Три вещи нельзя скрыть огонь любовь и кашель ответить
Цели:
- формирование пунктуационных умений и навыков
при однородных членах с обобщающим словом; - показать, что однородные члены и обобщающие
слова – понятия разных объектов (видовые и
родовые, часть и целое); - указать на определенное интонационное
оформление обобщающих слов.
Оборудование:
- алгоритм поиска “Двоеточие и тире в
предложениях с однородными членами и
обобщающими словами”; - карточки для индивидуальной работы.
Ход урока
I. Оргмомент.
II. Учитель. Тема нашего урока:
“Пунктуация при однородных членах с обобщающим
словом”. Нам с вами предстоит сегодня научиться
найти в предложениях обобщающие слова, соотнести
их с однородными членами и правильно делать
выбор в постановке пунктуационного знака. Что же
такое обобщающее слово? (Ответы учащихся).
Когда при слове есть однородные члены, которые
представляют перечень предметов, обобщенные
этим словом, оно называется обобщенным.
Обобщающие слова включают в себя следующие
грамматические признаки:
– тождественность синтаксической функции
обобщающего слова и однородных членов
предложения;
– способность обобщающего слова быть любым
членом предложения (как главным, так и
второстепенным);
– возможность быть выраженным любой частью
речи, словосочетанием, фразеологическим
оборотом и даже предложением,
– способность находиться как впереди, так и
позади однородных членов и даже разрывать их;
– определенное интонационное оформление
обобщающих слов.
А теперь шаг за шагом мы с вами на примерах
попробуем разобраться в сказанном выше. Итогом
нашей работы будет самостоятельная работа.
III. Объяснение нового материала.
1. Найдите в предложениях обобщающие слова,
которые дают одно более общее наименование всем
однородным членам данного ряда.
Все в тающей дымке: холмы, перелески.
В саду, в доме – всюду стояла тишина.
Все вокруг хаты: подсолнухи, акация и сухая
трава – было покрыто шершавой тканью.
Ответы учащихся.
Вывод. Обобщающие слова – это одно более общее
наименование всем однородным членам.
2. Давайте докажем, что обобщающее слово может
быть любым членом предложения. В данных
предложениях найдите обобщающие слова и
подчеркните их как член предложения. Заметьте,
что обобщающее слово и однородные члены,
являются одним членом предложения.
На траве, на былинках, на соломинках –
всюду блестели и волновались бесчисленные нити
осенних паутин.
От дома, то деревьев, от голубятни – ото всего
побежали длинные тени.
Ни один след: ни лыжный, ни пеший, ни
человеческий – не пересекал лыжную тропу.
Все: поля, небо, кусты, морозный туман –
окрасились розовым цветом.
Ответы учащихся.
Вывод. Обобщающие слова бывают разными членами
предложения.
3. Следующий грамматический признак, который
нам придется доказать, это возможность
обобщающего слова быть выраженным любой частью
речи, словосочетанием, фразеологизмом и
предложением. В данных предложениях определите,
чем выражено обобщающее слово.
Ни столба, ни стога, ни забора – ничего не
видно.
Три вещи нельзя скрыть: огонь, любовь и кашель.
Вокруг не было видно ни души: ни человека, ни
лошади, ни птицы, ни машины.
Стихи я люблю читать всякие, какие только
попадались мне в руки: и те, которые хорошо
понимал, и те где было много неясного.
Ответы учащихся.
Вывод. Обобщающие слова могут быть выражены
любой частью речи.
4. Мы дошли с вами до самого сложного шага: знаки
препинания при однородных членах с обобщающим
словом. Сначала давайте рассмотрим алгоритм и
попробуем привести примеры на каждый его шаг.
(Можно использовать предложения, которые вам
предлагались выше).
А Л Г О Р И Т М
Знаки препинания при однородных членах с
обобщающим словом
1.Найдите в предложении обобщающее слово.
3. Определи, заканчивается ли предложение
однородными членами
Попробуйте устно воспроизвести данный
алгоритм.
Ответы учащихся.
IV. Решите несколько пунктуационных задач.
1. Расставьте в предложениях знаки препинания.
Сад степь двор все было в холодной тени.
Со всех сторон из-за заборов из калиток изо всех
углов посыпались выстрелы.
Каждый звук шорох птицы полет упавшего листа
кажется громким заставляет вздрагивать.
