Туалет слизистых при стоматите
Показания: местное лечение кандидозной инфекции (кандидомикоз, молочница) – заболевание, вызываемое дрожжеподобными грибами рода Candida
Оснащение:
– салфетки
– резиновые перчатки
– резиновая груша емкостью 50 мл или 100 мл
– лоток
– пинцет
– шпатель
– ватные палочки
– средство для орошения/полоскания ротовой полости
– лекарственное средство
Обязательные условия:
– лекарственные средства назначаются врачом
Этап | Обоснование |
Подготовка к процедуре | |
Объяснить маме/ родственникам цель и ход проведения процедуры | Обеспечение права на информацию, участие в процедуре |
Вымыть и осушить руки, надеть фартук, перчатки | Обеспечение инфекционной безопасности. |
Ребенка раннего возраста помощник должен взять на руки, лицом вниз. Правой рукой поддерживать живот, грудь ребенка, а левой рукой фиксировать голову, удерживая левую руку на лбу ребенка. На столе поставить миску или лоток. Помощник подходит к ней, наклоняется и держит лицо ребенка над миской (лотком). | Обеспечение четкости действий. Для быстрого и комфортного проведения процедур. |
Стерильную резиновую грушу положить на стерильный лоток. Подготовить средство для орошения полости рта в стакане, температура раствора 37 – 38°С. Выдавить из резиновой груши воздух и набрать в нее лечебный раствор, положить резиновую грушу с набранным раствором на лоток. | Для обеспечения комфорта при соприкосновении растворов со слизистой. |
Выполнение процедуры | |
Подойти к ребенку со стороны головы. В правую руку взять резиновую грушу с лечебным раствором. Большой палец поддерживает дно резиновой груши, а наконечник ее размещается между II и III пальцами. | Обеспечение удобства проведения процедуры. Обеспечение в дальнейшем легкого выдавливания раствора из груши |
I и II пальцами левой руки надавить на щечки ребенка и открыть ему рот. В этот момент ввести в ротовую полость мягкий наконечник резиновой груши, ввести лечебный раствор в ротовую полость. | Обеспечение быстрого проникновения в ротовую полость. |
Последовательно несколько раз обработать слизистую оболочку ротовой полости. | Профилактика сохранения необработанных очагов |
Помощник с ребенком садится на стул, удерживает ребенка правой рукой за грудь, левой рукой держит и фиксирует голову. | Обеспечение неподвижности для быстроты и комфорта проводимой процедуры. |
Стерильную деревянную палочку с ватным тампоном смочить в лекарственном средстве. | Лекарственное средство назначается врачом |
Открыть ребенку рот, придержать шпателем язык, обработать слизистую промокательными движениями | Для фиксации открытого рта |
Завершение процедуры | |
Провести дезинфекцию резиновой груши, резиновых перчаток. Вымыть и высушить руки. | Обеспечение инфекционной безопасности. |
Примечание:
– средства для орошения зева: 2% раствор гидрокарбоната натрия (для поддержания щелочной среды в полости рта), 5 – 10% раствор буры в глицерине (тетраборат натрия), 1% раствор Йодолипола, 5 – 10 % раствор танина.
– противогрибковые мази и жидкости: Тридерм, Акридерм, Ламизил, Микосептин, Цинкундан, Кандид-раствор, нистатиновые капли, левориновая и нистатиновая мази.
Техника туалета слизистой при герпетическом стоматите.
Показания: местное лечение герпетического стоматита, инфекционного заболевания вызываемого вирусами простого герпеса.
