Массаж от кашля по толкачеву

Массаж от кашля по толкачеву thumbnail

Когда меня спрашивают, с чего надо начинать закаливание, я всегда отвечаю – с массажа.

Само по себе обливание холодной водой дает очень много, но не все.

Особенно, если вам приходится иметь дело с часто болеющим ребенком.

Организму едва хватает сил, чтобы вообще держаться, не говоря о закаливании. И именно различные виды массажа позволяют “добавить здоровья”, подготовить даже очень ослабленный организм к закаливанию.

А кроме того, ведь есть еще и лечебное действие массажа, и общеукрепляющее, и повышающее сопротивляемость к заболеваниям, и просто повышающее настроение.

Так что первое, чему мы обучаем родителей, желающих чтобы их дети перестали простужаться – это, конечно, массажам.

Как правило, используем следующие виды массажа.

Точечный – основываясь на схеме, предложенной Аллой Алексеевной Уманской, руководителем лаборатории 1 Московского медицинского института.

Лицевой – по схеме, предложенной Борисом Сергеевичем Толкачевым, человеком, создавшим знаменитую “систему Толкачева”.

Массаж грудной клетки

– как классический, так и в модификации Толкачева.

Массаж горла

, растирание стоп догоряча, растирание спины (последние два из системы Толкачева).

Лицевой массаж по Толкачеву

Используется для лечения и профилактики ОРВИ, бронхитов, астматических приступов. Прекрасно помогает при частых фарингитах, тонзилитах, ангинах, насморках, гайморитах и других синуситах, т.е. при всех видах острых и хронических заболеваний носоглотки. Способствует снятию отека слизистой, улучшению аэрации носоглотки и пазух, снятию воспалительных явлений и снижению аллергизации.

Лицевой массаж по Толкачеву
Рис.1. Лицевой массаж по Толкачеву

При увеличенных аденоидах занятия по этой системе позволяют зачастую обойтись без операций по их удалению, а если операция все же необходима, то эти упражнения являются прекрасной подготовкой к ней и, одновременно, надежной профилактикой осложнений.

Об эффективности этих методик говорит и тот факт, что ЛОР – врачи, которые работают в нашей поликлинике, стали рекомендовать больных с хроническими заболеваниями носоглотки записаться к нам в группу закаливания часто болеющих, хотя в первый момент они реагируют на эту методику отрицательно.

Итак, методика Толкачева с незначительными изменениями.

Маленький ребенок сидит у вас на коленях спиной к вам. Ребенок побольше – на стуле, спиной к вам, а вы на другой стуле. Большой или взрослый – сидит, а вы стоите у него за спиной. Это делается для того, чтобы рука, массирующая лицо, была согнута в локте под прямым углом.

zakal_02.jpg

Рис.2. Лицевой массаж по Толкачеву – упражнения

Упражнение 1

Круговое растирание носа. Подушечками безымянных пальцев растираем (нежно, не разминаем, как будто гладим – и чуть сильнее) по кругу крылья носа. Если ребенок большой, то можно средними пальцами растирать также выступающие косточки спинки носа.

Одновременно второй-третьей фалангами пальцев растираем верхнечелюстную кость (косточку под глазом). А ладонью в то же время прижимает уши. Рука закрепощена до локтя и в дистальных суставах не двигается. Средняя скорость – примерно 230-250 оборотов в минуту. Растираем от 50 до 90 сек.

Критерий правильности выполнения упражнений – появление ощущения тепла на 20-40 сек. и отсутствие болезненных явлений. Поделайте денек на себе и вы сразу определите, с какой силой надо нажимать. Не трите сильно – кожа начнет болеть и шелушиться.

Упражнение 2

“Морзянка” или пневмомассаж слизистой носоглотки. Так как промассировать слизистую мы не можем, как это сделали бы с кожей на спине, то приходиться воздействовать на нее по-другому – давлением.

(Хотя некоторые дети ухитряются, засунув палец в нос, не то что слизистую промассировать, а чуть ли не глаз изнутри почесать).

