Сказка о топоре и кашель

Сказка о топоре и кашель thumbnail

Надумал и говорит:

— Я поклонился ветру.

Солнцу это не понравилось, оно грозит человеку:

— Ты еще попомнишь, что ветер тебе любезнее меня был.

А ветер утешает человека, говорит:

— Не страшись ни солнца, ни мороза. Коль начнут они тебя обижать, ты меня помяни.

Летом солнце задумало отомстить человеку и давай палить лучами, сколько есть жару. Так человеку жарко стало, что не знает, куда и деваться: ни на дворе, ни в избе никакой прохлады, хоть в воде спасайся! Да долго ли в воде просидишь? Тут человек про ветер вспомнил и говорит:

— Хоть бы ветерок подул! Не так бы жарко было.

Ветер тут как тут — подул с севера, и сразу прохладнее сделалось. Человек опять за работу взялся, а солнцу пришлось признать, что ветер сильнее его оказался.

Зимой мороз надумал человеку отомстить и наслал такую стужу, что человек даже в избе в шубу кутался. Снова человек о ветре вспомнил и говорит:

— Хоть бы ветер подул, погонял бы облака, вот мороз и полегчал бы.

В тот же час подул ветер с юга, закрутил снежную вьюгу, мороз и полегчал. Человек вышел из дому и стал собираться в лес.

Тут и мороз понял, что ветер сильнее его, что с ним не потягаешься. И поехал человек спокойно в лес по дрова.

Повстречался ветер с солнцем и говорит ему:

— Сильнее тот, кто силой не бахвалится. Только на деле видно, у кого силы больше.

Два мороза

стретились в поле два морозных ветра: северный — Зиемелис и восточный — Аустринь. Работу свою они всю справили: дороги замели, сугробы навалили, реки покрыли толстым-претолстым льдом. Делать больше нечего, слоняются да приплясывают.

— Пойдем в лес, может, там какую-нибудь работу найдем, — говорит Зиемелис.

Полетели они в лес. Где промчатся, там ветки гнутся, осины, березы да сосны трещат.

— Слушай, — говорит Аустринь. — Там по дороге кто-то едет. Бубенцы побрякивают и колокольчик звенит. С колокольчиком едет барин, с бубенцами — мужик.

— Помчимся за ними, — говорит Зиемелис. — И хорошенько их проморозим. Кого выбираешь?

— Не знаю, справлюсь ли я с барином. Разве его проймешь? У него же шуба меховая, шапка кунья да сапоги теплые.

— Ну так я полечу за барином, а ты за мужиком! — говорит Зиемелис.

Ладно. Засвистели, закрутились, снег вспорошили и помчались каждый в свою сторону.

Когда солнце уже зашло, встретились братья.

— Ну как у тебя, братец, дела? — спрашивает Аустринь. — Верно, пришлось тебе повозиться с медвежьей шубой?

— Эх, Аустринь! Молод ты еще, зелен! Пробрался я к этому барину и под шубу и под шапку. Я его подмораживаю, а он в шубу кутается. Чем больше он в шубу кутается, тем я теснее прижимаюсь. Еле он живой доехал!

— А вот у меня с мужиком совсем вышла незадача. Сам я еле жив остался. Вижу, едет мужичонка, невидный из себя. Шубенка вся в дырах. Ну, думаю, пройму я тебя. Влез в одну дыру, начинаю морозить. А мужик, не будь глуп, начинает руками себя хлопать, ногами топать. Мне это не по нраву, я его еще пуще морозить. А он остановил лошадь, достал из саней топор и начал сосну рубить, так что лес зазвенел да щепа полетела. Жарко мужику стало, он и совсем шубенку скинул. Я в нее влез да и заморозил, думаю, этим пройму. А он нагрузил воз, поднял шубенку, видит, что она смерзлась, — давай ее об пень колотить. Как только у меня кости целы остались!.. Еле живой сюда доплелся!

Кашель и лихорадка

овстречались однажды в лесу кашель с лихорадкой. Разговорились.

— Ты куда, соседка, собралась? — спрашивает кашель.

— Да сюда вот неподалеку, на хутор Межмалы, к хозяину, — отвечает лихорадка.

— А как ты к нему подберешься?

— Очень просто. Хозяин пойдет в баню, после бани ему пить захочется. А я загодя в ковш заберусь. Он напьется и проглотит меня… Ну а ты куда?

— А я на село к хозяйкиным детям. Мне там работенки станет.

— А ты как к ним подберешься?