Оснащение:
– салфетки,
– резиновые перчатки,
– лоток,
– пинцет,
– шпатель,
– ватные палочки,
– стакан
– антисептические средства
– противовирусные средства
Обязательные условия:
– лекарственные средства назначаются врачом
Этап | Обоснование |
Подготовка к процедуре | |
Объяснить маме/ родственникам цель и ход проведения процедуры, получить согласие | Обеспечение права на информацию, участие в процедуре |
Вымыть и осушить руки, надеть фартук, перчатки | Обеспечение инфекционной безопасности. |
Подготовить лечебные средства | Для обеспечения комфорта при соприкосновении растворов со слизистой. |
Выполнение процедуры | |
За 20 минут до еды приготовить стакан с антисептическим средством и попросить ребёнка прополоскать полость рта | Очистить полость рта от слюны и возможных остатков пищи |
Стерильную деревянную палочку с ватным тампоном смочить в обезболивающем средстве. | Лекарственное средство назначается врачом |
Обработать полость рта промокательными движениями, придерживая шпателем язык. | Провести обезболивание перед приёмом пищи |
Через 30 минут после еды попросить ребёнка вновь прополоскать рот антисептическим раствором. | Очистить полость рта от остатков пищи. |
Стерильную деревянную палочку с ватным тампоном смочить в лекарственном средстве. | Лекарственное средство назначается врачом |
Открыть ребенку рот, придержать шпателем язык обработать афты и язвочки ватным тампоном с лекарственным средством или оросить аэрозолем (по назначению врача) | Противовирусное лечение |
Завершение процедуры | |
Снять перчатки, поместить в дезраствор. Вымыть и осушить руки. | Обеспечение инфекционной безопасности. |
Примечание:
–антисептические средства: раствор фурацилина (1:5000), 1% раствор хлорофиллипта, 0,05% раствор хлоргексидина, отвар ромашки, настой коры дуба
– противовирусные средства: мази и растворы Герпевир, Бонафтон, 0,5% оксалиновая, 50% интерфероновая мазь, спрей виферон, Флореналь, Алпизарин.
– обезболивающие средства: пиромекаиновая мазь, анестезиновая эмульсия, Холисал, Дентинокс гель, Калгель, Дентинорм бэби.
Техника постановки очистительной клизмы детям различного возраста.
Цель: добиться отхождения каловых масс, газов.
Оснащение:
– резиновые перчатки и клеенчатый фартук
– клеенка, пеленка, полотенце
– резиновый баллончик с мягким наконечником (№1-6)
– емкость с кипяченой водой комнатной температуры 22-24°С для детей старшего возраста, 28-30°С для детей раннего возраста
– вазелиновое масло
– лоток для отработанного материала
– горшок
– емкость с дезинфицирующим раствором, ветошь
Обязательное условие:
– наконечник грушевидного баллона должен быть мягким
–воспалительные процессы или заболевания в области прямой кишки являются противопоказанием
– вместимость баллонов: № 1 – 30 мл. № 2 – 50 мл. № 3 – 75 мл. № 4 – 100 мл. № 5 – 150 мл. № 6 – 200 – 250 мл.
Этапы | Обоснование |
Подготовка к процедуре | |
Объяснить матери цель и ход процедуры, получить согласие | Обеспечение права на информацию, участие в процедуре |
Подготовить необходимое оснащение. Постелить на пеленальный стол клеенку, накрыть пеленкой. Выложить полотенце для подсушивания ребенка после проведения процедуры. | Обеспечение четкости выполнения процедуры |
Вымыть и осушить руки, надеть фартук, перчатки | Обеспечение инфекционной безопасности. |
Выполнение процедуры | |
Взять резиновый баллончик в правую руку и выпустить из него воздух. Набрать в баллончик воду комнатной температуры – детям старшего возраста, 28 – 30 градусов – детям раннего возраста. Необходимое количество жидкости: – новорожденному – 25-30 мл; – до 3-х месяцев – 50 мл; – до 1 года – 50-150 мл; – 1-3 лет – 150 – 250 мл. | Вода комнатной температуры не всасывается в кишечнике, разжижает каловые массы и вызывает перистальтику |
Смазать наконечник вазелиновым маслом методом полива. | Для облегчения введения наконечника в прямую кишку и предупреждения возникновения неприятных ощущений у ребенка |
Уложить ребенка на левый бок, ноги согнуть в коленях и тазобедренных суставах и прижать к животу. Примечание: ребенка до 6 мес. можно положить на спину и приподнять ноги вверх. | Учет анатомической особенности расположения прямой и сигмовидной кишки. |
Раздвинуть ягодицы ребенка 1 и 2 пальцами левой руки и зафиксировать ребенка в данном положении. | Предупреждение травм слизистой оболочки кишки |
Расположив резиновый баллончик наконечником вверх, нажать на него снизу большим пальцем правой руки | Для удаления из него воздуха и предупреждения введения воздуха в прямую кишку. |