Зажимая нос при выдохе, поднимаем давление, которое давит на слизистую, открыли нос – давление упало, повторили – вот вам и массаж слизистой. Вдох ртом, выдох через нос. Ноздри зажимаем сбоку пальцем, как правило, средним.

Прерывисто отпускаем, с частотой 3-4 раза в секунду, давая возможность воздуху толчками выходить, сбрасывая давление в носоглотке. Время открытия ноздри должно быть примерно в 2 раза короче, чем время закрытия. При слишком частом открывании ноздри давление не достигает нужной величины.

Не делать при острых отитах.

Упражнение 3

Линейное растирание нижней челюсти. Пальцы смыкаем ладонной поверхностью, сами ладони кладем на подбородок с двух сторон. Ладони с очень легким нажимом скользят по щекам, пальцы упруго следуют за ними.

Два пальца (мизинец и безымянный) идут снизу нижней челюсти, растирая подчелюстные лимфоузлы, место наибольшей пульсации сонной артерии, боковую поверхность шеи. Средний же и указательный растирают нижнюю десну.

Это практически элемент косметического массажа, только у нас нажим чуть сильнее. Хорошо помогает при ангинах и других заболеваниях горла.

Упражнение 4

Линейное растирание носа. Пальцы – как в упражнении 1, только теперь не по кругу, а линейно растираем последовательно крылья и спинку носа, верхнечелюстную кость, уши. Скорость та же – до 200 растираний в минуту.

Не забывайте, прежде чем положить пальцы на нос, сомкнуть их кончики, тогда вы захватите всю поверхность носа.

Если же пальцы не сомкнуты, то они ложаться на щеки, нос – остается практически незадействованным.

Упражнение 5

Линейное растирание лба. Четыре пальца (без большого) каждой руки лежат на лбу, касаясь кончиками встык друг друга. Растираем от середины к вискам. Можно просто хлестко собирать пальцы в кулачок.

Читайте также:  Как растереть ребенка барсучьим жиром при кашле

Упражнение 6

Круговое растирание лба. Фалангопястным суставом указательного пальца (у основания пальца с ладонной стороны) растираем лоб по периметру по спиралевидной траектории. В 6-ти точках, расположенных на 1 см кверху от нижнего края лба и на 1 см книзу от верхнего края по вертикальным линиям, проходящим через середину, лба и середину глаз, давление и скорость усиливаем на 3-4 секунды до появления жжения.

Все упражнения выполняются по 50-90 секунд, “Морзянка” – любимое упражнение детей – по 3-4 выдоха с каждой стороны. При одинаковой проходимости правой и левой ноздре можно “стучать” одновременно.

Иногда ребенка сажают лицом к себе. Тогда первое упражнение выполняется суставом согнутого указательного или большого пальца. А третье – не ладонной, а тыльной стороной кисти. Можно руками работать поочередно. Таким же образом, кстати, проводится и самомассаж.

Маленькие дети, как правило, с трудом разрешают дотрагиваться до лица. Им приходится начинать с какого-либо одного упражнения, с 2-4 секунд. Постоянно увеличивая его продолжительность, доводим до 20-30 секунд и добавляем 2-4 секунды следующего упражнения.

Иногда уходит до месяца, чтобы приучить ребенка к такому массажу. Поэтому старайтесь приучить ребенка к массажам пока он здоров. Болезнь желания не прибавит. С целью профилактики массаж проводим 3 раза в день. В эпидемию гриппа при первых признаках заболевания, для лечения – до 4-5 раз в день, иногда и чаще.

Одна мама, начав заниматься с сыном и демонстрируя ему на себе, через три месяца пришла ко мне и сказала: “Доктор, я впервые за 20 лет понюхала цветы, которые мне подарил муж”. Она регулярно лечилась от хронического гайморита, получала антибиотики, физиолечение, делались проколы. А через три месяца ежедневных многократных занятий и промываний, нос впервые вздохнул свободно.

Другая мама прибежала ко мне с обвинениями – хоть ребенок не очень часто простужался, она решила укрепить его здоровье – начала делать лицевой массаж – и через два дня из носа потек гной с кровью. Она пришла к нашему ЛОР-врачу, та ее успокоила, убедила продолжать занятия.