— Как хозяйка с детьми в баню пойдет, я заберусь в банный веник. Станет она детей парить, да сама меня в них и вгонит.

Распрощались кашель с лихорадкой и договорились через год тут же в лесу встретиться и рассказать друг другу про то, как год прожили.

А разговор их тайком подслушал охотник. Думает он, кому помочь? Решил спасти хозяина, потому что лихорадка злее кашля. В субботний вечер отправился охотник в Межмалы.

— Где хозяин? — спрашивает.

Отвечают ему:

— В бане.

Ждал, ждал охотник, наконец хозяин вернулся из бани и просит воды напиться. Только он за ковш — охотник у него ковш отобрал, воду вылил в пузырь, а пузырь перевязал. И говорит:

— В пузыре лихорадка. Подвяжи-ка ты пузырь под крышу, на дым.

Как задрожит лихорадка в пузыре, как затрясется! Весь год тряслась. Когда год миновал, велел охотник хозяину выпустить лихорадку из пузыря, а сам в лес поспешил. Там уже кашель дожидается. Видит охотник — лихорадка на костылях еле тянется.

— Что это ты так обессилела? — спрашивает кашель.

Поведала ему лихорадка свою беду. А кашель ей весело в ответ:

— Вишь, какой я беленький да чистенький: меня на неделе по два раза в баню водили, и мыли, и парили.

Поговорили, поговорили, да и отправились оба в другие края.

ВОЛШЕБНЫЕ СКАЗКИ

Хозяин и старая береза

ил-был хозяин. Не сказать, чтобы богатый, но и не бедный, а так, серединка наполовинку. Хлеб у него уродился на славу, все гумна полным-полны, а дров, чтоб хлеба до молотьбы просушить, не было. Пойдешь в лес рубить — лесник топор отнимет, барин из дому прогонит, а денег на дрова у хозяина нет.

Есть, однако, в саду высокая старая береза, ее хватило бы риги на две хлеба просушить, да хозяйка не велит березу рубить. Решил хозяин срубить ее тайком, так, чтобы хозяйка не видала. Однажды поутру, чуть свет, пока хозяйка спала, пошел он в сад и хотел срубить старую березу. Только хозяин топором замахнулся, как старая береза принялась просить его.

Читайте также:  Ребенку полгода что дать от кашля

— Хозяин любезный, не руби ты меня, много ль во мне для тебя проку?

— Много не много, а на дрова сгодишься, риги две хлеба высушить, — отвечает хозяин, опустив топор.

— Не руби ты меня! — твердит ему береза свое. — Ступай в дом, там тебя деньги ждут, накупишь дров сколько угодно.

Заходит хозяин в дом, глядь — и правда, навалена в углу куча денег. Он тут же к барину, покупает дрова, да еще велит привезти их за деньги. Все диву даются: ни зернышка еще не намолотил, а уже столько у него денег! А хозяин и в ус не дует, живет себе богачом.

Так жил хозяин в довольстве и нужды ни в чем не знал, пока ему не прискучило. Схватил тогда топор — и снова в сад, березу рубить. Опять взмолилась старая береза:

— Не руби ты меня! Много ль во мне для тебя проку?

— Много не много, да только придется мне тебя срубить, — говорит хозяин. — Разве что ты меня барином сделаешь, тогда оставлю тебя расти.

— Ладно, станешь ты барином, только не руби, — отвечает старая береза, — но придется тебе подождать, пока нынешний барин умрет.

