Все о детском кашле для мам

Евгений Комаровский.

скачать книгу бесплатно

Человек должен знать,

как помочь себе самому в болезни…

Гиппократ

Книга выходит в авторской редакции.

Защиту интеллектуальной собственности и прав издательства «КЛИНИКОМ» осуществляет юридическая компания «Юрпайинтел».

Маленькое предисловие

Обучай только того, кто способен, узнав про один угол квадрата, представить себе остальные три.

Конфуций

Кашель – явление чрезвычайно распространенное. Все мы кашляем. Дети наши кашляют. Кто чаще, кто реже, кто будучи больным, кто здоровым.

Кашель – это привычно, стандартно, обыденно.

Детский кашель – привычно вдвойне.

Какими бы вы ни были замечательными, заботливыми и внимательными родителями, какими бы закаленными и здоровыми ни были ваши дети, как минимум 3–4 раза в год вы будете сталкиваться с ситуацией, когда вашему ребенку плохо из-за того, что он кашляет.

И ребенок будет просить помощи у близких, у тех, кто всегда рядом: у мамы и папы, у бабушек и дедушек.

И вы, разумеется, постараетесь ребенку помочь. Вы мобилизуете весь свой жизненный опыт, вспомните, что помогает при кашле именно вам, что использовали при кашле ваши родители, какие лекарства назначали врачи, вполне возможно и очень даже вероятно, что вы обратитесь за помощью к детскому доктору или попросите «что-нибудь от кашля», забежав в близлежащую аптеку.

Насколько эффективной будет ваша помощь? Ответить на этот вопрос сложно. Ибо причины кашля бывают разные, да и выраженность кашля бывает разной. И вам, родителям, в большинстве случаев не под силу разобраться с причиной кашля, но в этом, как правило, и нет необходимости, это задача врача. Но

какой бы диагноз ни был установлен, каким бы ужасным и мучительным ни был кашель у вашего ребенка, есть, тем не менее, универсальные правила помощи, есть четкие, конкретные и, что самое главное, высокоэффективные родительские действия.

Подводим итоги.

Все дети эпизодически кашляют.

Кашляющие дети нуждаются в помощи взрослых.

Находящиеся рядом взрослые (мамы, папы, бабы, деды) ВСЕГДА имеют возможность эффективно помочь.

Чтобы научиться эффективно помогать, надо:

? потратить немного времени;

? получить необходимую информацию;

? понять и усвоить несложные правила;

? реализовать все это на практике.

Если вы готовы потратить совсем немножко, но взамен получить и реализовать, эта книга для вас!

Кашель – что это?

Точность слова является, прежде всего, требованием смысла.

Константин Федин

Что пишут словари?

Словарь Даля:

КАШЕЛЬ, м. – недуг, большею частью простудный: судорожное и громкое выдыханье, с болью, харкотиною и другими припадками.

Словарь Ожегова:

КАШЕЛЬ, – шля, м. – судорожный выдох с хрипом (при болезни дыхательных путей).

Большой Энциклопедический Словарь:

КАШЕЛЬ, рефлекторный акт – непроизвольные форсированные выдыхательные движения, обусловленные раздражением преимущественно слизистой оболочки дыхательных путей (напр., мокротой).

Энциклопедический словарь медицинских терминов:

Кашель – произвольный или непроизвольный (рефлекторный) толчкообразный форсированный звучный выдох; может являться признаком патологического процесса.

Итак, что такое кашель?

На первый взгляд, здесь вообще нечего объяснять, ибо каждый человек неоднократно кашлял лично и многократно слышал кашель в исполнении друзей, знакомых, сотрудников, детей и других родственников.

Внятно и недвусмысленно растолковать, что же такое кашель, может быть, и непросто, но уж продемонстрировать (показательно покашлять) – сможет любой.

Тем не менее некие общие разъяснения нужны, поскольку кашель всеми рассматривается как явление однозначно бесполезное, плохое, неправильное, мешающее и ненужное.