Не разжимая баллончик, ввести осторожно наконечник в анальное отверстие и продвинуть его в прямую кишку на 3-5 см, детям раннего возраста, на 6 – 8 см детям старшего возраста, сначала по направлению к пупку, затем параллельно копчику. | Учет анатомических изгибов прямой кишки |
Медленно нажимая на баллончик снизу, ввести воду и, не разжимая пальцев вывести резиновый баллончик из прямой кишки. (Положить резиновый баллончик в лоток для отработанного материала). | Предупреждение развития неприятных ощущений у ребенка. Предотвращение всасывания воды обратно в баллончик. |
Сжать ягодицы ребенка на 3-5 минут. Уложить ребенка на спину, прикрыв промежность пеленкой (до появления стула или позывов на дефекацию). | Обеспечение времени для разжижения каловых масс и начала перистальтики |
У грудных детей испражнения выделяются в рыхло скомканную пеленку, старших детей высадить на горшок | Исключение загрязнения окружающей среды |
Убедиться, что процедура прошла эффективно (отделяемое должно содержать фекалии) | Оценка эффективности процедуры |
Завершение процедуры | |
После акта дефекации подмыть ребенка, просушить кожу промокательными движениями. Одеть ребенка. | Обеспечение комфортного состояния после процедуры. |
Обработать пеленальный столик дезинфицирующим раствором | Обеспечение инфекционной безопасности |
Грушевидный баллон заполнить и погрузить в раствор дезинфектанта. | Время экспозиции определяется рекомендациями к конкретному дезсредству |
Протереть рабочую поверхность пеленального стола дезраствором .Снять фартук, перчатки и поместить в дезраствор. Вымыть и осушить руки. | Обеспечение инфекционной безопасности. |
Примечание: обработка резинового баллона производится путем погружения в дезраствор (длительность дезинфекции зависит от используемого дезраствора). Затем промыть под проточной водой, замочить в моющем растворе («Биолот») на 15 минут, промыть в этом же растворе, затем еще раз промыть под проточной водой, промыть в дистиллированной воде; готовить к стерилизации.
Источник
Показания: лечение стоматита.
Оснащение: салфетки,
резиновые перчатки,
резиновая груша емкостью 50 мл или 100 мл,
лоток,
пинцет,
шпатель,
ватные палочки,
2% раствор гидрокарбоната натрия илиотвар зверобоя, ромашки, шалфея;
5 – 10% раствор буры в глицерине (тетраборат натрия)
Противогрибковые средства: Микосептин,пимафуцин.
Этап | Обоснование |
Подготовка к процедуре | |
Объяснить маме/ родственникам цель и ход проведения процедуры | Обеспечение права на информацию, участие в процедуре |
Вымыть и осушить руки, надеть фартук, перчатки | Обеспечение инфекционной безопасности. |
Положить ребёнка на пеленальный стол, I и II пальцами левой руки надавить на щечки ребенка и открыть ему рот и осмотреть ротовую полость. . | Обеспечение удобства проведения процедуры |
Смочить ватную палочку лечебным раствором. | Воздействие лечебным препаратом на слизистую полости рта |
Выполнение процедуры | |
. В правую руку взять смоченную, лечебным раствором, ватную палочку, левой рукой держать рот ребёнка открытым и быстрыми круговыми движениями обработать рот ребёнка | Обеспечение удобства проведения процедуры. Обеспечение быстрого проникновения в ротовую полость |
. | . |
Последовательно несколько раз обработать слизистую оболочку ротовой полости. | Профилактика сохранения необработанных очагов |
При наличии помощника, он с ребенком садится на стул, удерживает ребенка правой рукой за грудь, левой рукой держит и фиксирует голову. | Обеспечение неподвижности для быстроты и комфорта проводимой процедуры. |
Стерильную деревянную палочку с ватным тампоном смочить в лечебном растворе лекарственных препаратов: винилин, сальвин (разведенный кипяченой водой 1:10), а если стоматит имеет грибковую этиологию, то использовать 20% раствор буры в глицерине, 2% р-р пищевой соды, р-р пимафуцина | |
Открыть ребенку рот, придержать шпателем язык и, увидев афту или язвочку, чуть дотрагиваясь, прижечь ее ватным тампоном, смоченным лечебным препаратом. | Для фиксации открытого рта |
Завершение процедуры | |
Провести дезинфекцию резиновой груши, резиновых перчаток. Вымыть и высушить руки. | Обеспечение инфекционной безопасности. |
Задание №13
Вы фельдшер ФАПа, пришли на патронаж к новорожденному. Вам необходимо обучить маму уходу за ребенком.
Задание: продемонстрируйте открытое пеленание с широким разведением ног.
Ответ 13.
Пеленание (открытое с широким разведением ног)
Цель:
– Создание ребенку максимального комфорта;
Оснащение:
– тонкая и фланелевая распашонки;
– фланелевая и тонкая пеленки;
– подгузник (2 тонкие пеленки) или памперс;
– полотенце;
– пеленальный стол;
– клеенчатый фартук;
– емкость с дезинфицирующим раствором, ветошь.