Гной шел около двух недель, еще недели три – светлое серозное отделяемое. И перестали болеть уши, которые частенько беспокоили мальчика. Анализируя этот случай, мы пришли к выводу, что у ребенка был недиагносцированный гайморит, который, являясь очагом хронической инфекции, давал частые обострения в виде отита. Убрали очаг – исчез отит.

Эта методика очень нравится родителям, у которых дети страдают рецидивирующим бронхитом или воспалением легких, провоцируемых ОРВИ. Они считают, что эти упражнения – одна из лучших профилактик.

Обычно сразу за лицевым массажем следуют местные водные процедуры (см. выше).

Куранов Г.В.

Источник

    Ïðîôèëàêòèêà ïðîñòóäíûõ çàáîëåâàíèé ïî ìåòîäó Áîðèñà Òîëêà÷åâà

    Òîëêà÷åâ Áîðèñ Ñåðãååâè÷ – ïåäàãîã è òðåíåð, äîöåíò êàôåäðû ôèçè÷åñêîãî âîñïèòàíèÿ, àâòîð ìåòîäèêè çàêàëèâàíèÿ îðãàíèçìà ÷åëîâåêà, ïî êîòîðîé áîëåå 30 ëåò ðàáîòàåò ñàì è ìíîãèå åãî ñîðàòíèêè.

    Ôèçè÷åñêàÿ àêòèâíîñòü è çàêàëèâàíèå – âîò îñíîâà ìåòîäèêè çàêàëèâàíèÿ, êîòîðàÿ âêëþ÷àåò ôèçè÷åñêèå óïðàæíåíèÿ, íèçêîòåìïåðàòóðíûå âîäíûå ïðîöåäóðû, âîçäóøíûå âàííû, ìàññàæ è äðóãèå ñðåäñòâà. Îíà ïîìîãàåò òðåíèðîâàòü äèàôðàãìàëüíîå äûõàíèå, óêðåïëÿåò îðãàíèçì, îñëàáëÿåò áîëåçíü; ïîìîãàåò ïðåîäîëåòü ïîëíóþ íåçàùèùåííîñòü ÷åëîâåêà ïåðåä ëþáîé èíôåêöèåé âåðõíèõ äûõàòåëüíûõ ïóòåé è áðîíõîëåãî÷íîãî àïïàðàòà, ïåðåä ñêâîçíÿêàìè è õîëîäîâûìè ðàçäðàæèòåëÿìè.
     Ñðåäñòâà ôèçè÷åñêîé êóëüòóðû è ãèãèåíè÷åñêèå ìåðîïðèÿòèÿ, ïðèìåíÿåìûå â ïðîôèëàêòèêå ÎÐÂÈ è â ôèçè÷åñêîé ðåàáèëèòàöèè äåòåé è âçðîñëûõ, ñòðàäàþùèõ õðîíè÷åñêèìè íåñïåöèôè÷åñêèìè çàáîëåâàíèÿìè îðãàíîâ äûõàíèÿ è àëëåðãèåé. (Òàáëèöà èç êíèãè Á.Ñ. Òîëêà÷åâà «Ôèçêóëüòóðíûé çàñëîí ÎÐÇ». Óñëîâíûå îáîçíà÷åíèÿ: I – ïåðèîä ïðåäâåñòíèêîâ çàáîëåâàíèÿ; II – îñòðûé ïåðèîä çàáîëåâàíèÿ; III – ïåðèîä âûçäîðîâëåíèÿ, IV – ðåìèññèÿ; ÏÏ – ïåðèîä ïðèñòóïà; ÌÏÏ – ïåðèîä ìåæäó ïðèñòóïàìè èëè ìåæäóïðèñòóïíûé ïåðèîä).

