Стоматит у детей список литературы

Стоматит у детей список литературы thumbnail

Со стоматитом у детей сталкивался каждый родитель. Заболевание имеет ярко выраженные симптомы, его сложно перепутать с другими болезнями. Запущенная инфекция приводит к довольно серьезным осложнениям, для лечения которых понадобится много времени и лекарственных средств. Чтобы вовремя распознать недуг и быстро от него избавиться, следует знать, как выглядит стоматит у детей, как его классифицируют и лечат.

Содержание

  1. Причины
  2. Виды
  3. Симптоматика
  4. Способы лечения
  5. Медикаменты
  6. Народные средства
  7. Сода и соль
  8. Мед и алоэ
  9. Ромашка с медом
  10. Как предупредить стоматит

Причины

Стоматит у детей список литературы

Стоматит
– болезнь, поражающая слизистые поверхности ротовой полости. Это острый
воспалительный процесс различной этиологии, который проявляется появлением
желтоватых или белесых прыщиков с жидкостью и язв. Он может возникнуть у
ребенка и взрослого человека, но именно дети значительно чаще страдают от
недуга.

Высыпания
поражают внутреннюю сторону щек, десна, язык. Их появление причиняет
дискомфорт, поскольку язвенные раны зудят, болят, во рту ощущается постоянное
жжение.

У
маленьких детей чрезвычайно нежные слизистые оболочки рта. Недостаточно
развитая защитная система организма не способна быстро справиться с
возбудителями инфекции, поэтому естественной реакцией иммунитета на их
попадание в организм становится воспаление. Частыми причинами заболевания
являются:

  • недостаточная гигиена полости рта;
  • хронические заболевания ЖКТ;
  • травмы слизистой;
  • ожог;
  • попадание болезнетворных
    бактерий с рук или игрушек.

Важно! Лечение стоматита у детей возможно в домашних условиях. Однако, чтобы правильно подобрать схему лечения, без консультации специалиста не обойтись.

Виды

Стоматит у детей список литературы

Сегодня можно
диагностировать 8 видов стоматита:

  • бактериальный;
  • афтозный – проявляется при снижении иммунитета на фоне болезней ЖКТ и анемии;
  • герпетический – возникает
    из-за попадания вируса герпеса;
  • вирусный;
  • ангулярный;
  • аллергический – реакция на
    попадание в организм ребенка аллергена;
  • травматический – причиной может стать случайный прикус
    губы зубами или царапины на десне;
  • грибковый – поражение ротовой полости грибками рода Candida.

В
детском возрасте могут возникать все виды стоматита. Однако с рождения и до 3
лет малыши особенно подвержены афтозному, кандидозному, герпетическому и
аллергическому типу. В период активного роста молочных зубов нередко появляется
стоматит травматического характера, вызванных разрывом мягких тканей десен.

Обратите внимание! Стоматит не всегда возникает самостоятельно. Довольно часто высыпания во рту являются признаком других болезней, поэтому перед лечением необходимо провести ряд диагностических мероприятий, чтобы обнаружить точную причину.

Симптоматика

Стоматит у детей список литературы

К классической
клинической картине диагностики стоматита относят следующие симптомы:

  • отечность слизистой;
  • появление белого или
    желтоватого налета;
  • неприятный запах изо рта;
  • сухость или избыточное слюноотделение;
  • увеличение лимфоузлов и
    повышение температуры.

Стоматит
у детей имеет схожие и разные симптомы. У каждого вида заболевания есть свои
отличия в проявлениях.

При
аллергическом стоматите на небе, деснах, щеках, губах появляются незначительные
язвенные поражения. Они проходят, как только удается выявить и убрать
раздражитель. При афтозном во рту может появиться даже одно пятно диаметром до
1 см. Его внешняя часть покрыта пленкой, язва желтая, а ее края воспалены. Если
стоматит герпетический, то слизистая поражена многочисленными высыпаниями,
которые сливаются в одну большую рану. Это пузырьки с прозрачной жидкостью, они
чрезвычайно болезненные. Нередко вирус герпеса вызывает ухудшение общего
состояния детского организма, сопровождается ломотой в теле и высокой
температурой.