Мне казалось что все это и певучие крики
разносчиков и заводские гудки и торопливые
свистки паровозов на ветке имеет какое-то
отношение к моему приезду.
В данное правило надо внести еще одно
значительное дополнение. После обобщающих слов
могут стоять вводные слова (словом, одним
словом…), уточняющие слова (как-то, а именно например…).
ЗАПОМНИТЕ, что в этом случае перед ними
ставится запятая, а перед однородными членами,
как всегда, двоеточие. Пример:
В парке были представлены различные виды
хвойных деревьев, как-то: сосна, ель, пихта.
А в этом предложении сами поставьте знаки
препинания.
Другие факты, а именно: ветры, разность
температуры днем и ночью, летом и зимою, морские
бризы и прочее – играют второстепенную роль.
V. Теперь мы с вами обратим внимание на
интонацию, с которой произносятся предложения с
обобщающими словами.
Прочитайте предложение.
Солнце всем светит одинаково: и человеку, и
зверю, и дереву.
Обратите внимание, что при обобщающем слове,
стоящем перед однородными членами, обобщающее
слово произносится с логическим ударением и
интонацией предупреждения. Перед однородными
членами пауза и они читаются пониженным тоном с
перечислительной интонацией.
Прочитайте следующее предложение.
Северная зима, ковры снега, треск огня в печах и
свет зимней ночи – все это располагает к сказке.
В данном случае перечисление однородных членов
заканчивается повышением тона на последнем из
них, далее следует пауза. Обобщающее слово
произносится со значительным усилением голоса, с
интонацией пояснения, итога.
VI. Закрепление.
Карточка № 1.
Вставьте обобщающее слово к однородным
членам.Деревья, травы и земля внезапно побагровели.
Ни музы, ни труды, ни радости досуга не заменят
единственного друга.
Карточка № 2.
Опустите обобщающие слова при однородных
членах.И вода, и берег и тучи – все сливалось
непроницаемый мрак.Черкес на корни вековые, на ветки вешает кругом
свои доспехи боевые: щит, бурку, панцирь и шелом,
колчан и лук.
Карточка № 3.
Распространите предложения однородными
членами.На столе лежали разные вещи…..
……. разные цветы росли в саду.
Всюду ……….гремела музыка и слышался смех.
Карточка № 4
Измените место однородных членов по
отношению к обобщающему слову.Все это звуки запах тучи люди было странно
красиво и грустно.Всего у него было довольно и крестьян и хлеба и
скота и земли и садов.
VII. Подведение итогов.
VIII. Домашняя работа.
Выписать из текстов художественной литературы
предложения с разными вариантами постановки
знаков препинания при однородных членах с
обобщающим словом.
Источник
Обобщающие слова
при однородных членах предложения
Сегодня вы научитесь находить в предложениях обобщающие слова, соотносить их с однородными членами и правильно делать выбор в постановке пунктуационного знака.
Вспомните!
– Что такое обобщающее слово?
– Когда при слове есть однородные члены, которые представляют перечень предметов, обобщенные этим словом, оно называется обобщенным.
А теперь шаг за шагом мы с вами на примерах попробуем разобраться в сказанном выше. Итогом нашей работы будет самостоятельная работа.
Задание 1. Найдите в предложениях обобщающие слова, которые дают одно более общее наименование всем однородным членам.
Все в тающей дымке: холмы, перелески.
В саду, в доме – всюду стояла тишина.
Все вокруг хаты: подсолнухи, акация и сухая трава – было покрыто шершавой тканью. Вывод. Обобщающие слова – это одно более общее наименование всем однородным членам.
Задание 2. Докажем, что обобщающее слово может быть любым членом предложения. Запишите данные предложения, найдите обобщающие слова и подчеркните их как член предложения. Внимание! Обобщающее слово и однородные члены, являются одним членом предложения.
На траве, на былинках, на соломинках – всюду блестели и волновались бесчисленные нити осенних паутин.
От дома, то деревьев, от голубятни – ото всего побежали длинные тени.
Ни один след: ни лыжный, ни пеший, ни человеческий – не пересекал лыжную тропу.
Все: поля, небо, кусты, морозный туман – окрасились розовым цветом. Вывод. Обобщающие слова бывают разными членами предложения.
Задание 3. Следующий грамматический признак, который нам придется доказать, это возможность обобщающего слова быть выраженным любой частью речи, словосочетанием, фразеологизмом и предложением. В данных предложениях определите, чем выражено обобщающее слово.