Ñðåäñòâà ôèçè÷åñêîé êóëüòóðû è ãèãèåíè÷åñêèå ìåðîïðèÿòèÿ Ïåðèîäû áîëåçíè
I II III IV ÏÏ ÌÏÏ
Çàêàëèâàþùèå ïðîöåäóðû è ìåðîïðèÿòèÿ + + + + + +
Ðàñòèðàíèå èëè ïðîìîêàíèå òåëà ïîëîòåíöåì + + + + + +
Ìàññàæ ëèöà + + + + + +
Ìàññàæ ãðóäíîé êëåòêè + + + + + +
Ðàñòèðàíèå ïîäîøâ + + + +
Äûõàòåëüíàÿ ãèìíàñòèêà + + + + +
Ôèçè÷åñêèå ïðèåìû, íàïðàâëåííûå íà äðåíàæ áðîíõîâ è êóïèðîâàíèå ïðèñòóïîâ áðîíõèàëüíîé àñòìû + + + + + +
Áåã òðóñöîé ñ ÷åðåäîâàíèåì åñòåñòâåííîãî è äèàôðàãìàëüíîãî äûõàíèÿ + + + +
Õîäüáà ñ ÷åðåäîâàíèåì åñòåñòâåííîãî è äèàôðàãìàëüíîãî äûõàíèÿ + + + + + +
Îáùåðàçâèâàþùèå óïðàæíåíèÿ + + +
Îòäûõ â ïîñòåëè ïîñëå âîäíûõ ïðîöåäóð èëè ôèçè÷åñêàÿ àêòèâíîñòü + + + + + +
Êîìïëåêñíûé óõîä çà áîëüíûì ÷åðåç ÷àñ ïîñëå çàñûïàíèÿ è â íî÷íûå ÷àñû + + + + + +
Ïèòàíèå (ðàöèîíû â ñóòî÷íîì ðåæèìå, äèåòà) + + +
Ïëàâàíèå + + +
Ïîäâèæíûå è ñïîðòèâíûå èãðû + + + +