Самым
распространенным видом стоматита во рту у ребенка является кандидозный. Его
распространенное название молочница. С этим явлением хотя бы раз, но
сталкивались 9 из 10 родителей. Для него характерное появление белого
творожистого налета на языке, деснах, щечках крохи. Часто наблюдается после
прохождения курса антибактериальной терапии либо как следствие поражения
грибком Candida сосков матери. Причиной кандидоза также может стать
несоблюдение правил гигиены.

На заметку! Независимо от вида стоматита его лечение должно быть комплексным и начаться сразу после обнаружения первых признаков поражения ротовой полости!

Способы лечения

Стоматит у детей список литературы

Как
вылечить стоматит у ребенка? Сразу стоит отметить, что самостоятельно назначать
препараты крохе нельзя. Постановкой диагноза и рекомендациями относительно
терапии занимается только педиатр. Попытки своими силами побороть недуг могут
привести к ухудшению состояния маленького пациента. Для определения возбудителя
воспалительного процесса делают соскоб и проводят вирусологическое
исследование.

При
стоматите у детей какое лечение будет наиболее эффективным? Помогут только те
терапевтические мероприятия, которые будут воздействовать на заболевание
комплексно, устраняя и причину, и внешние проявления.

Медикаменты

Стоматит у детей список литературы

Когда точный диагноз установлен, врачи стоматологи для лечения стоматита у детей назначают лекарственные препараты. Они условно делятся на симптоматические и специальные.

Назначение
первых – устранить симптомы, которые сопутствуют недугу. Для этой цели
выписывают:

  • витаминные комплексы для укрепления
    организма;
  • противовирусные препараты, которым предстоит бороться с вирусами;
  • жаропонижающие и противовоспалительные средства;
  • анестезирующие гели;
  • мази и растворы для
    обработки полости рта.
  • необходимо обильное питье
  • щадящая диета (исключить кислое, солёное, острое)

Кандидозный
стоматит лечат специальными фармпрепаратами, в составе которых есть вещества,
убивающие грибок. Назначают крема, подходящие для внутреннего применения. В
случае выявления аллергический тип педиатр к общему списку добавит
антигистаминные капли или таблетки. Если высыпания вызваны вирусом герпеса, не
обойтись без приема противовирусных препаратов, а также местной обработки
слизистых противогерпетической мазью.

Внимание! Обрабатывать нужно всю ротовую полость, поскольку возбудители находятся на слизистой повсюду. Их не видно невооруженным глазом, но оставшись во рту, они продолжат распространяться и лечение затянется.

Народные средства

Стоматит у детей список литературы

Заметили
стоматит у ребенка и не знаете, чем лечить? Медикаментозную терапию можно
дополнить применением средств из народной медицины. Приготовленные из
натуральных компонентов составы применяют для лечения стоматита у детей от 2
лет.

Для обработки,
пораженной язвами ротовой полости подойдут следующие составы.

Сода и соль

По
0,5 ч.л. компонентов растворить в теплой воде. Полоскать раствором рот 3-4 раза
в день после приема пищи. Сода хорошо снимает воспаление и обеззараживает.
Таким же составом, только разведенным водой до кашеобразной консистенции, можно
с помощью обмотанного марлей пальца счищать налет при грибковом стоматите.

Мед и алоэ

Лист
растения перетирается до пюре, к нему присоединяют столько же натурального
меда. Трижды в день наносят на пораженные участки.

Ромашка с медом

Сухие
цветки заваривают в пропорции 1 ст.л. на 250 мл кипятка. В остывшие отвар
добавляют 2 ч.л. меда. Теплой жидкостью ополаскивают рот 2-3 раза в сутки.

Средства для
полоскания можно готовить из других компонентов:

  • шалфея;
  • шиповника;
  • зверобоя;
  • коры дуба;
  • льняных семян;
  • тысячелистника;
  • календулы;
  • настойки прополиса.

Хорошо помогают
примочки из эфирных масел.

Важно! Народные средства можно использовать только после консультации педиатра!