С кашлем хочется активно бороться!

…и вообще хочется жить и не кашлять!

Парадокс заключается в том, что на самом деле кашель – явление чрезвычайно нужное. Жить и не кашлять, может быть, и хочется, но жить

скачать книгу бесплатно

Источник

Кашель – это защитная рефлекторная реакция организма ребенка на попадание в дыхательные пути какого-либо чужеродного агента или наличие воспалительного процесса в верхних и нижних дыхательных путях.

Это способствует развитию отека слизистых и продукции слизи.

Но нельзя забывать и то, что кашель у детей может возникать при патологических процессах не связанных с поражением дыхательных путей и иметь психогенную природу. Достаточно часто в детском возрасте кашель  возникает, как реакция на острую стрессовую ситуацию или при длительном психоэмоциональном перенапряжении – в этом случае постоянное покашливание или кашель будет симптомом невроза.

Также кашель может проявляться при заболеваниях других органов или систем:

  • при заболеваниях сердца и сосудов;
  • органов пищеварения;
  • при эндокринных патология и нарушениях обмена веществ;
  • при аллергических реакциях на лекарственные препараты или пищевые и контактные аллергены.

Причины детского кашля

Самое значимое место среди причин возникновения кашля занимают:

  • острые респираторно-вирусные инфекции и простудные заболевания (ОРВИ И ОРЗ);
  • бактериальные инфекции верхних и реже нижних дыхательных путей.

При катаральных воспалительных процессах в дыхательных путях ребенка, которые возникают при сезонных (осенне-зимний период с сентября по апрель) ОРЗ и ОРВИ кашель носит остро возникающий характер и сопровождается другими признаками воздействия на организм респираторного вируса:

  • недомогание, вялость, слабость;
  • повышение температуры тела;
  • чихание, насморк, заложенность носа;
  • першение и боль в горле.

В данном случае кашель – это симптом инфекции, возникающей вследствие воспалительного процесса в слизистых, которые сопровождаются отеком и продукцией слизистого экссудата, а кашель направлен на освобождение дыхательных путей от инфекционных агентов, осаждаемых на слизистой и слизи или мокроты.

 При поражении воспалением возникают следующие заболевания:

  • носоглотки или глотки (назофарингит, фарингит);
  • гортани (ларингит, ларинготрахеит);
  • ангина или тонзиллит;
  • трахеи (трахеит).

На втором месте среди причин возникновения кашля у детей находится бронхоспазм при бронхиальной астме или обструктивном бронхите.

Бронхообструкция при обструктивном бронхите, как правило, сочетается с наличием воспалительного процесса в бронхах и усугубляется наличием воспаления и отека. Кроме этого отмечается скопление вязкого бронхиального секрета, что усугубляет клиническую картину, и кашель у ребенка носит раздражающий, непродуктивный и навязчивый характер, нарушающий самочувствие и сон.

О лечении обструктивного бронхита можно прочитать в этой статье.

Еще одной причиной кашля у детей могут быть воспалительные процессы в легочной ткани и плевре – пневмонии и плевриты, диагностировать которые можно только после обследования ребенка в условиях лечебного учреждения.

При поражении этих структур возникают:

  • пневмония и альвеолит – воспаление альвеол легочной ткани
  • плевропневмония, плеврит – при остром воспалении плевры.

Очень опасными для ребенка являются и состояния, возникающие при попадании в дыхательные пути ребенка различных инородных тел, которые нарушат проходимость дыхательного дерева, могут усугубляться бронхоспазмом  и нарастающим отеком слизистой.

Эти состояния при позднем диагностировании (если предмет мелкий) вызывают присоединение бактериальной инфекции и деформации определенных участков бронхиального дерева – бронхоэктазов.

В данном случае кашель носит рефлекторный, постоянный характер, не зависит от времени суток и быстро усугубляется.