      Íåêîòîðûå ïðèåìû ìàññàæà

     1. Ïðè îñòðîì ðèíèòå:
     1. È.ï. ðåáåíêà (èëè âçðîñëîãî) – ñèäÿ íà ñòóëå èëè ñòîÿ; è.ï. ðîäèòåëÿ (èëè ìàññàæèñòà) – ñèäÿ íà ñòóëå èëè ñòîÿ ëèöîì ê ìàññèðóåìîìó. Âûïîëíÿþò ïîãëàæèâàíèå ëáà, âîëîñèñòîé ÷àñòè ãîëîâû, øåè è ïëå÷. Ìàññàæ ïðîâîäÿò ïîäóøå÷êàìè ïàëüöåâ è ëàäîíÿìè 5–6 ðàç ïîäðÿä íà ïðîòÿæåíèè äâóõ ìèíóò. Âíà÷àëå íàäî êàñàòüñÿ êîí÷èêàìè ïàëüöåâ êîæè ëáà è çàòåì äâèæåíèåì â íàïðàâëåíèè ê çàòûëêó ñêîëüçèòü çà óøàìè íà øåþ, íà ïëå÷è è ðóêè (âñå äâèæåíèå ñîâåðøàþò çà 20–25 ñ).
     2. È.ï. ðåáåíêà (âçðîñëîãî) – ëåæà íà ñïèíå íà êðîâàòè èëè êóøåòêå ñ âûñîêèì èçãîëîâüåì (â ñëó÷àå áîëüøîé ñëàáîñòè), èëè ñèäÿ íà ñòóëå, èëè ñòîÿ; è.ï. ðîäèòåëÿ – ñèäÿ íà ñòóëå èëè ñòîÿ ëèöîì ê ðåáåíêó. Âîçäåéñòâóþò íà ìÿãêèå òêàíè íîñà (êðûëüÿ íîñà è êîæà íà âåðõíåé ÷åëþñòè, ïðèìûêàþùàÿ ê íîñó íèæå ïåðåíîñèöû). Ìàññàæ âûïîëíÿþò ïåðåäíåé è áîêîâîé ïîâåðõíîñòüþ ñðåäíèõ ôàëàíã ñîãíóòûõ óêàçàòåëüíûõ ïàëüöåâ êîëåáàòåëüíûìè äâèæåíèÿìè â ëó÷åçàïÿñòíûõ ñóñòàâàõ, ñëåãêà íàæèìàÿ, ñ ÷àñòîòîé êîëåáàíèé äî 240 â 1 ìèíóòó. Ñïèíó äåðæèòå ïðÿìî, íå íàïðÿãàéòåñü. Ïëå÷è ðàññëàáëåíû. Ïëå÷î è ïðåäïëå÷üå ñîñòàâëÿþò ïðÿìîé óãîë. Êèñòè âìåñòå, óêàçàòåëüíûå ïàëüöû äîñòàòî÷íî ïëîòíî ïðèæàòû ê ìàññèðóåìîìó ó÷àñòêó ëèöà. Ìàññèðóåìûé âäûõàåò ðòîì, à âûäûõàåò äîñòàòî÷íî øóìíî è áåç îñîáîé ýêñïðåññèè, íî ìàêñèìàëüíî äîëãî, ÷òî âîçìîæíî òîëüêî ïðè îòìåííîé ðàáîòå ìûøö áðþøíîãî ïðåññà (ãîâîðèòå ðåáåíêó «âûäûõàé æèâîòîì», «òåïåðü ðàçäóé æèâîò òàê, êàê áóäòî àðáóç ïðîãëîòèë»; «îïÿòü âûäûõàé æèâîòîì, äîëãî äîëãî!» è ò. ä.).  ðåçóëüòàòå ìàññàæà îòåê ñëèçèñòîé íîñà âñêîðå óìåíüøèòñÿ, äûõàíèå óëó÷øèòñÿ. Ñ ýòîãî ìîìåíòà ïîñëå 2–3 âûäîõîâ ñëåäóåò âûñìîðêàòüñÿ.
Çàâåðøèâ âûïîëíåíèå ïåðâîãî ïðèåìà ìàññàæà ëèöà, ïðèñòóïàéòå êî âòîðîìó, êîòîðûé äåòè íàçûâàþò «ìîðçÿíêîé», à ñïåöèàëèñòû – «ïíåâìîìàññàæåì».
     3. È.ï. – òî æå. Âîçäåéñòâóþò íà ìÿãêèå òêàíè íîñà òàê æå, êàê â ïåðâîì ïðèåìå, íî òðåáóåòñÿ ïëîòíî çàæèìàòü íîçäðè: ïðè ìàññàæå áîëüíîãî – áîêîâûìè ïîâåðõíîñòÿìè îñíîâíûõ ôàëàíã óêàçàòåëüíûõ ïàëüöåâ, ïðè ñàìîìàññàæå – áîêîâûìè ïîâåðõíîñòÿìè íîãòåâûõ ôàëàíã áîëüøèõ ïàëüöåâ. Âäîõ äåëàåòñÿ ðòîì, âûäîõ – ñèëüíî íîñîì. Âàøà çàäà÷à – ñûãðàòü «ìîðçÿíêó» â õîäå îäíîãî âûäîõà (ïðîèçâîëüíî ïîëó÷àéòå «òî÷êè» è «òèðå») è òàêèì îáðàçîì ïðîìàññèðîâàòü âûñîêèì äàâëåíèåì âîçäóõà ïðèäàòî÷íûå ïàçóõè íîñà è ñàì íîñ. Ïîâòîðèòü 3–5 ðàç. Ìàññèðîâàòü ìîæíî ñðàçó îáå ñòîðîíû (îáå íîçäðè îäíîâðåìåííî ïëîòíî çàêðûâàéòå, îáå îòêðûâàéòå). Ìîæíî âûïîëíÿòü ïðèåì íà îäíîé ñòîðîíå.  ýòîì ñëó÷àå, îñòàâëÿÿ ïðàâóþ íîçäðþ ïîñòîÿííî çàêðûòîé, «ìîðçÿíêó» «èãðàéòå» íà ëåâîé, è íàîáîðîò. Ïðè ýòîì èíîãäà çàêëàäûâàåò óøè, è îò íåñêîëüêî íåïðèÿòíîãî (êàê â ñàìîëåòå) îùóùåíèÿ ëåãêî èçáàâèòüñÿ, äåëàÿ íåñêîëüêî ãëîòàòåëüíûõ äâèæåíèé.
     Îñîáåííî ïîëåçíî ñî÷åòàòü ìàññàæ ëèöà ñ âîäíûìè ïðîöåäóðàìè. Äëÿ ýòîãî ïîñëå îêîí÷àíèÿ ìàññàæà íóæíî êà÷åñòâåííî âûïîëíèòü ñëåäóþùåå:
    à) óìîéòåñü ÷åòûðüìÿ ïðèãîðøíÿìè õîëîäíîé (âîäîïðîâîäíîé, êîëîäåçíîé èëè ðîäíèêîâîé) âîäû, õîðîøåíüêî ðàçîòðèòå âîäîé ëèöî;
    á) âòÿíèòå íîñîì âîäó èç ïðèãîðøíè. Ñòîÿ, íàêëîíèâøèñü âïåðåä, ïîäíåñèòå ïîëíóþ ïðèãîðøíþ ê íîñó è ðåçêî âòÿíèòå â ñåáÿ âîäó íîñîì. Îñòàâàÿñü â íàêëîíå, õîðîøî âûñìîðêàéòåñü. Ïîâòîðèòü 4 ðàçà;
    â) ïðîïîëîùèòå ãîðëî õîëîäíîé âîäîé. Âçÿâ â ðîò äîâîëüíî ìíîãî âîäû, çàïðîêèíüòå ãîëîâó è äîëãî äîëãî ïîëîùèòå ãîðëî. Çàòåì, íàêëîíèâøèñü âïåðåä, âûïëþíüòå âîäó èçî ðòà. Ïîâòîðèòü 4 ðàçà;
    ã) âûïåéòå äâà áîëüøèõ ãëîòêà õîëîäíîé âîäû.
    Ïðè ãàéìîðèòå, ôðîíòèòå, òîíçèëëèòå è àíãèíå ïîëüçîâàòüñÿ õîëîäíîé âîäîé íå òîëüêî ìîæíî, íî è íóæíî, ïîòîìó ÷òî îíà äëÿ òàêèõ áîëüíûõ î÷åíü ïîëåçíà, îñîáåííî â ñî÷åòàíèè ñ ìàññàæåì ëèöà. È òîëüêî ïðè îòèòå âîçäåðæèòåñü îò ðåçêîãî âòÿãèâàíèÿ âîäû íîñîì.