Как предупредить стоматит

Стоматит у детей список литературы

Чтобы снизить
риск возникновения инфекции во рту, необходимо:

  • регулярно мыть игрушки, руки, пустышки, бутылочки;
  • проводить влажную уборку и проветривать помещение, где проводить досуг малыш;
  • укреплять иммунитет: закалять ребенка, давать витамины, соблюдать правильный режим сна и бодрствования;
  • обеспечить сбалансированное питание;
  • бороться с вредной привычкой грызть ногти или другие предметы (карандаши, ручки, линейки);
  • дважды в год записываться в стоматологию для планового осмотра.
Читайте также:  Лечение стоматита медом и яйцом

Любое
заболевание следует лечить своевременно, иначе негативных последствий не
избежать. Внимательно осматривайте ротовую полость ребенка при первых жалобах.
Если возникает стоматит у грудных детей, первыми симптомами является изменение
поведения, плач и отказ от груди или бутылочки. Дети от 1 года и старше смогут
самостоятельно указать родителям на очаг дискомфорта. Лечитесь своевременно и
будьте здоровы!

Источник

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШУЙСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

КУРСОВАЯ РАБОТА
ТЕМА: Лечение стоматитов у детей.

Специальность: Лечебное дело

Шуя 2017
Содержание
Введение 3
Глава 1. 5
1.1 Стоматиты 5
1.2 Этиология и патогенез стоматита 5
1.3 Классификация и причины 6
1.4 Клинические проявления 8
Глава 2 16
2.1 Диагностика 16
2.2 Лабораторная диагностика. 16
2.3 Основные принципы лечения 17
2.4 Профилактические мероприятия 19
2.5 Сестринский процесс при остром герпетическом стоматите 21
Заключение 23
Список литературы 24

Введение
Слизистая оболочка полости рта – это среда с высоким риском развития септических процессов, так как в силу своего топографического положения первой подвергается атаке вирусов и бактерий, взаимодействует с аллергенами и травмирующими факторами. Она регулирует равновесие между находящейся в полости рта патогенной микрофлорой и местными, общими факторами иммунной защиты. Нарушение этого равновесия может привести к развитию инфекционно-воспалительных заболеваний, таких как стоматиты. Наиболее распространенными из всех видов стоматитов, поражающих детей, являются кандидоз полости рта, катаральный, язвенный, герпетический стоматиты.
Ежегодно в России стоматитом заболевают в среднем 106 127 детей на 100.000 детского населения – это примерно каждый десятый ребенок. В Алтайском крае за 2003 – 2008 года – за помощью к специалистам по поводу стоматитов обратилось 23 063 пациента, а за период 2008 – 2013 года – 29 021. Это говорит о том, что за последние 5 лет число больных стоматитом в крае увеличилось почти в 2 раза. Что объясняется массовым снижением иммунитета у населения, ухудшением экологической обстановки и снижением качества употребляемых продуктов.
Существует проблема: несмотря на то, что стоматиты встречаются достаточно часто, их правильная диагностика бывает затруднена. Это связано с тем, что различные заболевания не только ротовой полости, но и всего организма, могут протекать с одинаковыми проявлениями. Многие специалисты сходятся во мнении, что ни одно из детских заболеваний не имеет столь разнообразного проявления и такого обширного количества причин, как стоматит.
Актуальность темы «Принципы лечения и ухода при стоматитах» обусловлена рядом причин: Во первых, широкой распространенностью этих заболеваний (по данным Министерства Здравоохранения РФ стоматиты составляют более 85% от всех заболеваний слизистой оболочки полости рта у детей). Во вторых, необходимостью предотвращения распространения инфекции в нижние дыхательные пути. В третьих, необходимостью недопущения сенсибилизации (то есть перехода заболевания в хроническую форму с частыми рецидивами).
Цель исследования: Рассмотреть и изучить заболеваемость катаральным, язвенным, афтозным и грибковым стоматитами и установить используемые методы их лечения у детей.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретический материал.
2. Проанализировать полученные данные.
3.Выявить возможные проблемы и предложить пути их решения.

