Три вещи нельзя скрыть огонь любовь и кашель
Цели:
- формирование пунктуационных умений и навыков
при однородных членах с обобщающим словом; - показать, что однородные члены и обобщающие
слова – понятия разных объектов (видовые и
родовые, часть и целое); - указать на определенное интонационное
оформление обобщающих слов.
Оборудование:
- алгоритм поиска “Двоеточие и тире в
предложениях с однородными членами и
обобщающими словами”; - карточки для индивидуальной работы.
Ход урока
I. Оргмомент.
II. Учитель. Тема нашего урока:
“Пунктуация при однородных членах с обобщающим
словом”. Нам с вами предстоит сегодня научиться
найти в предложениях обобщающие слова, соотнести
их с однородными членами и правильно делать
выбор в постановке пунктуационного знака. Что же
такое обобщающее слово? (Ответы учащихся).
Когда при слове есть однородные члены, которые
представляют перечень предметов, обобщенные
этим словом, оно называется обобщенным.
Обобщающие слова включают в себя следующие
грамматические признаки:
– тождественность синтаксической функции
обобщающего слова и однородных членов
предложения;
– способность обобщающего слова быть любым
членом предложения (как главным, так и
второстепенным);
– возможность быть выраженным любой частью
речи, словосочетанием, фразеологическим
оборотом и даже предложением,
– способность находиться как впереди, так и
позади однородных членов и даже разрывать их;
– определенное интонационное оформление
обобщающих слов.
А теперь шаг за шагом мы с вами на примерах
попробуем разобраться в сказанном выше. Итогом
нашей работы будет самостоятельная работа.
III. Объяснение нового материала.
1. Найдите в предложениях обобщающие слова,
которые дают одно более общее наименование всем
однородным членам данного ряда.
Все в тающей дымке: холмы, перелески.
В саду, в доме – всюду стояла тишина.
Все вокруг хаты: подсолнухи, акация и сухая
трава – было покрыто шершавой тканью.
Ответы учащихся.
Вывод. Обобщающие слова – это одно более общее
наименование всем однородным членам.
2. Давайте докажем, что обобщающее слово может
быть любым членом предложения. В данных
предложениях найдите обобщающие слова и
подчеркните их как член предложения. Заметьте,
что обобщающее слово и однородные члены,
являются одним членом предложения.
На траве, на былинках, на соломинках –
всюду блестели и волновались бесчисленные нити
осенних паутин.
От дома, то деревьев, от голубятни – ото всего
побежали длинные тени.
Ни один след: ни лыжный, ни пеший, ни
человеческий – не пересекал лыжную тропу.
Все: поля, небо, кусты, морозный туман –
окрасились розовым цветом.
Ответы учащихся.
Вывод. Обобщающие слова бывают разными членами
предложения.
3. Следующий грамматический признак, который
нам придется доказать, это возможность
обобщающего слова быть выраженным любой частью
речи, словосочетанием, фразеологизмом и
предложением. В данных предложениях определите,
чем выражено обобщающее слово.
Ни столба, ни стога, ни забора – ничего не
видно.
Три вещи нельзя скрыть: огонь, любовь и кашель.
Вокруг не было видно ни души: ни человека, ни
лошади, ни птицы, ни машины.
Стихи я люблю читать всякие, какие только
попадались мне в руки: и те, которые хорошо
понимал, и те где было много неясного.
Ответы учащихся.
Вывод. Обобщающие слова могут быть выражены
любой частью речи.
4. Мы дошли с вами до самого сложного шага: знаки
препинания при однородных членах с обобщающим
словом. Сначала давайте рассмотрим алгоритм и
попробуем привести примеры на каждый его шаг.
(Можно использовать предложения, которые вам
предлагались выше).
А Л Г О Р И Т М
Знаки препинания при однородных членах с
обобщающим словом
1.Найдите в предложении обобщающее слово.