Ни столба, ни стога, ни забора – ничего не видно.
Три вещи нельзя скрыть: огонь, любовь и кашель.
Вокруг не было видно ни души: ни человека, ни лошади, ни птицы, ни машины.
Стихи я люблю читать всякие, какие только попадались мне в руки: и те, которые хорошо понимал, и те где было много неясного. Вывод. Обобщающие слова могут быть выражены любой частью речи.
Задание 4. Мы дошли до самого сложного шага: знаки препинания при однородных членах с обобщающим словом. Рассмотрите схемы и запишите их в лингвистическую тетрадь (Раздел “Синтаксис”).
Попробуйте устно рассказать о постановке знаков препинания.
Решите несколько пунктуационных задач. Расставьте в предложениях знаки препинания.
Сад степь двор все было в холодной тени.
Со всех сторон из-за заборов из калиток изо всех углов посыпались выстрелы.
Каждый звук шорох птицы полет упавшего листа кажется громким заставляет вздрагивать.
Мне казалось что все это и певучие крики разносчиков и заводские гудки и торопливые свистки паровозов на ветке имеет какое-то отношение к моему приезду.
В данное правило надо внести еще одно значительное дополнение. После обобщающих слов могут стоять вводные слова (словом, одним словом…), уточняющие слова (как-то, а именно например…). ЗАПОМНИТЕ, что в этом случае перед ними ставится запятая, а перед однородными членами, как всегда, двоеточие.
Пример:
В парке были представлены различные виды хвойных деревьев, как-то: сосна, ель, пихта.
А в этом предложении сами поставьте знаки препинания.
Другие факты, а именно: ветры, разность температуры днем и ночью, летом и зимою, морские бризы и прочее – играют второстепенную роль.
Обратите внимание на интонацию, с которой произносятся предложения с обобщающими словами. Прочитайте предложение.
Солнце всем светит одинаково: и человеку, и зверю, и дереву.
Вы, наверно, обратили внимание, что обобщающее слово произносится с логическим ударением и интонацией предупреждения. Однородные члены предложения читаются пониженным тоном с перечислительной интонацией.
Прочитайте следующее предложение.
Северная зима, ковры снега, треск огня в печах и свет зимней ночи – все это располагает к сказке.
В данном случае перечисление однородных членов заканчивается повышением тона на последнем из них, далее следует пауза. Обобщающее слово произносится со значительным усилением голоса, с интонацией пояснения, итога.
Выполните тест.
Проверь себя
Источник
Размещено 5.11.09 в рубрике 5 класс, Русский язык
Повторение темы “Обобщающие слова”. Если обобщающие слова стоят перед однородными, то ставится двоеточие:
Три вещи нельзя скрыть: огонь, любовь и кашель.
Обобщающее словосочетание “три вещи”. Оно стоит перед однородными дополнениями “огонь, любовь, кашель”, поэтому после него ставим двоеточие.
Если же мы поменяем местами обобщающее слово и однородные члены, то есть поставим обобщающее слово после однородных членов предложения, то в этом случае в предложении появляется тире:
Огонь, любовь, кашель – три вещи нельзя скрыть.
Есть ещё один случай, который подробно мы пока не изучаем. Если обобщающее слово стоит в начале предложения, потом идут однородные члены предложения, но после них предложение не заканчивается, а продолжается. В этом случае после однородных членов ещё нужно будет поставить тире:
Три вещи нельзя скрыть: огонь, любовь и кашель – и забыть о них.
Аналогичный пример:
*Все: поля, небо, кусты, морозный туман – окрасились розовым цветом.
Проверьте себя и вставьте знаки препинания:
Солнце всем светит одинаково и человеку и зверю и дереву.
Обобщающее слово стоит перед однородными членами, поэтому здесь будет двоеточие. Ещё здесь повторяющийся союз и, в связи с чем перед второй и надо поставить запятую.
Теперь о письмах.
Виды писем:
Деловые, дружеские, поздравительные
Части письма:
– приветствие,
– осн. часть (содержание),
– заключение
e-mail, смс-ки – современный вид переписки.
В русском языке есть похожие слова: адересат (получатель) – адресант (отправитель).
Определить 1) вид письма, 2) части письма, 3) адресата и адресанта:
Здравствуй, пятый класс!