Обязательные условия:
– использовать принцип свободного (открытого), широкого пеленания (оставлять свободными руки и небольшое пространство в пеленках для свободного движения ножек ребенка; широкое пеленание – бедра ребенка не смыкаются, а разводятся в стороны, что создает условия для окончательного формирования тазобедренных суставов.);
– шапочку надевать только после ванны и на время прогулок;
– правильная фиксация пеленок («замочек» расположен спереди);
– исключить образование грубых складок, наличие булавок, пуговиц и т. п.
Этапы | Обоснование |
Подготовка к процедуре | |
-Объяснить маме цель и ход процедуры | -Обеспечение правильного ухода за ребенком |
-Подготовить необходимое оснащение | -Обеспечение четкости выполнения процедуры |
– Вымыть и осушить руки (с использованием мыла или антисептика), надеть фартук. – Проверить дату стерилизации пеленок, вскрыть стерильный мешок для пеленания | -Обеспечение инфекционной безопасности |
– Уложить на пеленальном столике пеленки послойно (снизу вверх: фланелевая — тонкая — подгузник или памперс) – Приготовить распашонки, вывернув швы наружу | -Достижение четкости проведения пеленания -Предупреждение потертостей |
– Распеленать ребенка в кроватке (при необходимости подмыть и осушить чистым полотенцем), положить на пеленальный стол | -Обеспечение проведения процедуры |
Выполнение процедуры | |
-Надеть на ребенка тонкую распашонку разрезом назад, затем фланелевую разрезом вперед. Подвернуть край распашонок вверх на уровне пупочного кольца | -Предупредить охлаждения грудной клетки |
-Надеть подгузник. Для этого 1 пеленку сложить треугольником, 2 пеленку сложить прямоугольником шириной 15 – 12 см. а) уложить ребенка на пеленки так, чтобы широкое основание подгузника приходилось на область поясницы; б) провести прямоугольный подгузник между ножек ребенка, сформировав дополнительную складку в передней части; б) провести нижний угол треугольного подгузника между ножками малыша; в) обернуть боковые концы подгузника вокруг тела, зафиксировав подгузник. Можно использовать подгузник промышленного производства. | -Предупредить загрязнения значительных участков тела – Реализация метода широкого пеленания – Для фиксации прямоугольного подгузника |
-Завернуть ребенка в тонкую пеленку: а) расположить ребенка на тонкой пеленке так, чтобы верхний ее край был на уровне «подмышек»; б) один край пеленки провести между ножек; в) другим краем – обернуть малыша; г) подвернуть нижний край пеленки, оставив пространство для свободного движения ножек и обернуть им туловище ребенка; д) зафиксировать пеленку, расположив «замочек пеленки» спереди | -Реализация использования метода свободного пеленания -Профилактика потертостей -Сохранение возможности осуществлять движение ножками -Обеспечение комфортных условий |
-Запеленать ребенка в теплую пеленку «без ручек» а) расположить ребенка на фланелевой пеленке так, чтобы ее верхний край располагался на уровне «подмышек»; б) одним краем пеленки зафиксировать переднюю часть туловища, проведя пеленку наискосок; в) другим краем пеленки зафиксировать переднюю часть туловища, проведя пеленку наискосок; г) взявшись за нижние углы пеленки, подвернуть нижний край пеленки так, чтобы оставалось пространство для движения ножек ребенка: д) зафиксировать пеленку на уровне подмышек, «замочек» расположить спереди | -Предупреждение переохлаждения ребенка -Сохранение возможности осуществлять движение ножками -Обеспечение комфортных условий |
Завершение процедуры | |
-Уложить ребенка в кроватку | -Обеспечение безопасности ребенка |
-Протереть рабочую поверхность пеленального стола дезраствором -Вымыть и осушить руки | -Обеспечение инфекционной безопасности |
Задание№14
Ребенку 3 лет поставлен диагноз: фолликулярная ангина. Врач назначил обследование на BL.
Задание: продемонстрируйте технику взятия мазка из зева и носа на дифтерию.
Ответ 14.
Техника взятия мазка из зева и нос на дифтерию.
Цель: собрать материал для бактериологического исследования.
Показания:
– при подозрении на дифтерию;
– реконвалесценты дифтерии
– дети, общавшиеся с источником инфекции
– обследование бактерионосителей после их санации;
– обследование больных с ангиной;
– обследование детей, вновь поступающих в детские дома, школы – интернаты,
специальные учреждения;
– обследование детей, подлежащих оперативному вмешательству по поводу ЛОР
патологии
Оснащение:
– стерильные пробирки с сухими ватными тампонами, укрепленными на концах стержней;
– штатив для пробирок;
– стерильный шпатель в лотке;
– маска, перчатки;
– бланк – направления в лабораторию;
– стеклограф, ручка.