Читайте также:  Сухое тепло в домашних условиях при кашле

    2. Ìàññàæ ãðóäíîé êëåòêè:
    Ïîãëàæèâàíèå. Âûïîëíÿåòñÿ ëàäîíÿìè è ðàññòàâëåííûìè âðîçü ïàëüöàìè îáåèõ ðóê ïðîäîëüíî îò ïëå÷ ê áåäðàì è îò áåäåð ê ïëå÷àì òûëüíîé ñòîðîíîé êèñòè, äîñòàòî÷íî ëåãêî â òåìïå äî 200 äâèæåíèé â îáîèõ íàïðàâëåíèÿõ â 1 ìèí.
    Ðàñòèðàíèå «âðàçäðàé». È.ï. – ïðàâàÿ ëàäîíü ìàññàæèñòà íà ïðàâîé ëîïàòêå ìàññèðóåìîãî, ëåâàÿ ëàäîíü – íà ïîÿñíèöå ñëåâà. Âûïîëíÿåòñÿ ëàäîíÿìè ðåçêèìè âñòðå÷íûìè äâèæåíèÿìè ïðîäîëüíî ïî âñåé ñïèíå. Òåìï äî 240 äâèæåíèé êàæäîé ëàäîíüþ â îáîèõ íàïðàâëåíèÿõ â 1 ìèí.
    Ëîïàòêè – ðóêè. Âðàùàòåëüíûìè äâèæåíèÿìè ëàäîíåé «ðàçîãðåéòå» ëîïàòêè è çàòåì äâàæäû ïîãëàäüòå ðóêè ñêîëüæåíèåì âíèç ïî âíåøíåé ïîâåðõíîñòè è ââåðõ ïî âíóòðåííåé äî ïîäìûøåê.
    Æèâîò. – ãðóäü. Ïîä æèâîòîì ó áåäåð ïàëüöû êàñàþòñÿ ïîäóøå÷êàìè äðóã äðóãà. Äâèæåíèåì ââåðõ âïåðåä ñ ñèëîé ñêîëüçèòå êèñòÿìè ïî æèâîòó è áîêàì, çàòåì ïî ãðóäè. Íà 4 ñ÷åòà íóæíî ïðîéòè òàêèì îáðàçîì æèâîò è ãðóäü. Ïîâòîðèòü 5 á ðàç.