Источник

      îäíîì ñàðàå ïîä êó÷åé ñòàðûõ æåëåçÿê æèë-áûë Òîïîð. Íó, æèë-áûë – ýòî ãðîìêî ñêàçàíî. Ïðîñòî ïîêà åù¸ ñóùåñòâîâàë. Ñâåðõó áûëè íàáðîñàíû Êîñà, Ëîïàòà, Òÿïêà è åù¸ ìíîãî ÷åãî, êîãäà-òî î÷åíü íóæíîãî â õîçÿéñòâå. Âñå æåëåçÿêè âàëÿëèñü â óãëó è æäàëè ñâîåé ó÷àñòè, ïîñòåïåííî ïðåâðàùàÿñü â õëàì.  Õîçÿèí ñîáèðàëñÿ ñäàòü âåñü ýòîò õëàì íà ìåòàëëîëîì, íî ðóêè ó íåãî íèêàê äî ýòîãî íå äîõîäèëè.
     Ñòàðàÿ Êîñà êîêåòëèâî âñïîìèíàëà ñâîþ ìîëîäîñòü è ïðîãóëêè ïî çåë¸íûì ëóæàéêàì ñ êðàñàâöåì-êîñöîì. Àõ, ñêîëüêî æå òðàâû îíè çàãîòîâèëè âäâî¸ì äëÿ êîðìèëèöû-êîðîâóøêè, êàê çâîíêî ïåëà îíà íà ëóãîâûõ ïðîñòîðàõ, à ñîëíöå âåñåëî îòðàæàëîñü â íåé, êàê â çåðêàëå. Êðàñàâåö-êîñåö ïîñòàðåë, à åãî ñûí Ìèòÿé, èçâåñòíûé â îêðóãå ëåíòÿé,  â óñëóãàõ Êîñû íå íóæäàëñÿ. Îí îáçàâ¸ëñÿ ñîâðåìåííûì òðèììåðîì, êîòîðûé ñâîèìè âîïëÿìè ïóãàë âñåõ ïòàøåê-áóêàøåê, æèâóùèõ â òðàâå,  è áåçæàëîñòíî ñêàøèâàë âñ¸ íà ñâî¸ì ïóòè ïîä ñàìûé êîðåøîê, îò÷åãî ëóæàéêè è ïîëÿíêè ïðåâðàùàëèñü â îùåòèíèâøèõñÿ ¸æèêîâ. Äà è ñ îñòàëüíûì íàñëåäñòâîì îáîø¸ëñÿ íå äîëæíûì îáðàçîì.
     Áðîøåííàÿ Ìèòÿåì, èñïà÷êàííàÿ çåìë¸é Ëîïàòà êîãäà-òî áûëà çíàòíîé îãîðîäíèöåé. Ðîâíûå ðÿäû ãðÿäîê ñëàâèëèñü íà âñþ îêðóãó, à õîçÿéêà  îòíîñèëàñü ê íåé áåðåæíî è ñ ïî÷òåíèåì. Ãðàáëè ðûõëèëè çåìëþ è ñîáèðàëè ñêîøåííóþ òðàâó â ñòîãà. Òÿïêà ïîìîãàëà îêó÷èâàòü êàðòîøêó è âñåãäà ñòàðàòåëüíî âûïîëíÿëà ýòó ðàáîòó. Âèëû âûêàïûâàëè ïî îñåíè êàðòîøêó,  ïîìîãàëè êîðìèòü ñêîòèíó è ïðèáèðàòüñÿ â õëåâó.
      ýòó êó÷ó áûëî ñâàëåíî åù¸ ìíîãî âñÿêîãî-ðàçíîãî äîáðà, êîãäà-òî î÷åíü íóæíîãî ÷åëîâåêó,  äëÿ îáëåã÷åíèÿ åãî òðóäà â õîçÿéñòâå è æèçíè. Ïîçäíî íî÷üþ, êîãäà âñå â äîìå è îêðóãå çàñûïàëè, ñòàðûå âåùè îæèâàëè. Îíè ñ óïîðíûì ïîñòîÿíñòâîì èçìàòûâàëè ñåáÿ âîñïîìèíàíèÿìè î áûëîé ïîëåçíîé æèçíè,  æàëîâàëèñü íà ïîñòèãøóþ èõ ó÷àñòü è ãîðüêî ïëàêàëè. Íî ïîìî÷ü äðóã äðóãó íè÷åì íå ìîãëè.   Èõ ñòåíàíèÿ è ñë¸çû áîëüíî ðàíèëè Òîïîð â ñàìóþ äóøó. Îí ãîðåâàë âìåñòå ñ íèìè è ñåäåë äåíü îòî äíÿ âñ¸ áîëüøå è áîëüøå, âåðíåå ïîêðûâàëñÿ ðæàâ÷èíîé, ïîòîìó ÷òî èìåííî òàê ñåäåþò ñòàðûå æåëåçíûå âåùè.