Родителям необходимо срочно обратиться за консультацией в медицинское учреждение, особенно если есть подозрение на возможный факт попадания инородного тела в дыхательную систему ребенка.

В этом случае никакие лекарственные средства не принесут эффекта, а в некоторых случаях могут и усугубить состояние малыша, и единственный метод лечения – устранение причины кашля, извлечение инородного тела из дыхательных путей ребенка.

Кроме этого кашель у детей может возникать:

  • при перераздражении кашлевого центра (центральный кашель);
  • при стойком отеке наружного слухового прохода;
  • при стекании слизи из полости носа и пазух (синусит, аденоидит);
  • при гипертрофии лимфоидной ткани носоглотки (гипертрофия миндалин и аденоидные вегетации).

В любом случае возникновения кашля у ребенка, необходимо определить причину его возникновения, и только ее устранение, поможет добиться полного выздоровления ребенка и исчезновения кашля.

Виды кашля у детей

Кашель в любом возрасте – это симптом патологических изменений верхних и нижних дыхательных путей воспалительного или невоспалительного характера.

Выделяют сухой и влажный кашель.

По временным характеристикам и клиническим проявлениям кашля у ребенка, он может варьировать от редкого или незаметного покашливания, который практически не оказывает влияния на самочувствие ребенка и до мучительного и сильного кашля.

Частый сильный кашель сопровождается у маленьких детей:

  • беспокойством;
  • рвотой;
  • нарушением самочувствия и сна.

В первом случае, ребенок не нуждается в назначении противокашлевых препаратов, но причину кашля выяснить необходимо.

У детей различают остро возникающий, затяжной, рецидивирующий и длительный постоянный кашель.

Остро возникающий кашель характерен для заболеваний верхних, реже нижних дыхательных путей.

Сначала возникает сухой и непродуктивный кашель и сопровождается другими признаками вирусной инфекции – недомоганием, насморком и повышением температуры тела.

Главная задача в данном случае – исключение пневмонии, так как на начальных этапах вирусного процесса ни сила, ни характер кашля не указывают на наличие вирусной пневмонии.

Она встречается на сегодняшний день достаточно часто.

Это связано:

  • со снижением иммунной реактивностью у детей;
  • неблагоприятной экологической ситуацией;
  • отягощенной наследственностью;
  • большим количеством врожденной патологии;
  • наличием сопутствующих заболеваний.

Заподозрить начало вирусной пневмонии у ребенка может только врач, после осмотра и аускультации.

Затяжной кашель – кашель, длящийся более двух недель.

Наиболее часто он встречается после острого бронхита и связан с постинфекционной продукцией вязкой мокроты и гиперчувствительностью кашлевых рецепторов.

У детей раннего  возраста затяжной кашель может возникать:

  • при аденоидите;
  • гипертрофии аденоидов;
  • при длительном воспалении носоглотки, в связи с постоянным затеканием слизи из носоглотки в гортань.

Также затяжной характер кашель может приобретать при рецидивирующем бронхите, у часто болеющих детей, когда новая инфекция наслаивается на еще не полностью восстановившееся от катара бронхиальное дерево ребенка.

Затяжной, мучительный сухой кашель может возникать при трахеите и трахеобронхите, вызванных, определенным типом вируса – рино-синцитиальной инфекции, парагриппе и риновирусной инфекции.

Для этих респираторно-вирусных инфекций характерен сухой, болезненный приступообразный кашель, сопровождающийся отхождением небольших комочков плотной слизи и длительностью до шести недель.

Также затяжной кашель может наблюдаться при атипичном течении коклюша.

Рецидивирующий кашель наиболее характерен для больных бронхиальной астмой или рецидивирующим бронхитом.

Постоянный длительный кашель чаще всего является признаком хронических болезней органов дыхания:

  • муковисцидоза;
  • врожденных бронхоэктазов и пороков хрящей бронхов.