3. Определи, заканчивается ли предложение
однородными членами
Попробуйте устно воспроизвести данный
алгоритм.
Ответы учащихся.
IV. Решите несколько пунктуационных задач.
1. Расставьте в предложениях знаки препинания.
Сад степь двор все было в холодной тени.
Со всех сторон из-за заборов из калиток изо всех
углов посыпались выстрелы.
Каждый звук шорох птицы полет упавшего листа
кажется громким заставляет вздрагивать.
Мне казалось что все это и певучие крики
разносчиков и заводские гудки и торопливые
свистки паровозов на ветке имеет какое-то
отношение к моему приезду.
В данное правило надо внести еще одно
значительное дополнение. После обобщающих слов
могут стоять вводные слова (словом, одним
словом…), уточняющие слова (как-то, а именно например…).
ЗАПОМНИТЕ, что в этом случае перед ними
ставится запятая, а перед однородными членами,
как всегда, двоеточие. Пример:
В парке были представлены различные виды
хвойных деревьев, как-то: сосна, ель, пихта.
А в этом предложении сами поставьте знаки
препинания.
Другие факты, а именно: ветры, разность
температуры днем и ночью, летом и зимою, морские
бризы и прочее – играют второстепенную роль.
V. Теперь мы с вами обратим внимание на
интонацию, с которой произносятся предложения с
обобщающими словами.
Прочитайте предложение.
Солнце всем светит одинаково: и человеку, и
зверю, и дереву.
Обратите внимание, что при обобщающем слове,
стоящем перед однородными членами, обобщающее
слово произносится с логическим ударением и
интонацией предупреждения. Перед однородными
членами пауза и они читаются пониженным тоном с
перечислительной интонацией.
Прочитайте следующее предложение.
Северная зима, ковры снега, треск огня в печах и
свет зимней ночи – все это располагает к сказке.
В данном случае перечисление однородных членов
заканчивается повышением тона на последнем из
них, далее следует пауза. Обобщающее слово
произносится со значительным усилением голоса, с
интонацией пояснения, итога.
VI. Закрепление.
Карточка № 1.
Вставьте обобщающее слово к однородным
членам.Деревья, травы и земля внезапно побагровели.
Ни музы, ни труды, ни радости досуга не заменят
единственного друга.
Карточка № 2.
Опустите обобщающие слова при однородных
членах.И вода, и берег и тучи – все сливалось
непроницаемый мрак.Черкес на корни вековые, на ветки вешает кругом
свои доспехи боевые: щит, бурку, панцирь и шелом,
колчан и лук.
Карточка № 3.
Распространите предложения однородными
членами.На столе лежали разные вещи…..
……. разные цветы росли в саду.
Всюду ……….гремела музыка и слышался смех.
Карточка № 4
Измените место однородных членов по
отношению к обобщающему слову.Все это звуки запах тучи люди было странно
красиво и грустно.Всего у него было довольно и крестьян и хлеба и
скота и земли и садов.
VII. Подведение итогов.
VIII. Домашняя работа.
Выписать из текстов художественной литературы
предложения с разными вариантами постановки
знаков препинания при однородных членах с
обобщающим словом.
Литературный журнал “Ритмы вселенной”
Владимир Маяковский фигура в русской литературе неоднозначная. Его либо любят, либо ненавидят. Основой ненависти обычно служит поздняя лирика поэта, где он воспевал советскую власть и пропагандировал социализм. Но со стороны обывателя, не жившего в ту эпоху и потока времени, который бесследно унёс многие свидетельства того времени, рассуждать легко.
Маяковский мог бы не принять советскую власть и эмигрировать, как это сделали многие его коллеги, но он остался в России до конца. Конец поэта печальный, но он оставался верен своим принципам, хотя в последние годы даже у него проскальзывают нотки недовольства положением вещей.
То, что начнет твориться в советской России после 30-х годов, поэт уже не увидит.
