препаратами.
В тяжелых случаях показано применение противогрибковых препаратов:
- Кандид для полости рта — раствор на основе клотримазола. Наносится на воспаленные участки 2-3 раза в сутки. Курс лечения составляет 7-10 дней, который нельзя прерывать из-за высокого риска развития рецидива;
- Нистатин — препарат с выраженным противогрибковым действием. Применяется в виде раствора (готовится путем растворения таблеток в теплой кипяченой воде) либо крема. Наносится на пораженные области 2- раза в сутки;
- Флюконазол (Фуцис) — таблетированная форма противогрибкового препарата, который можно использовать для лечения тяжелых форм кандидозного стоматита. У детей доза составляет до 12 мг на кг массы тела в сутки. Продолжительность лечения определяется тяжестью состояния.
Лекарственные средства с возрастными ограничениями у детей первого года жизни:
- Флуконазол и холисал гель (применяют после года);
- Метрогил-дента (с 6 лет);
- Лидохрол гель (с 2 лет).
После снятия острых явлений применяют витаминные и ранозаживляющие средства, чтобы ускорить процессы регенерации в поврежденных тканях и восстановить в них метаболизм и кровоснабжение.
Эти лекарства назначаются местно в виде масел, гелей, мазей:
- Аекол — масляный раствор витаминов А, Е, К и провитамина А. Наносится средство непосредственно на область поражения на марлевой повязке один раз в 48 часов. Продолжается лечебный курс до момента полного восстановления слизистой оболочки;
- Винилин — оказывает противовоспалительное действие и одновременно стимулирует заживление повреждений слизистой оболочки. Наносят препарат при помощи ватной палочки непосредственно на область поражения после каждого приема пищи и перед сном до полного исчезновения клинических проявлений малышам после года;
- Солкосерил — паста, стимулирующая процессы эпителизации поврежденных тканей, способствующая скорейшему заживлению язвенных дефектов при стоматите;
- Облепиховое масло — натуральное средство, обладающее регенерирующим действием. Наносится после стихания острых явлений при помощи стерильной ватной палочки на воспаленные области дважды в день.
Лечение стоматита у ребенка должен назначать врач, с осторожностью нужно лечить малыша и народными средствами – не все методы можно применять у грудничков и малышей раннего возраста.
Лечение содовым раствором
Наиболее эффективным и безопасным средством считается содовый раствор (чайная ложка, растворенная в стакане теплой кипяченой воды). Ротик крохи обрабатывают после каждого приема пищи – 1-2% содовый раствор создает в полости рта щелочную среду, которая является неблагоприятной для жизни и размножения грибков рода кандида.
Лечение стоматита народными средствами
Любые растительные средства (отвары трав, соки растений, натуральные масла) могут вызвать аллергическую реакцию у ребенка раннего возраста, поэтому все эти методы лечения стоматита нужно применять с осторожностью и после консультации педиатра или детского стоматолога.
Чтобы эффективно лечить стоматит у грудничков нужно использовать только безопасные народные методы терапии, перед применением любого средства – получите консультацию специалиста.
Нельзя добавлять в растительные сборы или соки трав мед или использовать это средство в качестве раствора.
Мед считается отличной питательной средой для размножения грибков и других патогенных микроорганизмов.
Поэтому при использовании меда для лечения стоматита у детей – симптомы заболевания усугубляются и лечить болезнь становиться намного сложнее.
При появлении симптомов стоматита у ребенка любого возраста необходимо как можно раньше проконсультироваться со специалистом – педиатром или стоматологом – не занимайтесь самолечением!
Источник