Постоянный сухой кашель вместе с изменением голоса может возникать при паппиломатозе гортани.

Лечение кашля у ребенка

Для начала лечения кашля родителям необходимо знать следующие аспекты:

  • причину кашля;
  • механизм действия противокашлевых лекарственных препаратов;
  • особенности кашлевого рефлекса у ребенка.

Комплекс всех этих факторов и нюансов может оценить только врач и назначить наиболее правильное и необходимое в каждом конкретном случае лечение ребенка.

Классификация лекарственных препаратов, устраняющих и облегчающих кашель

Современная классификация медицинских средств, которые влияют на кашель – обширная, но на сегодняшний день лекарственные средства, положительно влияющие на возникновение кашлевого рефлекса, его продуктивность и интенсивность в фармакологии и медицине подразделяют на три основные группы:

  • лекарственные препараты, непосредственно оказывающие тормозящее действие на кашлевой центр ЦНС (в головном мозге) и на нервные окончания кашлевых рецепторов с полным или частичным подавлением кашля;
  • лекарства, воздействующие на гладкую мускулатуру и слизистую бронхов;
  • препараты, влияющие на состояние бронхиального секрета.

Противокашлевые препараты

Для лечения собственно кашля – устранение кашлевого рефлекса показано только в случаях, если:

  • кашель носит навязчивый, изнуряющий характер;
  • нарушает самочувствие  и общее состояние ребенка;
  • при сильном влажном кашле у маленьких детей возникает вероятность аспирации мокроты при тяжелой патологии ЦНС или рвоте.

При этом также определяется и устраняется причина возникновения кашля.

К противокашлевым препаратам относятся:

  • противокашлевые препараты центрального или периферического действия;
  • комбинированные лекарственные средства;
  • лекарственные препараты опосредованного противокашлевого действия.

Собственно противокашлевые препараты подавляют функции кашлевого центра головного мозга и разделяются на две группы:

  • лекарственные средства  с наркотическим эффектом (морфин, кодеин и дионин) – они назначаются в педиатрической практике крайне редко, под контролем врача, когда все другие противокашлевые препараты не эффективны;
  • препараты ненаркотического противокашлевого действия.

Препараты ненаркотического противокашлевого действия имеют в своем составе  глауцина гидрохлорид, который сочетает центральное противокашлевое действие с обезболивающим, успокаивающим и спазмолитическим эффектами:

  • Синекод;
  • Либексин;
  • Тусупрекс.

К сожалению, эти препараты в педиатрической практике используются шире, и очень часто необоснованно и неправильно.

Но родителям нужно знать, что:

применение этих лекарственных средств без назначения врача, при обычном ОРВИ или бронхите может приводить к угнетению кашлевого рефлекса у ребенка, застою слизи и усугублению течения заболевания или присоединению осложнений на фоне нарушения оттока мокроты.

Медицинскими показаниями к их применению являются, как правило, коклюш у детей раннего возраста или назначение в составе комплексной терапии при выраженном мучительном кашле при воспалительных заболеваниях дыхательной системы под контролем врача.

Примером комбинированного препарата центрального ненаркотического противокашлевого действия является бронхолитин, имеющий в своем составе –  глауцина гидрохлорид, эфирное масло шалфея и эфедрин.

Другие средства для лечения кашля

Все остальные препараты, которые используются в педиатрической практике в виде сиропов, микстур, способствуют облегчению кашля за счет присутствия в их составе различных активных компонентов.

Итак, они:

  • уменьшают воспалительный процесс;
  • обволакивают слизистые;
  • способствуют разжижению и облегчению оттока мокроты, чем смягчают кашель.

После начала их применения непродуктивный болезненный, и сухой кашель трансформируется в продуктивный и влажный.

К ним относятся:

  • отхаркивающие средства;
  • муколитики;
  • препараты на основе гвайфенезина;
  • бронхолитики;
  • обволакивающие лекарственные препараты.