     Íèêòî èç äðóçåé ïî íåñ÷àñòüþ íå çíàë, ÷òî èõ äðóã Òîïîð áûë íå ïðîñòîé, à îáëàäàë òâîð÷åñêîé äóøîé. Îí óìåë íå òîëüêî äðîâà ðóáèòü, íî è ÷óäåñà òâîðèòü. À ÷òîáû åãî äóøó ðàçãàäàòü, íàäî ïðîñòî Òîïîð â ðóêè âçÿòü. Íî ðóêè äîëæíû áûòü íå ïðîñòûå, à, êàê â íàðîäå ãîâîðÿò, «çîëîòûå».
     Äîëãî áû åù¸ ñòàðûå æåëåçÿêè ïðîçÿáàëè, åñëè áû Ìèòÿé ñòàðûé äîì äðóãîìó ÷åëîâåêó íå ïðîäàë. Ïåðâûì äåëîì íîâûé õîçÿèí, êîòîðîãî çâàëè Ìèõàèë, à ïðîçûâàëè ëþäÿì ìèë, ñâîè âëàäåíèÿ îáîø¸ë è ìíîãî ÷åãî èíòåðåñíîãî â ñàðàå íàø¸ë. Çàèíòåðåñîâàëà åãî êó÷à ñòàðîãî õëàìà, ñòàë îí å¸ ðàçáèðàòü, äà ðàññìàòðèâàòü. Ïðèñâèñòíóë îò óäèâëåíèÿ, õìûêíóë îò âîçìóùåíèÿ: êàê æå ìîæíî áûëî òàêèì íåðàäèâûì áûòü è âñå âåùè ïîãóáèòü. Ïîæàëåë îí èõ âñåõ è ïîîáåùàë äàòü èì âòîðóþ æèçíü, ÷òîáû îïÿòü ïîëüçó ïðèíîñèëè.
     Äîøëà î÷åðåäü è äî Òîïîðà. Êàê òîëüêî ÷åëîâåê âçÿë åãî â ðóêè, çàïåëà â åãî äóøå êàêàÿ-òî ñòðóíà, à â óíèñîí åé âòîðèëà ñòðóíà äóøè òîïîðà. Îíè ñðàçó ïî÷óâñòâîâàëè, ÷òî äîëãî èñêàëè âñòðå÷è äðóã ñ äðóãîì. Òîïîðèùå óäîáíî ëåãëî â ðóêó, è Òîïîð ïîíÿë, ÷òî ýòî èìåííî òå «çîëîòûå» ðóêè, êîòîðûå îí òàê äîëãî æäàë.
     Íîâûé õîçÿèí, íåò, ýòî áûë óæå äðóã, à íå õîçÿèí, ñíÿë Òîïîð ñ òîïîðèùà, îòìûë åãî îò ãðÿçè è îò÷èñòèë îò ðæàâ÷èíû. Òîïîð çàñèÿë, êàê òîëüêî ÷òî îò÷åêàíåííûé ïÿòàê. Òîïîðèùå ïî÷èñòèë è çàíîâî îòïîëèðîâàë, ÷òîáû çàíîçû ðóêè íå çàíîçèëè. À êîãäà èõ ñîåäèíèë âìåñòå, ðàäîñòè Òîïîðà íå áûëî ãðàíèö, îí ñâåòèëñÿ îò ñ÷àñòüÿ ÿð÷å ñîëíöà â íåáå.
     Âåñü áûâøèé õëàì Ìèõàèë ïðèâåë â ïîðÿäîê è ðàáî÷åå ñîñòîÿíèå, êàæäîìó îïðåäåëèë ñâî¸ ìåñòî «ïðîæèâàíèÿ», ãäå áûëî ñóõî è êîìôîðòíî. Íî÷üþ âñå áûâøèå «æåëåçÿêè» ñîáðàëèñü âìåñòå, ÷òîáû ñîîáùà ïîðàäîâàòüñÿ è ðàññêàçàòü äðóã äðóãó, ÷åì æå îíè çàíèìàëèñü. Âïå÷àòëåíèÿì è ðàäîñòè íå áûëî êîíöà. Òîïîð ðàäîâàëñÿ çà âñåõ è çà ñåáÿ. Êàæäûé ñ íåòåðïåíèåì æäàë íàñòóïëåíèå íîâîãî äíÿ, à Òîïîð áîëüøå âñåõ.