Глава 1.
1.1 Стоматиты.
Стоматит (от греч. stoma, родительный падеж stomatos – рот) – это воспалительный процесс слизистой оболочки полости рта различной этиологии.
Стоматиты в зависимости от возбудителя делятся на:
– Герпетический стоматит (афтозный стоматит)
– Грибковый стоматит (кандидоз полости рта)
– Вирусный стоматит:
а) Катаральный стоматит
б) Бактериальный
– Язвенный
1.2 Этиология и патогенез стоматита.
За внешними проявлениями стоматита лежат значительно более обширные проблемы и глубокие причины появления этого заболевания. Толчком к появлению детского стоматита могут явиться многие факторы: это и грязные руки, то есть нарушение гигиены, и вирус, который ребенок может подхватить из окружающей среды, и дисбактериоз микрофлоры ротовой полости, и всевозможные инфекционные заболевания, следствием которых может стать стоматит, но в основе основ возникновения стоматита медицина все же считает реакцию иммунной системы ребенка на те или иные микробы, вирусы, бактерии, которые постоянно окружают его в атмосфере. У детей младенческого возраста для развития детского стоматита может быть достаточным нарушение баланса микрофлоры ротовой полости, но чаще всего груднички «цепляют» стоматит из-за грибка. Грибковый стоматит проявляет себя в виде молочного налета на губах, на внутренней поверхности щек, языке, небе. Другие виды стоматита, например бактериальный или герпесный могут иметь совершенно другие симптомы, и соответственно, подлежат разным методам.
1.3 Классификация и причины.
Причины возникновения стоматита: острые инфекционные заболевания (корь, дифтерия, скарлатина);
кожные болезни (экссудативная эритема, красный плоский лишай); болезни крови (лейкоз, агранулоцитоз и. т. д.); авитаминозы (цинга, пеллагра);
низкий уровень гигиены полости рта и длительный прием некоторых лекарственных препаратов; разнообразные травмы слизистой оболочки полости рта.
Травматические повреждения слизистой оболочки полости рта по своей природе делятся следующим образом:
химические, вызванные воздействием на слизистую оболочку различных агрессивных жидкостей, в частности кислот и щелочей;
температурные, обусловленные приемом чрезмерно горячей пищи или напитков; физические, возникающие, например, при длительном сосании жесткой соски, при различных нарушениях прикуса, прорезывании зубов. Классификация стоматитов:
Острый герпетический афтозный стоматит у детей – это стоматит, который развивается при первичном инфицировании вирусом герпеса, т.е. впервые в жизни. Острый стоматит характерен только для детей самого младшего возраста. Хронический герпетический стоматит у ребенка – это повторная рецидивирующая форма заболевания. Нужно отметить, что герпетический стоматит у грудничков развивается исключительно по причине инфицирования ребенка собственной матерью или близкими родственниками, которые целуют ребенка, облизывают ложечку ребенка, а потом снова кормят его. Герпетический стоматит у новорожденных протекает точно также как у других детей, т.е. симптомы, лечение будут точно такими же. Первичная герпетическая инфекция у детей развивается обычно в возрасте 6 месяцев – 3х лет. Это связано с тем, что в этом возрасте у ребенка исчезают специфические к вирусу герпеса антитела, полученные еще с кровью матери. В большинстве случаев (в 90%) симптоматика слабо выражена…

Заключение
Работа в медицине подразумевает собой ответственность за жизни людей. Нужно не только помочь пациенту, но и, в первую очередь, не навредить ему.
Изучив теоретические вопросы стоматитов у детей (этиологию, клиническую картину, осложнения, методы диагностики, особенности лечения и профилактики), я пришла к заключению, что цель моей курсовой работы достигнута.
Осуществляя лечебный процесс, фельдшер должен быть коммуникабельным, чтобы выявлять нарушенные потребности и проблемы пациента, уметь оценить способность к самоуходу, владеть навыками обработки полости рта при стоматите.
С момента установления диагноза фельдшеру необходимо дать больному подробную информацию о сути заболевания, причинах обострения, механизмах действия основных лекарственных препаратов, побочных эффектах, чтобы предотвращать развитие обострений.
Работа над курсовой помогла мне закрепить теоретические знания и применить практические умения и навыки при осуществлении сестринского процесса. Работая над ней, я получила бесценный опыт для работы по своей профессии.