Стихотворение «Хорошее отношение к лошадям» было написано в 1918 году. Это время, когда ещё молодой Маяковский с восторгом принимает происходящие в стране перемены и без капли сожаления прощается со своей богемной жизнью, которую вёл ещё несколько лет назад.
Кобыла по имени “Барокко”. Фото 1910 года.
Большой поэт отличается от малого не умением хорошо рифмовать или мастерски находить метафоры, и уж точно не количеством публикаций в газетах и журналах. Большой поэт всегда берётся за сложные темы, которые раскрывает в своей поэзии – это даётся далеко не каждому, кто умеет писать стихи. Большой поэт видит не просто голод, разруху, когда люди видят голод и разруху. Он видит не роскошь и сытую жизнь, когда люди видят роскошь и сытую жизнь – подмечает те детали, мимо которых простой обыватель пройдёт мимо и не заметит ничего.
А Маяковский всю жизнь презирал мещанство и угодничество и очень хорошо подмечал тонкости своего времени.
О самой поэзии он выскажется так:
Поэзия — вся! — езда в незнаемое.
Поэзия — та же добыча радия.
В грамм добыча, в год труды.
Изводишь единого слова ради
тысячи тонн словесной руды.
В стихотворении (оно будет ниже) поэт напрямую обращается к животному. Но это обращение служит неким метафорическим мостом, который должен только усилить накал, происходящий в стихе и показать обычному обывателю всю нелепость и жестокость ситуации. Случаи жестокого обращения с лошадьми были часты в это время. Животных мучали до последнего, пока те действительно не падали замертво прямо на дорогах и площадях. И никто этого не пресекал. Это считалось нормой.
Животное же не человек…
Извозчики времён Маяковского.
Предлагаем вашему вниманию стихотворение «Хорошее отношение к лошадям», за которое по праву можно дать премию мира. Кстати, нобелевку в 2020 году получила американская поэтесса Луиза Глик. Аведь многие тексты Маяковского не хуже, и они то как раз о борьбе – борьбе за свободу и за равное существование на нашей планете.
Маяковский вдохновил множество хороших людей – именно поэтому его помнят и любят до сих пор.
Будь ты хоть человек, а хоть лошадка, которая отдаёт всю себя ради общей цели. Пусть поэт и обращается к лошади, но главную свою мысль он хочет довести до людей, которые стали слишком чёрствыми и жестокими.
Миру мир!
Хорошее отношение к лошадям
Били копыта,
Пели будто:
— Гриб.
Грабь.
Гроб.
Груб.-
Ветром опита,
льдом обута
улица скользила.
Лошадь на круп
грохнулась,
и сразу
за зевакой зевака,
штаны пришедшие Кузнецким клёшить,
сгрудились,
смех зазвенел и зазвякал:
— Лошадь упала!
— Упала лошадь! —
Смеялся Кузнецкий.
Лишь один я
голос свой не вмешивал в вой ему.
Подошел
и вижу
глаза лошадиные…
Улица опрокинулась,
течет по-своему…
Подошел и вижу —
За каплищей каплища
по морде катится,
прячется в шерсти…
И какая-то общая
звериная тоска
плеща вылилась из меня
и расплылась в шелесте.
«Лошадь, не надо.
Лошадь, слушайте —
чего вы думаете, что вы их плоше?
Деточка,
все мы немножко лошади,
каждый из нас по-своему лошадь».
Может быть,
— старая —
и не нуждалась в няньке,
может быть, и мысль ей моя казалась пошла,
только
лошадь
рванулась,
встала на ноги,
ржанула
и пошла.
Хвостом помахивала.
Рыжий ребенок.
Пришла веселая,
стала в стойло.
И всё ей казалось —
она жеребенок,
и стоило жить,
и работать стоило.
И стоило жить, и работать стоило!
Лайк и подписка – лучшая награда для канала.