Отхаркивающие препараты

К отхаркивающим препаратам относятся растительные экстракты:

алтея;

  • аниса;
  • подорожника;
  • мать-и-мачехи;
  • солодки;
  • тимьяна;
  • термопсиса;
  • фиалки;
  • багульника.

Они входят в состав различных сиропов, микстур, таблеток или капель от кашля.

Химическими отхаркивающими средствами являются:

  • терпингидрат;
  • йодиды.

Их положительными чертами считаются:

  • растительное происхождение;
  • мягкое действие;
  • обладание дополнительно противовоспалительным и слабым спазмолитическим эффектом;
  • обволакивающее действие на слизистые.

Наиболее популярными и востребованными препаратами этой группы являются:

  • сироп подорожника доктора Тайса;
  • сироп Гербион подорожника или первоцвета;
  • алтейный сироп;
  • Бронхикум эликсир;
  • Глицерам;
  • грудной эликсир;
  • Пертуссин;
  • доктор Мом.

Но, необходимо отметить, что данные препараты:

  • усиливают секрецию мокроты и приводят к усилению кашля;
  • могут вызывать рвотный рефлекс (препараты солодки и термопсиса);
  • обладают значительным слабительным эффектом – душица, солодка и анис.

Поэтому их неправильное или несвоевременное применение может вызвать усиление кашля или учащение сухого кашля, если они применяются при отсутствии мокроты в трахее и бронхах.

Даже эти препараты, как кажется родителям «совершенно безопасные» должен назначать только врач.

Муколитики – средства для разжижения мокроты

Значительно эффективнее по своему действию являются муколитики.

Они разжижают слизистый секрет бронхов, трахеи, густую слизь, скапливающуюся в носоглотке, за счет изменения структуры слизисто-гнойного или слизистого секрета.

К группе муколитиков относятся:

  • препараты цистеина (Карбоцистеин, Флуимуцил, АЦЦ);
  • Амброксол (Флавомед, Лазолван, Амбробене);
  • Бромгексин;
  • протеолитические ферменты.

Особенностью муколитиков является тот факт, что они, разжижая мокроту, не увеличивают ее количества в просвете бронхов или трахеи и не имеют отрицательных эффектов отхаркивающих лекарственных средств.

Муколитики широко используются в педиатрической практике для лечения кашля, который вызывают воспалительные заболевания преимущественно нижних отделов дыхательных путей – ларинготрахеитов, трахеитов, бронхитов и пневмоний.

Комбинированные препараты

На сегодняшний день широко применяются для лечения кашля у детей препараты, содержащие Гвайфенезин:

  • Робитуссин-микстура от кашля;
  • Туссин;
  • Колдрекс-бронхо.

Гвайфенезин занимает промежуточное положение между муколитиками и  отхаркивающими препаратами.

Лекарственные средства, имеющие в своем составе это активное вещество, обладают как противокашлевыми, так и отхаркивающими свойствами, а также способствуют разжижению мокроты и снижению ее секреции.

Главное условие правильной терапии противокашлевыми препаратами – лечение причины кашля, а не устранение кашлевого рефлекса у ребенка, прием препаратов назначению врача и под его динамическим наблюдением, в составе комплексной терапии заболевания и создание ребенку наиболее комфортных условий для выздоровления – забота, тепло и уют и тогда все получиться.

врач-педиатр Сазонова Ольга Ивановна

Источник

О книге

Е. О. Комаровский

Книга от кашля:

О ДЕТСКОМ КАШЛЕ ДЛЯ МАМ И ПАП

Человек должен знать,

как помочь себе самому в болезни…

Гиппократ

Маленькое предисловие

Обучай только того, кто способен, узнав про один угол квадрата, представить себе остальные три.

Конфуций

Кашель — явление чрезвычайно распространенное. Все мы кашляем. Дети наши кашляют. Кто чаще, кто реже, кто будучи больным, кто здоровым.