Читайте также:  Как лечить стоматит народным средствами

Список литературы
1. Научная и учебная литература
Севостьянова М.Г 2005год. Москва “Сестринское дело в педиатрии”
Н.Г Соколова “Сестринское дело в педиатрии. Практика”
В.Д Тульчинская. Феникс.Медицина. 2013 год.
2. Интернет источники
Статья: Стоматиты у детей лечение и классификация. lechenie-stomatita-u-detej/#4
Статья: Профилактика стоматитов. profilaktika-stomatita-u-detej/
Статья: Виды стоматитов. stat/265/
Статья: Лечение стоматитов у детей stomatit-u-detej-lechenie Статья: Лечение и симптомы стоматитов. 259-stomatit-u-detey-lechenie-simptomy-foto.html

Источник

Îñîáåííîñòè ìåñòíîãî èììóíèòåòà ñëèçèñòîé îáîëî÷êè ïîëîñòè ðòà è ñëþíû ó ðåáåíêà äî 6 ìåñÿöåâ. Ïÿòü ïåðèîäîâ òå÷åíèÿ îñòðîãî ãåðïåòè÷åñêîãî ñòîìàòèòà: èíêóáàöèîííûé, ïðîäðîìàëüíûé, êàòàðàëüíûé, âûñûïàíèé è óãàñàíèÿ. Äèàãíîñòèêà è ëå÷åíèå çàáîëåâàíèÿ.

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

ãåðïåòè÷åñêèé ñòîìàòèò ëå÷åíèå äèàãíîñòèêà

Ðåôåðàò íà òåìó:

Îñòðûé ãåðïåòè÷åñêèé ñòîìàòèò ó äåòåé. Êëèíèêà. Äèàãíîñòèêà. Ïðèíöèïû ëå÷åíèÿ

Îñòðûé ãåðïåòè÷åñêèé ñòîìàòèò (ÎÃÑ) çàíèìàåò ïåðâîå ìåñòî ñðåäè âñåõ ïîðàæåíèé ñëèçèñòîé îáîëî÷êè ïîëîñòè ðòà è ïðè ýòîì âõîäèò â ëèäèðóþùóþ ãðóïïó èíôåêöèîííîé ïàòîëîãèè äåòñêîãî âîçðàñòà, íàðÿäó ñ îñòðîé ðåñïèðàòîðíîé âèðóñíîé èíôåêöèåé è âåòðÿíîé îñïîé. Óñòàíîâëåíî, ÷òî èíôèöèðîâàííîñòü äåòåé âèðóñîì ïðîñòîãî ãåðïåñà â âîçðàñòå îò 6 ìåñ äî 5 ëåò ñîñòàâëÿåò 60%, à ê 15 ãîäàì – óæå 90%. Ïðàêòè÷åñêè ó êàæäîãî âîñüìîãî ðåáåíêà ÎÃÑ ïåðåõîäèò â õðîíè÷åñêóþ ôîðìó ñ ïåðèîäè÷åñêèìè ðåöèäèâàìè. Äî íåäàâíåãî âðåìåíè îñòðûé àôòîçíûé ñòîìàòèò è ÎÃÑ ðàññìàòðèâàëè êàê äâà ñàìîñòîÿòåëüíûõ çàáîëåâàíèÿ. Îäíàêî êëèíèêî-ëàáîðàòîðíîå èçó÷åíèå áîëüøîé ãðóïïû áîëüíûõ ñ èñïîëüçîâàíèåì ñîâðåìåííûõ âèðóñîëîãè÷åñêèõ, ñåðîëîãè÷åñêèõ, öèòîëîãè÷åñêèõ è èììóíîôëþîðåñöåíòíûõ ìåòîäîâ èññëåäîâàíèÿ óáåäèòåëüíî ïîêàçàëî êëèíè÷åñêîå åäèíñòâî îñòðîãî ãåðïåòè÷åñêîãî è îñòðîãî àôòîçíîãî ñòîìàòèòîâ. Ïðè ýòîì âñåãäà â ïîðàæåííûõ ó÷àñòêàõ ñëèçèñòîé îáîëî÷êè ïîëîñòè ðòà îáíàðóæèâàëèñü àíòèãåíû âèðóñà ïðîñòîãî ãåðïåñà. Ïîëó÷åííûå äàííûå ïîçâîëèëè èññëåäîâàòåëÿì ðåêîìåíäîâàòü èñïîëüçîâàíèå åäèíîãî òåðìèíà è íàçûâàòü çàáîëåâàíèå ÎÃÑ ïî Ìåæäóíàðîäíîé êëàññèôèêàöèè áîëåçíåé è ïðîáëåì, ñâÿçàííûõ ñî çäîðîâüåì, ïîñëåäíåãî (10-ãî) ïåðåñìîòðà (ÌÊÁ 10, Æåíåâà, 1995).