Обязательные условия:
– забор материала проводится утром натощак;
– предупредить больного, чтобы утром не чистил зубы, не орошал зев.
– при необходимости проводиться забор материала через 2 часа после еды.
Этапы | Обоснование |
Подготовка к процедуре | |
Объяснить маме и ребенку цель и ход проведения процедуры, получить согласие. | Обеспечение права на информацию, участие в процедуре |
Подготовить оснащение, поставить на инструментальный столик – расположить по правую руку. Выписать направление в лабораторию. | Обеспечение четкости выполнения процедуры. |
Стеклографом промаркировать пробирки «Н» – нос, «3» – зев. | Правильность проведения обследования. |
Вымыть и осушить руки, надеть маску и перчатки. | Обеспечение инфекционной безопасности |
Выполнение процедуры | |
Усадить ребенка лицом к источнику света и при необходимости зафиксировать его с помощью помощника: ребенка берут на руки, ноги ребенка помощник охватывает своими ногами; руки и туловище фиксирует одной рукой; голову держит, положив ладони другой руки на лоб ребенка | Необходимое условие для проведения процедуры |
Правой рукой извлечь ватный тампон из пробирки, маркированный знаком «Н». | Маркированный «Н» означаетнос |
Большим пальцем левой руки приподнять кончик носа ребенка. | Обеспечение доступа к слизистой оболочке носовых ходов |
Осторожно ввести тампон вращательными движениями в один носовой ход, затем в другой, плотно прикасаясь к их стенкам; глубина введения 0,5 – 1,5 см в зависимости от возраста. | Условие, обеспечивающее эффективность проведения процедуры. |
Собрав материал поместить тампон в пробирку, не касаясь её краев. | Обеспечение достоверности результата исследования. |
Прикрепить направление на пробирку с помощью резинки и установить пробирку в штатив. | Обеспечение достоверности результата исследования. |
Попросить ребенка широко открыть рот и шпателем нажать на корень языка Примечание: ребенку младшего возраста открыть рот с помощью нажатия на жывательные мышцы или на подбородок | Обеспечение доступа к зеву. Обеспечение правильности проведения процедуры и доступа к зеву |
Правой рукой извлечь ватный тампон из пробирки, маркированной знаком «3» | Маркировка «3» означает зев. |
Осторожно, не касаясь языка и щек, ввести тампон в полость рта | Правильность выполнения процедуры. |
Снять тампоном слизь с небных дружек и миндалин в следующей последовательности: дужка – миндалина – язычок -дужка – миндалина Примечание: при наличии пленок взять мазок на границе здоровой и пораженной ткани. | Правильность выполнения процедуры. Место наибольшего скопления возбудителя. |
Извлечь тампон из ротовой полости и поместить в пробирку не касаясь её краев. | Обеспечение достоверных результатов. |
Прикрепить направление на пробирку с помощью резинки и установить пробирку в штатив. | Обеспечение достоверности результата исследования |
Завершение процедуры | |
Снять перчатки и поместить в дезраствор, снять маску. | Обеспечение инфекционной безопасности |
Вымыть и осушить руки. | Соблюдение санитарных правил. |
Отправить материал в бактериологическую лабораторию (не позднее 3 часов после забора при условии хранения в холодильнике) | Обеспечение достоверности исследования |
Примечание:материал для исследования берут из ротоглотки и носа двумя стерильными тампонами на металлическом стержне. В случае выявления дифтерии других локализаций делается дополнительный посев с соответствующих очагов поражения. При подозрении на дифтерию гортани материал берут глоточным тампоном (ватный тампон на металлическом стержне, изогнутый на расстоянии 1,5 – 2 см от нижнего конца под углом 135 градусов).
Бактериологическое обследование больных желательно проводить до начала этиотропной терапии.
Доставка материала в лабораторию должна производиться не позднее 3 часов после взятия материала. При его транспортировке на дальние расстояния применяют среды обогащения или тампоны, смоченные в 5% растворе глицерина с изотоническим раствором натрия хлорида.
Предварительный результат бактериологического исследования получают на 2-е сутки, окончательный – на 4-е.
Задание15.
Под вашим наблюдением находится ребенок 1 мес. Диагноз при поступлении – флегмонозный омфалит. Врач назначил обработку пупочной ранки.
Задание: продемонстрируйте технику обработки пупочной ранки при омфалите.
Ответ 15.
Источник