Вот уже полтора месяца, как мы познакомились с тобой. Я кое-что узнала о тебе, а ты что-то обо мне. Ты мне очень понравился. Но если ты спросишь, что именно мне понравилось в тебе, то я сразу и не смогу ответить.
Но если подумать, то отвечу: добрый нрав, весёлый характер, несмотря ни на что – желание что-то знать и что-то делать. Я знаю, что ты бываешь разным: весёлым, добрым, но бываешь и злым, наглым, сердитым (таким ты мне не очень нравишься), неуправляемым и даже сумасшедшим. Ты – один класс, но в тебе двадцать восемь характеров, разных-разных. Наверное, ты ещё не очень дружный, и в тебе есть люди, которые недолюбливают друг друга. Но ведь это тоже нормально: бывает и в одном человеке такое настроение, что он не любит сам себя. В целом, мне с тобой мне комфортно и уютно, весело и легко. Хотя, сам знаешь: бывает всякое. Иногда ты меня сердишь и беспокоишь. Знаешь, класс, когда я особенно сержусь? Когда ты не даёшь мне пошутить с тобой спокойно. Пошутишь – а ты давай что-то с места болтать, выкрикивать…И всё. На деле можно ставить крест. Дело не двигается. Вот в эти минуты сержусь ужасно, а потом даже грущу и расстраиваюсь. Но без шутки дела не сделать. Просто на дело должен быть радостный настрой. И тогда можно горы свернуть…
Что мне запомнилось за время знакомства и первого общения с тобой? Запомнилось, как накануне первого урока я встретила своего соседа Женьку с одним мальчиком, который сказал мне, что он тоже учится в этом классе и женин друг. Теперь я знаю, кто этот мальчик. Запомнился первый урок, когда я рассказывала об Эзопе. Запомнилось первое знакомство с девчонками. Ещё запомнился урок, на котором отвечал Ника и получил по литературе пятёрку. Запомнился урок литературы, на котором все сидели по группам…Нет, пятый класс, мне очень многое запомнилось. Ты извини, класс, не могу всего перечислить: мне , оказывается, запомнилось абсолютно всё, и я не могу это всё перечислить – урока не хватит.
В общем, очень рада, что познакомилась с тобой, пятый класс.
Прощаться и целоваться не буду: надеюсь, что ещё встретимся. Поэтому просто «до свидания». Елена Юрьевна.
Д.з.: написать письмо о своём классе, адресата выбрать самому (параграф 43), (или выбрать любое упражнение: 213 или 214); принести мамину фотографию (вернём).
Источник
Русский язык. Литература
Рубрики
- 10 класс (208)
- 11 класс (322)
- 5 класс (462)
- Литература (190)
- Русский язык (160)
- 6 класс (275)
- 7 класс (325)
- 8 класс (416)
- 9 класс (277)
- Temet nosce (Познай самого себя!) (7)
- ГИА (32)
- Говорим грамотно (4)
- ЕГЭ (117)
- Индивидуальные траектории (2)
- Концепция сайта (2)
- Критерии оценок (2)
- Метод.сундук (9)
- Москва (5)
- МХК (281)
- Научные исследования (4)
- Олимпиады (12)
- Проект Geroiskazok.ru (1)
- Проект https://bookbetter.ru (1)
- Проект Тихона Войтенко (2)
- Проект Фёдора Сопова (1)
- Проекты. Рефераты. Дипломы (43)
- Прочее (107)
- Мы были, видели, чувствовали.. (8)
- Разговор наедине (родителям) (38)
- РКИ (9)
- Спецкурс (68)
- Список для чтения (11)
- Творческие работы (1)
- Участники, победители, призёры (1)
- Учебные программы (1)
- Цитата дня (25)
- Слова, которые меняют (7)
- Читаю.. (53)
Страницы
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|---|---|---|---|---|---|
« Ноя | ||||||
1 | ||||||
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 |
30 | 31 |
TOP-5 за сегодня
- Составное сказуемое. СГС и СИС Ещё раз. составное сказуемое состоит из… (32)
- Урок 46. Характеристика… Итак, ещё раз о характеристике… (24)
- Управление, примыкание,… Тема по предмету РКИ Согласование… (23)
- Д.з. 9 класс на 29 сентября Следующий урок — изложение 1)… (20)
- Задание 9 Укажите варианты ответов, в которых… (15)
- Управление, примыкание,… Тема по предмету РКИ Согласование… (341 492)
- Форма слова и однокоренные слова Форма слова — это изменение… (108 977)
- Рассказ о себе Игра здесь Ребята, на уроке… (95 768)
- Урок 46. Характеристика… Итак, ещё раз о характеристике… (92 963)
- Корни с чередованием Четыре группы корней с чередованием.… (54 181)
Peклaмa
Поиск
Урок 44 — 45. Обобщающие слова. Письма
Размещено 5.11.09 в рубрике 5 класс, Русский язык
Повторение темы «Обобщающие слова». Если обобщающие слова стоят перед однородными, то ставится двоеточие:
Три вещи нельзя скрыть: огонь, любовь и кашель.