Кашель — это привычно, стандартно, обыденно.

Детский кашель — привычно вдвойне.

Какими бы вы ни были замечательными, заботливыми и внимательными родителями, какими бы закаленными и здоровыми ни были ваши дети, как минимум 3–4 раза в год вы будете сталкиваться с ситуацией, когда вашему ребенку плохо из-за того, что он кашляет.

И ребенок будет просить помощи у близких, у тех, кто всегда рядом: у мамы и папы, у бабушек и дедушек.

И вы, разумеется, постараетесь ребенку помочь. Вы мобилизуете весь свой жизненный опыт, вспомните, что помогает при кашле именно вам, что использовали при кашле ваши родители, какие лекарства назначали врачи, вполне возможно и очень даже вероятно, что вы обратитесь за помощью к детскому доктору или попросите «что-нибудь от кашля», забежав в близлежащую аптеку.

Насколько эффективной будет ваша помощь? Ответить на этот вопрос сложно. Ибо причины кашля бывают разные, да и выраженность кашля бывает разной. И вам, родителям, в большинстве случаев не под силу разобраться с причиной кашля, но в этом, как правило, и нет необходимости, это задача врача. Но

какой бы диагноз ни был установлен, каким бы ужасным и мучительным ни был кашель у вашего ребенка, есть, тем не менее, универсальные правила помощи, есть четкие, конкретные и, что самое главное, высокоэффективные родительские действия.

Подводим итоги.

Все дети эпизодически кашляют.

Кашляющие дети нуждаются в помощи взрослых.

Находящиеся рядом взрослые (мамы, папы, бабы, деды) ВСЕГДА имеют возможность эффективно помочь.

Чтобы научиться эффективно помогать, надо:

* потратить немного времени;

* получить необходимую информацию;

* понять и усвоить несложные правила;

* реализовать все это на практике.

Если вы готовы потратить совсем немножко, но взамен получить и реализовать, эта книга для вас!

Кашель — что это?

Точность слова является, прежде всего, требованием смысла.

Константин Федин

Что пишут словари?

Словарь Даля:

КАШЕЛЬ, м. — недуг, большею частью простудный: судорожное и громкое выдыханье, с болью, харкотиною и другим и припадками.

Словарь Ожегова:

КАШЕЛЬ, — шля, м. — судорожный выдох с хрипом (при болезни дыхательных путей).

Большой Энциклопедический Словарь:

КАШЕЛЬ, рефлекторный акт — непроизвольные форсированные выдыхательные движения, обусловленные раздражением преимущественно слизистой оболочки дыхательных путей (напр., мокротой).

Энциклопедический словарь медицинских терминов:

Кашель — произвольный или непроизвольный (рефлекторный) толчкообразный форсированный звучный выдох; может являться признаком патологического процесса.

Итак, что такое кашель?

На первый взгляд, здесь вообще нечего объяснять, ибо каждый человек неоднократно кашлял лично и многократно слышал кашель в исполнении друзей, знакомых, сотрудников, детей и других родственников. Внятно и недвусмысленно растолковать, что же такое кашель, может быть, и непросто, но уж продемонстрировать (показательно покашлять) — сможет любой.

Тем не менее некие общие разъяснения нужны, поскольку кашель всеми рассматривается как явление однозначно бесполезное, плохое, неправильное, мешающее и ненужное.

С кашлем хочется активно бороться!

…и вообще хочется жить и не кашлять!

Парадокс заключается в том, что на самом деле кашель — явление чрезвычайно нужное. Жить и не кашлять, может быть, и хочется, но жить и не кашлять у вас однозначно не получится.

Кашель — эффективный (самый эффективный) способ очистки дыхательных путей.