     Óòðîì Òîïîðó ðàññêàçàëè ïðî çàáîòó, äà ïîçâàëè íà ðàáîòó. Íàäî íîâûé äîì ñðóáèòü, ÷òîáû â í¸ì ñåìüå óäîáíî áûëî æèòü. Äåòÿì êà÷åëè ñîîðóäèòü, à æåíå-êðàñàâèöå, äà ðóêîäåëüíèöå íîâóþ êóõíþ ïîäàðèòü. Áóäåò îíà æàðèòü, ïå÷ü è âàðèòü, êóëèíàðíûå ÷óäåñà òâîðèòü, à ìóæà è Òîïîð õâàëèòü.
     À Òîïîðó òîëüêî òîãî è íàäî. Ïîêóìåêàëè îíè ñ Ìèõàèëîì, ÷òî äà êàê, âåäü âçÿëèñü çà äåëî, à íå çà ïóñòÿê. È çàêèïåëà ðàáîòà.  óìåëûõ ðóêàõ Òîïîð ïðåâðàòèëñÿ â òâîðöà-óäàëüöà. Ùåïêè âî âñå ñòîðîíû ëåòåëè. È, êàê ïî ìàíîâåíèþ âîëøåáíîé ïàëî÷êè, ñëîâíî èç íèîòêóäà, âûðîñ íà óëèöå íîâûé äîì âñåì íà óäèâëåíèå, äà íà çàãëÿäåíèå. Áàøåíêè ðåçíûå, íàëè÷íèêè óçîðíûå. Äâåðè ñàìè ãîñòåïðèèìíî ðàñêðûâàëèñü, ïðèãëàøàÿ âñåõ ïîëþáîâàòüñÿ íà âíóòðåííåå óáðàíñòâî.  ñàäó ïîÿâèëàñü àæóðíàÿ áåñåäêà, âíóòðè ñòîÿë êðóãëûé ñòîë è óäîáíûå ñêàìåéêè. Äåòè âìåñòå ñ äðóçüÿìè ðåçâèëèñü íà äåòñêîé ïëîùàäêå, êà÷àëèñü íà êà÷åëÿõ-êàðóñåëÿõ, â ïåñî÷íèöå ëåïèëè êóëè÷èêè è ì÷àëèñü âïåð¸ä íà êîíå-êà÷àëêå.
     Ñî âñåé îêðóãè ïðèõîäèëè ëþáîâàòüñÿ òâîðåíèÿìè Òîïîðà è åãî äðóãà Ìèõàèëà. Âñêîðå ñëàâà î íèõ ðàçíåñëàñü ïî áëèæíèì è äàëüíèì ãîðîäàì è ñåëåíèÿì. Ñòàëè ëþäè íàçûâàòü Ìèõàèëà Ìàñòåðîì. Ìíîãèì õîòåëîñü èìåòü êðàñèâûå è óäîáíûå äîìà è âåùè, äà òàêèå, ÷òîáû íå êàê ó âñåõ. Îòîâñþäó ïðèãëàøàëè åãî ê ñåáå. Ìàñòåð Ìèõàèë ïîäóìàë-ïîäóìàë, ïîñîâåòîâàëñÿ ñ æåíîé è Òîïîðîì è ðåøèë, ÷òî êðàñîòå áûòü, äà è ñåìüå ïðèáûòîê íå ïîìåõà.
     Ñîñòàâèë Ìàñòåð Ìèõàèë ìàðøðóò, ïðèêèíóë, ñêîëüêî íà êàêîå äåëî âðåìåíè ïîíàäîáèòñÿ, ÷òîáû ê çèìíåé ïîðå äîìîé âåðíóòüñÿ, è ñòàë â ïóòü-äîðîãó ñîáèðàòüñÿ. Ñîáðàë åäó íà äâà äíÿ, ïîëîæèë Òîïîð â çàïëå÷íûé ìåøîê è îñòàâèë â ñàðàå äî óòðà.
     Äîøëà ìîëâà îá èñêóñíîì Òîïîðå è äî åãî áûâøåãî õîçÿèíà Ìèòÿÿ, çàâèñòíèêà è ëåíòÿÿ. Îáóÿëà åãî çàâèñòü íåñóñâåòíàÿ, ñïðÿòàâ ïîä ñîáîé âñ¸ ñâåòëîå, ÷òî ó íåãî áûëî. Ðåøèë îí âñåìè ïðàâäàìè è íåïðàâäàìè âåðíóòü ñåáå ñâîè âåùè. Ïðèø¸ë ê Ìàñòåðó Ìèõàèëó ñî ñâîèìè òðåáîâàíèÿìè, íî òîò îòâåòèë:
     – Òû, ïðîäàâàÿ ìíå äîì, ñêàçàë: «Áåðè ñî âñåì áàðàõëîì!». À òåïåðü âñ¸ íàçàä òðåáóåøü. Íå õîçÿèí òû ñâîåìó ñëîâó.