             ****

Источник

Массаж от кашля детям

С таким симптомом болезней дыхательной системы, как кашель, сталкиваются все дети. Чтобы облегчить состояние заболевшего ребенка, родители готовы использовать разные методы. Одним из них является специальный массаж, безвредно помогающий избавиться от кашля.

Показания

Массаж от кашля рекомендуется при избыточном скоплении в дыхательных путях слизи, которая трудно отделяется. Такая ситуация возможна, если у ребенка:

  • Простуда.
  • Бронхит.
  • Бронхиальная астма.
  • Пневмония.
  • Эмфизема легких.
  • Пневмосклероз.

Массаж позволяет быстрее восстановиться ребенку

Почему массаж способствует отхождению мокроты?

Во время массажа бронхиальное дерево разогревается, а накопившаяся в нем слизь становится боле жидкой. В результате мокрота лучше откашливается и выводится из мелких бронхов в более крупные, а затем в трахею, что помогает организму избавиться и от избытка слизи, и от микробов или вирусов.

Польза

Массаж от кашля является хорошей альтернативой использованию лекарственных препаратов. Такая процедура может проводиться с рождения, при этом родители могут научиться его проведению, не привлекая специалистов.

Помимо стимуляции отхождения мокроты такой массаж:

  • Стимулирует кровоток и ток лимфы.
  • Укрепляет мышечные волокна, участвующие в дыхании.
  • Повышает подвижность ребер.
  • Стабилизует дыхательную функцию.
  • Усиливает эффект от применения лекарственных препаратов.

Противопоказания

Выполнение массажа от кашля не рекомендуется, если:

  • У ребенка повышена температура тела.
  • Малыш только что поел.
  • Простуда или другая болезнь дыхательных путей только началась (массаж показан лишь с 4-5 дня заболевания, когда острая стадия прошла).
  • Малыш ощущает дискомфорт в положении на животе.
  • Появились осложнения основного заболевания.
  • У малыша есть заболевания кожи.
  • Масса тела ребенка слишком низкая.
Читайте также:  Чем поить ребенка при кашле с мокротой

Массаж грудничку от кашля

Виды массажей

Массаж от кашля может проводиться разными методиками, поэтому он бывает:

  • Дренажным. Основная особенность такого массажа, способствующего лучшему выведению мокроты, заключается в расположении тела – голова ребенка должна быть ниже, чем корпус.
  • Точечным. Это весьма эффективный массаж, но проводить его должен лишь специалист, который хорошо знает, на какие зоны нужно воздействовать.
  • Баночным. У такого массажа неплохой эффект и положительное влияние на иммунитет, но его выполнение не всегда доступно из-за необходимости использовать подручные средства.
  • Вибрационным. Для такого массажа выполняются несильные постукивания по спинке ребенка. Его также называют перкуссионным.
  • Медовым. Этот вид массажа отличается высокой эффективностью при кашле, вызванном хронической или затяжной болезнью. Ограничением к его применению является высокий риск аллергии.

Подробнее об этом смотрите в следующем видео.

Подробнее о вибрационном массаже при кашле смотрите в следующей передаче.

Техника проведения массажа

Поскольку самым доступным и часто применяемым вариантом массажа при кашле является дренажный, рассмотрим детальнее технику его выполнения. Сначала ребенку массажируют спину, а затем грудь, избегая области сосков и почек. Комнату перед процедурой стоит проветрить.