Стоп. Здесь уже надо кое-что объяснить, ведь если мы не ответим на два элементарных вопроса — что такое дыхательные пути и почему (от чего) их надо очищать — так все дальнейшие разъяснения-рассуждения окажутся ненужными и непонятными.

Рассказ про дыхательные пути

У каждого органа свое положение, своя функция, свои случайные и наследственные болезни, свои лекарства, свои ощущения, свои движения, свое питание, свои возбуждающие средства, свое рождение, свое развитие.

Дени Дидро

Обмен веществ у человека требует постоянного присутствия кислорода и сопровождается постоянным образованием углекислого газа. Далеко не единственная, но основная задача дыхательной системы — доставить кислород и удалить углекислый газ.

Кислород содержится во вдыхаемом воздухе, и первая задача органов дыхания — осуществить доставку воздуха туда, где будет происходить газообмен. Транспорт воздуха осуществляют дыхательные пути.

Начало дыхательных путей — полость носа; далее следуют глотка, гортань, трахея, бронхи и, наконец, самые мелкие бронхи — бронхиолы.

Часть респираторного[1] тракта, состоящую из носа, глотки и гортани, принято называть обобщающим термином «верхние дыхательные пути».

Соответственно, нижние дыхательные пути — это трахея, бронхи и бронхиолы.

Газообмен осуществляется в легких. Ткань легких состоит из огромного количества мелких пузырьков — альвеол. К альвеолам подходят и отходят сосуды, доставляют воздух соответствующие бронхиолы.

У детей раннего возраста все органы дыхательной системы и по строению, и по функциональным возможностям существенно отличаются от таковых у взрослых, являются незрелыми и в течение нескольких лет продолжают активно расти и совершенствоваться.

Принято считать, что формирование органов дыхания заканчивается, в основном, к семилетнему возрасту. Рост, разумеется, продолжается, но после семи лет можно говорить уже не столько об особенностях функционирования, сколько об увеличении размеров и не более того.

Тем не менее размер имеет значение. И не маленькое, мягко говоря! Ведь именно

с относительно небольшими размерами связана главная особенность детских дыхательных путей — их узость, во много раз увеличивающая вероятность возникновения затрудненного дыхания при воспалении и скоплении слизи.

Слизистая оболочка дыхательных путей также имеет свои особенности — она тонкая, легко повреждается, а вот сосудов в ней много. Сосудов много, а желез, продуцирующих слизь, мало, более того — и те железы, что есть, недоразвиты. Как следствие — и количество слизи далеко не всегда соответствует потребностям, и защитные свойства слизи, и физические характеристики слизи (вязкость, эластичность) оставляют желать лучшего. К чему это приводит, догадаться несложно: именно у детей быстро и с легкостью развивается воспаление, возникает отек, образующаяся слизь не выполняет своих функций, дополнительно затрудняя дыхание.

После вдоха воздух попадает в носовые ходы, где проходит обработку — очищается, согревается, увлажняется.

Пройдя через носовые ходы, воздух попадает в глотку, затем в гортань. Вход в гортань прикрыт надгортанником. Надгортанник препятствует попаданию пищи и воды в дыхательные пути — закрывает вход в гортань во время глотания и представляет собой хрящевую пластинку, которая расположена у основания языка.

В глотку воздух может попасть и через рот. Понятно, что в этом случае он (воздух) не будет обработан (т. е. не будет очищен, обогрет, увлажнен).

После глотки воздух направляется в гортань. Детская гортань состоит из тонких мышц, нежных связок и нескольких очень подвижных хрящей. Кстати, уже упомянутый нами надгортанник тоже относится к хрящам гортани. Главная физиологическая особенность гортани — она является не только органом дыхания, но и главным органом голосообразования. В просвете гортани, в самом узком ее месте, получившем название голосовой щели, имеются голосовые связки[2]. Натяжение связок и расстояние между ними (т. е. размеры голосовой щели) меняются, а выдыхаемый воздух создает звуки.

Перейти на страницу:

Источник