     Ðåøèë Ìèòÿé êóïèòü Òîïîð, íî íå òóò-òî áûëî. Íå íóæíû Ìàñòåðó Ìèõàèëó òàêèå äåíüãè, âåäü äðóçåé íå ïðîäàþò.
     Íè ñ ÷åì óø¸ë ðàçîçë¸ííûé Ìèòÿé,  íå ñîëîíî õëåáàâøè äîìîé âåðíóëñÿ. È òîãäà íàâåñòèëà åãî ìûñëü ÷¸ðíàÿ, óïîðíàÿ,  óêðàñòü Òîïîð, äà òàê â ãîëîâå è îñòàëàñü, âåðíóòüñÿ âîñâîÿñè îòêàçàëàñü. Ïðîêðàëñÿ Ìèòÿé íî÷üþ â ñàðàé, ïîøàðèë ïî âñåì óãëàì. Íàø¸ë Òîïîð, êîòîðûé ìèðíî ñïàë â çàïëå÷íîì ìåøêå â ïðåäâêóøåíèè ñëàâíûõ äåë, è óêðàë åãî.
     Ïðèáåæàë Ìèòÿé äîìîé, îò íåòåðïåíèÿ íå ñòàë äàæå óòðà äîæèäàòüñÿ, òàê õîòåëîñü åìó ÷óäî ðàñ÷óäåñíîå ñîòâîðèòü. Ðåøèë äëÿ íà÷àëà æåíå ñêàìåå÷êó äëÿ îãîðîäà ñäåëàòü, ÷òîáû íå æàëîâàëàñü áîëüøå íà óñòàëîñòü. È òàê, è ñÿê ìàñòèëñÿ, íî èç-ïîä Òîïîðà òîëüêî ùåïêè ëåòåëè, áûòü ñêàìåéêîé íå õîòåëè. Äî óòðà ïðîìó÷èëñÿ, çðÿ õîðîøåå äåðåâî ïåðåâ¸ë. Ðåøèë, ÷òî íå òîò Òîïîð âçÿë. Íàäî áû îò íåãî èçáàâèòüñÿ, äà òîëüêî êóäà åãî ïîäåâàòü? Âûøåë îí íà áîëüøóþ äîðîãó è âûáðîñèë Òîïîð ñ ãëàç äîëîé, êóäà ðóêà âîðîâàòàÿ çàêèíóëà.
     Íàñòóïèëî óòðî. Ìàñòåð Ìèõàèë ïîïðîùàëñÿ ñ ñåìü¸é, çàêèíóë çà ïëå÷è ìåøîê è, âåñåëî íàïåâàÿ, îòïðàâèëñÿ â ïóòü-äîðîãó. Ìíîãî ëè, ìàëî ïðîø¸ë, âäðóã ïîñðåäè áîëüøîé äîðîãè Òîïîð íàø¸ë, äà íå ÷óæîé, à ñâîåãî ñâîåÿ ñâîé. Óäèâèëñÿ, êàê Òîïîð òóò î÷óòèëñÿ? Äóìàë-ãàäàë, íî òàéíó íå óçíàë. Çàñóíóë Òîïîð çà ïîÿñ è ïðîäîëæèë ïóòü.
     Ìíîãî îíè âäâî¸ì êðàñîòû ñîòâîðèëè, èõ çà ýòî áëàãîäàðèëè. Ëþäè íàçûâàëè èõ âîëøåáíèêàìè, à Ìàñòåð Ìèõàèë ñìåÿëñÿ:
     – Âîëøåáíèêó âñ¸ ëåãêî è ïðîñòî äà¸òñÿ, íèîòêóäà áåð¸òñÿ. À ìû ñ Òîïîðîì êî âñÿêîìó äåëó íå òîëüêî ðóêè ïðèêëàäûâàåì, íî è äóøó âêëàäûâàåì. Åñëè äóøà ïî¸ò, òî è äåëî ëàäîì èä¸ò. Êðàñîòó ñîòâîðèòü, íå äåðåâî ñðóáèòü. Åñëè åñòü æåëàíèå, òî ïðèä¸ò è óìåíèå.
      ìîåé ñêàçêå åñòü íàì¸ê, äîáðûì ìîëîäöàì óðîê: âåùü âûáðàñûâàòü íå ãîäèòñÿ, âäðóã îíà äà ïðèãîäèòñÿ.  «çîëîòûõ» ðóêàõ è Òîïîð ïî¸ò, íà çîâ ïåñíè òîé êðàñîòà èä¸ò. À ó íåðàäèâûõ è ëåíèâûõ, íóæíûå âåùè â ñàðàå âàëÿþòñÿ, äà â õëàì ïðåâðàùàþòñÿ…
05.07.2016 ã. Êàñëè