Обобщающее словосочетание «три вещи». Оно стоит перед однородными дополнениями «огонь, любовь, кашель», поэтому после него ставим двоеточие.
Если же мы поменяем местами обобщающее слово и однородные члены, то есть поставим обобщающее слово после однородных членов предложения, то в этом случае в предложении появляется тире:
Огонь, любовь, кашель — три вещи нельзя скрыть.
Есть ещё один случай, который подробно мы пока не изучаем. Если обобщающее слово стоит в начале предложения, потом идут однородные члены предложения, но после них предложение не заканчивается, а продолжается. В этом случае после однородных членов ещё нужно будет поставить тире:
Три вещи нельзя скрыть: огонь, любовь и кашель — и забыть о них.
Аналогичный пример:
*Все: поля, небо, кусты, морозный туман – окрасились розовым цветом.
Проверьте себя и вставьте знаки препинания:
Солнце всем светит одинаково и человеку и зверю и дереву.
Обобщающее слово стоит перед однородными членами, поэтому здесь будет двоеточие. Ещё здесь повторяющийся союз и, в связи с чем перед второй и надо поставить запятую.
Теперь о письмах.
Виды писем:
Деловые, дружеские, поздравительные
Части письма:
— приветствие,
— осн. часть (содержание),
— заключение
e-mail, смс-ки – современный вид переписки.
В русском языке есть похожие слова: адересат (получатель) — адресант (отправитель).
Определить 1) вид письма, 2) части письма, 3) адресата и адресанта:
Здравствуй, пятый класс!
Вот уже полтора месяца, как мы познакомились с тобой. Я кое-что узнала о тебе, а ты что-то обо мне. Ты мне очень понравился. Но если ты спросишь, что именно мне понравилось в тебе, то я сразу и не смогу ответить.
Но если подумать, то отвечу: добрый нрав, весёлый характер, несмотря ни на что – желание что-то знать и что-то делать. Я знаю, что ты бываешь разным: весёлым, добрым, но бываешь и злым, наглым, сердитым (таким ты мне не очень нравишься), неуправляемым и даже сумасшедшим. Ты – один класс, но в тебе двадцать восемь характеров, разных-разных. Наверное, ты ещё не очень дружный, и в тебе есть люди, которые недолюбливают друг друга. Но ведь это тоже нормально: бывает и в одном человеке такое настроение, что он не любит сам себя. В целом, мне с тобой мне комфортно и уютно, весело и легко. Хотя, сам знаешь: бывает всякое. Иногда ты меня сердишь и беспокоишь. Знаешь, класс, когда я особенно сержусь? Когда ты не даёшь мне пошутить с тобой спокойно. Пошутишь — а ты давай что-то с места болтать, выкрикивать…И всё. На деле можно ставить крест. Дело не двигается. Вот в эти минуты сержусь ужасно, а потом даже грущу и расстраиваюсь. Но без шутки дела не сделать. Просто на дело должен быть радостный настрой. И тогда можно горы свернуть.
Что мне запомнилось за время знакомства и первого общения с тобой? Запомнилось, как накануне первого урока я встретила своего соседа Женьку с одним мальчиком, который сказал мне, что он тоже учится в этом классе и женин друг. Теперь я знаю, кто этот мальчик. Запомнился первый урок, когда я рассказывала об Эзопе. Запомнилось первое знакомство с девчонками. Ещё запомнился урок, на котором отвечал Ника и получил по литературе пятёрку. Запомнился урок литературы, на котором все сидели по группам…Нет, пятый класс, мне очень многое запомнилось. Ты извини, класс, не могу всего перечислить: мне , оказывается, запомнилось абсолютно всё, и я не могу это всё перечислить — урока не хватит.