Массаж спины

Начните с растираний спины всей поверхностью ладоней от плеч к пояснице и обратно. Далее вам нужно выполнять:

  • Быстрые пощипывающие движения пальцами рук. Первые пощипывания выполняйте рядом с позвоночником, а затем повторяйте, отступая по несколько сантиметров в стороны, пока не дойдете до боковых частей грудной клетки.
  • Похлопывания подушечками пальцев, собранными в горсть.
  • Поколачивания ребрами ладоней. Их лучше выполнять по диагонали, двигаясь с области выше поясницы до плеч.
  • Поколачивание ребрами кулаков. Они также проводятся по диагонали.

Все движения должны быть не грубыми, но вполне активными, чтобы вызвать небольшое покраснение кожи.

Масса от кашля при бронхите

Массаж грудной клетки

Уложив ребенка на спину, разотрите грудь ладонями (всей поверхностью), двигаясь от центра грудной клетки к ключицам. Сила надавливания должна быть небольшой, но достаточной для появления небольших покраснений. В заключение усадите ребенка и разотрите яремную впадину, которая находится между ключицами. Нажимайте на нее осторожно, чтобы не сдавливать гортань. Далее попросите малыша покашлять.

После процедуры ребенка укутывают в одеяло и оставляют немного полежать в спокойной обстановке. Длительность массажа составляет примерно 10 минут, проводить его рекомендуют дважды в день в течение 5 дней. Чтобы облегчить скольжение рук, можно воспользоваться маслом или кремом.

Подробнее о дренажном (перкуссионном) массаже читайте в другой статье.

Технику проведения дренажного (перкуссионного) массажа грудной клетки смотрите в следующем видео.

Перкуссионный массаж – мнение Комаровского

Известный педиатр считает такой вид массажа эффективным при кашле и объясняет его название связью со словом percussion (так по латыни называют постукивания). Во время такого массажа бронхи ребенка начинают вибрировать, а мокрота отделяется от их поверхности. И если малышу было трудно откашлять «прилипшую» мокроту, то после попадания слизи в просвет бронхов, кашель становится более продуктивным.

Комаровский акцентирует внимание родителей на том, что перкуссионный массаж при его эффективности нельзя назвать самостоятельным методом терапии. Известный врач подчеркивает, что такая процедура обязательно сочетается с приемом лекарств и, что более важно, с достаточным объемом питья и увлажнением воздуха. Также Комаровский отмечает, что такой массаж нельзя проводить при повышенной температуре тела.

По словам популярного педиатра, перкуссионный массаж, который могут провести родители в домашних условиях, должен выглядеть так:

  1. Уложить ребенка на живот, а под таз положить подушку, чтобы он оказался выше головы.
  2. Сесть рядом с ребенком и кончиками пальцев выполнить интенсивные и частые постукивания, которые не должны причинять малышу боль. Желательно, чтобы пальцы соприкасались с кожей под углом, направленным к голове. Во время постукиваний меняйте позицию головы ребенка каждые 30 секунд.
  3. Через 1 минуту ребенка следует поднять, после чего предложить ему покашлять.
  4. Повторить такие серии постукиваний и откашливаний 4-5 раз.

Такую процедуру можно проводить до 6 раз в день.

Подробнее о то, как делать, массаж при бронхите, смотрите в передаче доктора Комаровского.

В следующем видео доктор Комаровский показывает, как нужно делать массаж при кашле.

Как делать массаж грудничкам?

Процедура проводится либо за 40 минут до кормления, либо через полчаса после еды. Если кроха во время массажа плачет, манипуляцию следует прекратить и успокоить младенца. Также важно не забывать, что массаж грудничку должен проводиться теплыми руками с тщательно отстриженными ногтями.

Застелите стол матрасом и пеленкой (под нее можно положить клеенку), а также подготовьте полотенце или одеяло, в которое нужно завернуть кроху сразу после процедуры. Уложите малютку на животик, а под грудь младенца положите небольшую подушку, чтобы голова крохи чуть-чуть свисала ниже корпуса.

Аккуратно погладьте спинку младенца подушечками пальцев до появления розового цвета. Далее легко растирайте кожу, двигаясь от поясницы вверх к области плеч. После этого приподнимите младенца, укутайте его и уложите в кроватку, не забывая время от времени менять положение тела (это будет предотвращать застой мокроты).

Массаж грудничку от кашля

Источник