Читайте также:  Жидкие сопли и кашель у ребенка лечение

© Copyright: Ëþäìèëà Ðîãà÷êî, 2016
Ñâèäåòåëüñòâî î ïóáëèêàöèè ¹216070800720

Источник

Сказка о Топоре и Мастере

В одном сарае под кучей старых железяк жил-был Топор.
Ну, жил-был – это громко сказано. Просто пока ещё существовал. Сверху были
набросаны Коса, Лопата, Тяпка и ещё много чего, когда-то очень нужного в
хозяйстве. Все железяки валялись в углу и ждали своей участи, постепенно
превращаясь в хлам. Хозяин собирался сдать весь этот хлам на металлолом, но
руки у него никак до этого не доходили.
Старая Коса кокетливо вспоминала
свою молодость и прогулки по зелёным лужайкам с красавцем-косцом. Ах, сколько
же травы они заготовили вдвоём для кормилицы-коровушки, как звонко пела она на
луговых просторах, а солнце весело отражалось в ней, как в зеркале.
Красавец-косец постарел, а его сын Митяй, известный в округе лентяй, в услугах
Косы не нуждался. Он обзавёлся современным триммером, который своими воплями
пугал всех пташек-букашек, живущих в траве, и безжалостно скашивал всё на своём
пути под самый корешок, отчего лужайки и полянки превращались в ощетинившихся
ёжиков. Да и с остальным наследством обошёлся не должным образом.
Брошенная Митяем, испачканная землёй
Лопата когда-то была знатной огородницей. Ровные ряды грядок славились на всю
округу, а хозяйка относилась к ней бережно и с почтением. Грабли рыхлили землю
и собирали скошенную траву в стога. Тяпка помогала окучивать картошку и всегда
старательно выполняла эту работу. Вилы выкапывали по осени картошку, помогали
кормить скотину и прибираться в хлеву.
В эту кучу было свалено ещё много
всякого-разного добра, когда-то очень нужного человеку, для облегчения его
труда в хозяйстве и жизни. Поздно ночью, когда все в доме и округе засыпали,
старые вещи оживали. Они с упорным постоянством изматывали себя воспоминаниями
о былой полезной жизни, жаловались на постигшую их участь и горько плакали. Но
помочь друг другу ничем не могли. Их стенания и слёзы больно ранили Топор в
самую душу. Он горевал вместе с ними и седел день ото дня всё больше и больше,
вернее покрывался ржавчиной, потому что именно так седеют старые железные вещи.
Никто из друзей по несчастью не знал, что их друг Топор был не простой, а
обладал творческой душой. Он умел не только дрова рубить, но и чудеса творить.
А чтобы его душу разгадать, надо просто Топор в руки взять. Но руки должны быть
не простые, а, как в народе говорят, «золотые».
Долго бы ещё старые железяки
прозябали, если бы Митяй старый дом другому человеку не продал. Хозяин новый
Михаил, а прозывали Людям мил, свои владения обошёл и много чего интересного в
сарае нашёл. Заинтересовала его куча старого хлама, стал он её разбирать, да
рассматривать. Присвистнул от удивления, хмыкнул от возмущения: как же можно
было таким нерадивым быть и все вещи погубить. Пожалел он их всех и пообещал
дать им вторую жизнь, чтобы опять пользу приносили.
Дошла очередь и до Топора. Как
только человек взял его в руки, запела в его душе какая-то струна, а в унисон
ей вторила струна души Топора. Они сразу почувствовали, что долго искали
встречи друг с другом. Топорище удобно легло в руку, и Топор понял, что это
именно те «золотые» руки, которые он так долго ждал.
Новый хозяин, нет, это был уже друг,
а не хозяин, снял Топор с топорища, отмыл его от грязи и отчистил от ржавчины.
Топор засиял, как только что отчеканенный пятак. Топорище почистил и заново
отполировал, чтобы занозы руки не занозили. А когда их соединил вместе, радости
Топора не было границ, он светился от счастья ярче солнца в небе.
Весь бывший хлам Мил-Михаил привел в
порядок и рабочее состояние, каждому определил своё место «проживания», где
было сухо и комфортно. Ночью все бывшие «железяки» собрались вместе, чтобы
сообща порадоваться и рассказать друг другу, чем же они занимались.
Впечатлениям и радости не было конца. Топор радовался за всех и за себя. Каждый
с нетерпением ждал наступление нового дня, а Топор больше всех.
Утром Топору рассказали про заботу,
да позвали на работу. Надо новый дом срубить, чтобы в нём семье удобно было