В общем, очень рада, что познакомилась с тобой, пятый класс.
Прощаться и целоваться не буду: надеюсь, что ещё встретимся. Поэтому просто «до свидания». Елена Юрьевна.
Д.з.: написать письмо о своём классе, адресата выбрать самому (параграф 43), (или выбрать любое упражнение: 213 или 214); принести мамину фотографию (вернём).
Комментарии
Елена Юрьевна, а 213, 214 делать письменно?
Елена Юрьевна написал(а):
Анаит написал(а):
Елена Юрьевна, я не поняла №213 и 214 письмено делать?
Анаит написал(а):
Елена Юрьевна, а в №213,214 делать задания, которые под знаком ?
Елена Юрьевна написал(а):
Анаит, Вы имеете в виду вопрос вверху страницы, до 213 упражнения? Нет, там изложен теоретический материал. Надо делать письменно одно упражнение из двух или написать письмо о школьной жизни любому адресату.
Елена Юрьевна написал(а):
Только укажите в тетради, чьё это письмо. В упр. 213 приведён отрывок из письма Н.А.Островского своей маме, а в упр. 214 автор — Ольга Берггольц. На вопросы можно ответить устно, но если, например, вы в своей тетради надо отметить два обращения в упр. 214.
источник
Русский язык. Литература
Рубрики
- 10 класс (208)
- 11 класс (322)
- 5 класс (462)
- Литература (190)
- Русский язык (160)
- 6 класс (275)
- 7 класс (325)
- 8 класс (416)
- 9 класс (277)
- Temet nosce (Познай самого себя!) (7)
- ГИА (32)
- Говорим грамотно (4)
- ЕГЭ (117)
- Индивидуальные траектории (2)
- Концепция сайта (2)
- Критерии оценок (2)
- Метод.сундук (9)
- Москва (5)
- МХК (281)
- Научные исследования (4)
- Олимпиады (12)
- Проект Geroiskazok.ru (1)
- Проект https://bookbetter.ru (1)
- Проект Тихона Войтенко (2)
- Проект Фёдора Сопова (1)
- Проекты. Рефераты. Дипломы (43)
- Прочее (107)
- Мы были, видели, чувствовали.. (8)
- Разговор наедине (родителям) (38)
- РКИ (9)
- Спецкурс (68)
- Список для чтения (11)
- Творческие работы (1)
- Участники, победители, призёры (1)
- Учебные программы (1)
- Цитата дня (25)
- Слова, которые меняют (7)
- Читаю.. (53)
Страницы
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|---|---|---|---|---|---|
« Ноя | ||||||
1 | ||||||
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 |
30 | 31 |
TOP-5 за сегодня
- Составное сказуемое. СГС и СИС Ещё раз. составное сказуемое состоит из… (32)
- Урок 46. Характеристика… Итак, ещё раз о характеристике… (24)
- Управление, примыкание,… Тема по предмету РКИ Согласование… (23)
- Д.з. 9 класс на 29 сентября Следующий урок — изложение 1)… (20)
- Задание 9 Укажите варианты ответов, в которых… (15)
- Управление, примыкание,… Тема по предмету РКИ Согласование… (341 492)
- Форма слова и однокоренные слова Форма слова — это изменение… (108 977)
- Рассказ о себе Игра здесь Ребята, на уроке… (95 768)
- Урок 46. Характеристика… Итак, ещё раз о характеристике… (92 963)
- Корни с чередованием Четыре группы корней с чередованием.… (54 181)
Peклaмa
Поиск
Урок 44 — 45. Обобщающие слова. Письма
Размещено 5.11.09 в рубрике 5 класс, Русский язык
Повторение темы «Обобщающие слова». Если обобщающие слова стоят перед однородными, то ставится двоеточие:
Три вещи нельзя скрыть: огонь, любовь и кашель.
Обобщающее словосочетание «три вещи». Оно стоит перед однородными дополнениями «огонь, любовь, кашель», поэтому после него ставим двоеточие.
Если же мы поменяем местами обобщающее слово и однородные члены, то есть поставим обобщающее слово после однородных членов предложения, то в этом случае в предложении появляется тире:
Огонь, любовь, кашель — три вещи нельзя скрыть.
Есть ещё один случай, который подробно мы пока не изучаем. Если обобщающее слово стоит в начале предложения, потом идут однородные члены предложения, но после них предложение не заканчивается, а продолжается. В этом случае после однородных членов ещё нужно будет поставить тире:
Три вещи нельзя скрыть: огонь, любовь и кашель — и забыть о них.
Аналогичный пример:
*Все: поля, небо, кусты, морозный туман – окрасились розовым цветом.
Проверьте себя и вставьте знаки препинания:
Солнце всем светит одинаково и человеку и зверю и дереву.
Обобщающее слово стоит перед однородными членами, поэтому здесь будет двоеточие. Ещё здесь повторяющийся союз и, в связи с чем перед второй и надо поставить запятую.
Теперь о письмах.
Виды писем:
Деловые, дружеские, поздравительные
Части письма:
— приветствие,
— осн. часть (содержание),
— заключение
e-mail, смс-ки – современный вид переписки.
В русском языке есть похожие слова: адересат (получатель) — адресант (отправитель).
Определить 1) вид письма, 2) части письма, 3) адресата и адресанта:
Здравствуй, пятый класс!
Вот уже полтора месяца, как мы познакомились с тобой. Я кое-что узнала о тебе, а ты что-то обо мне. Ты мне очень понравился. Но если ты спросишь, что именно мне понравилось в тебе, то я сразу и не смогу ответить.
Но если подумать, то отвечу: добрый нрав, весёлый характер, несмотря ни на что – желание что-то знать и что-то делать. Я знаю, что ты бываешь разным: весёлым, добрым, но бываешь и злым, наглым, сердитым (таким ты мне не очень нравишься), неуправляемым и даже сумасшедшим. Ты – один класс, но в тебе двадцать восемь характеров, разных-разных. Наверное, ты ещё не очень дружный, и в тебе есть люди, которые недолюбливают друг друга. Но ведь это тоже нормально: бывает и в одном человеке такое настроение, что он не любит сам себя. В целом, мне с тобой мне комфортно и уютно, весело и легко. Хотя, сам знаешь: бывает всякое. Иногда ты меня сердишь и беспокоишь. Знаешь, класс, когда я особенно сержусь? Когда ты не даёшь мне пошутить с тобой спокойно. Пошутишь — а ты давай что-то с места болтать, выкрикивать…И всё. На деле можно ставить крест. Дело не двигается. Вот в эти минуты сержусь ужасно, а потом даже грущу и расстраиваюсь. Но без шутки дела не сделать. Просто на дело должен быть радостный настрой. И тогда можно горы свернуть.
Что мне запомнилось за время знакомства и первого общения с тобой? Запомнилось, как накануне первого урока я встретила своего соседа Женьку с одним мальчиком, который сказал мне, что он тоже учится в этом классе и женин друг. Теперь я знаю, кто этот мальчик. Запомнился первый урок, когда я рассказывала об Эзопе. Запомнилось первое знакомство с девчонками. Ещё запомнился урок, на котором отвечал Ника и получил по литературе пятёрку. Запомнился урок литературы, на котором все сидели по группам…Нет, пятый класс, мне очень многое запомнилось. Ты извини, класс, не могу всего перечислить: мне , оказывается, запомнилось абсолютно всё, и я не могу это всё перечислить — урока не хватит.
В общем, очень рада, что познакомилась с тобой, пятый класс.
Прощаться и целоваться не буду: надеюсь, что ещё встретимся. Поэтому просто «до свидания». Елена Юрьевна.
Д.з.: написать письмо о своём классе, адресата выбрать самому (параграф 43), (или выбрать любое упражнение: 213 или 214); принести мамину фотографию (вернём).
Комментарии
Елена Юрьевна, а 213, 214 делать письменно?
Елена Юрьевна написал(а):
Анаит написал(а):
Елена Юрьевна, я не поняла №213 и 214 письмено делать?
Анаит написал(а):
Елена Юрьевна, а в №213,214 делать задания, которые под знаком ?
Елена Юрьевна написал(а):
Анаит, Вы имеете в виду вопрос вверху страницы, до 213 упражнения? Нет, там изложен теоретический материал. Надо делать письменно одно упражнение из двух или написать письмо о школьной жизни любому адресату.
Елена Юрьевна написал(а):
Только укажите в тетради, чьё это письмо. В упр. 213 приведён отрывок из письма Н.А.Островского своей маме, а в упр. 214 автор — Ольга Берггольц. На вопросы можно ответить устно, но если, например, вы в своей тетради надо отметить два обращения в упр. 214.
источник
Источник