жить. Детям качели соорудить, а жене-красавице, да рукодельнице новую кухню
подарить. Будет она жарить, печь и варить, кулинарные чудеса творить, а мужа и
Топор хвалить.
А Топору только того и надо.
Покумекали они с Мил-Михаилом, что да как, ведь взялись за дело, а не за
пустяк. И закипела работа. В умелых руках Топор превратился в творца-удальца.
Щепки во все стороны летели. И, как по мановению волшебной палочки, словно из
ниоткуда, вырос на улице новый дом всем на удивление, да на заглядение. Башенки
резные, наличники узорные. Двери сами гостеприимно раскрывались, приглашая всех
полюбоваться на внутреннее убранство. В саду появилась ажурная беседка, внутри
стоял круглый стол и удобные скамейки. Дети вместе с друзьями резвились на
детской площадке, качались на качелях-каруселях, в песочнице лепили куличики и
мчались вперёд на коне-качалке.
Со всей округи приходили любоваться
творениями Топора и его друга Михаила. Вскоре слава о них разнеслась по ближним
и дальним городам и селениям. Стали люди называть Михаила Мастером. Многим
хотелось иметь красивые и удобные дома и вещи, да такие, чтобы не как у всех.
Отовсюду приглашали его к себе. Мастер Михаил подумал-подумал, посоветовался с
женой и Топором и решил, что красоте быть, да и семье прибыток не помеха.
Составил Мастер маршрут, прикинул,
сколько на какое дело времени понадобится, чтобы к зимней поре домой вернуться,
и стал в путь-дорогу собираться. Собрал еду на два дня, положил Топор в
заплечный мешок и оставил в сарае до утра.
Дошла молва об искусном Топоре и до
его бывшего хозяина Митяя, завистника и лентяя. Обуяла его зависть несусветная,
спрятав под собой всё светлое, что у него было. Решил он всеми правдами и
неправдами вернуть себе свои вещи. Пришёл к Мастеру со своими требованиями, но
тот ответил:
– Ты, продавая мне дом, сказал:
«Бери со всем барахлом!». А теперь всё назад требуешь. Не хозяин ты своему
слову.
Решил Митяй купить Топор, но не
тут-то было. Не нужны Мастеру Михаилу такие деньги, ведь друзей не продают.
Ни с чем ушёл разозлённый Митяй, не
солоно хлебавши домой вернулся. И тогда навестила его мысль чёрная, упорная,
украсть Топор, да так в голове и осталась, вернуться восвояси отказалась.
Прокрался Митяй ночью в сарай, пошарил по всем углам. Нашёл Топор, который
мирно спал в заплечном мешке в предвкушении славных дел, и украл его.
Прибежал Митяй домой, от нетерпения
не стал даже утра дожидаться, так хотелось ему чудо расчудесное сотворить.
Решил для начала жене скамеечку для огорода сделать, чтобы не жаловалась больше
на усталость. И так, и сяк мастился, но из-под Топора только щепки летели, быть
скамейкой не хотели. До утра промучился, зря хорошее дерево перевёл. Решил, что
не тот Топор взял. Надо бы от него избавиться, да только куда его подевать?
Вышел он на большую дорогу и выбросил Топор с глаз долой, куда рука вороватая
закинула.
Наступило утро. Мастер Михаил
попрощался с семьёй, закинул за плечи мешок и, весело напевая, отправился в
путь-дорогу. Много ли, мало прошёл, вдруг посреди большой дороги Топор нашёл,
да не чей-то чужой, а свой. Удивился, как Топор тут очутился? Думал-гадал, но
тайну не узнал. Засунул Топор за пояс и продолжил путь.
Много они вдвоём красоты сотворили,
их за это благодарили. Люди называли их волшебниками, а Мастер смеялся:
– Волшебнику всё легко и просто
даётся, ниоткуда берётся. А мы с Топором ко всякому делу не только руки
прикладываем, но и душу вкладываем. Если душа поёт, то и дело ладом идёт.
Красоту сотворить, не дерево срубить. Если есть желание, то придёт и умение.
В моей сказке есть намёк, добрым
молодцам урок: вещь выбрасывать не годится, вдруг она да пригодится. В
«золотых» руках и Топор поёт, на зов песни той красота идёт. А у нерадивых и
ленивых, нужные вещи в сарае валяются, да в хлам превращаются…

Читайте также:  Плющ сироп от кашля инструкция

05.07.2016 г. Касли
© Copyright: Людмила Рогачко, 2016
Свидетельство о публикации №216070800720

Рейтинг работы: 4

Количество отзывов: 2

Количество сообщений: 2

Количество просмотров: 155

© 12.07.2016г. Людмила Рогачко
Свидетельство о публикации: izba-2016-1721390

Рубрика произведения: Проза -> Сказка

Источник