Âèðóñ ïðîñòîãî ãåðïåñà (Herpes simplex) øèðîêî ðàñïðîñòðàíåí â ïðèðîäå. Ýòî ÄÍÊ-ñîäåðæàùèé íåéðîòðîïíûé âèðóñ, îáëàäàþùèé òàêæå ýïèòåëèîòðîïíîñòüþ. Ïåðåäà÷à èíôåêöèè ïðîèñõîäèò âîçäóøíî-êàïåëüíûì, êîíòàêòíûì, òðàíñôóçèîííûì, òðàíñïëàöåíòàðíûì ïóòÿìè. Çàáîëåâàíèå ðàçâèâàåòñÿ â ðåçóëüòàòå ïîñòóïëåíèÿ â îðãàíèçì áîëüøèõ äîç àêòèâíîãî âèðóñà, à òàêæå îñëàáëåíèÿ åñòåñòâåííûõ çàùèòíûõ ìåõàíèçìîâ ïðè ïåðåîõëàæäåíèè, ïåðåóòîìëåíèè, ïîñëå ïåðåíåñåíèÿ ðàçëè÷íûõ çàáîëåâàíèé.

Îñîáåííîñòè ìåñòíîãî èììóíèòåòà ñëèçèñòîé îáîëî÷êè ïîëîñòè ðòà è ñëþíû ó ðåáåíêà äî 6 ìåñ îáåñïå÷èâàþò ïîëíóþ íåâîñïðèèì÷èâîñòü åãî ê ãåðïåòè÷åñêîé èíôåêöèè. Àíòèòåëà ïåðåäàþòñÿ ðåáåíêó îò ìàòåðè èíòåðïëàöåíòàðíî è ÷åðåç ãðóäíîå ìîëîêî.

ÎÃÑ, êàê îäíà èç ôîðì ïåðâè÷íîé ãåðïåòè÷å ñêîé èíôåêöèè, âîçíèêàåò, ïðåèìóùåñòâåííî, ó äåòåé â âîçðàñòå îò 6 ìåñ äî 3 ëåò.  ýòîò ïåðèîä ðàçðóøàþòñÿ ìàòåðèíñêèå àíòèòåëà ê âèðóñàì, à ñîáñòâåííàÿ èììóííàÿ ñèñòåìà ðåáåíêà åùå íå ñôîðìèðîâàëà ñïåöèôè÷åñêîãî èììóíèòåòà è õàðàêòåðèçóåòñÿ íåñïåöèôè÷åñêèìè ìåõàíèçìàìè çàùèòû. Êðîìå òîãî, ïðîíèêíîâåíèþ è ðàñïðîñòðàíåíèþ âèðóñà ñïîñîáñòâóþò âûñîêàÿ ïðîíèöàåìîñòü â ýòîò ïåðèîä ãèñòîãåìàòè÷åñêèõ áàðüåðîâ è ïîíèæåíèå ìîðôîëîãè÷åñêèõ ðåàêöèé èììóíèòåòà ñëèçèñòîé îáîëî÷êè ïîëîñòè ðòà.

Ñðåäè äåòåé ñòàðøåãî âîçðàñòà çàáîëåâàåìîñòü çíà÷èòåëüíî íèæå âñëåäñòâèå ïðèîáðåòåííîãî èììóíèòåòà, â òîì ÷èñëå è ïîñëå ïåðåíåñåííîé ãåðïåòè÷åñêîé èíôåêöèè, óòîëùåíèÿ è óïëîòíåíèÿ ñëèçèñòîé îáîëî÷êè ïîëîñòè ðòà. ÎÃÑ, ÿâëÿÿñü êîíòàãèîçíûì çàáîëåâàíèåì, âîçíèêàåò ñïîðàäè÷åñêè, íå çàâèñèò îò âðåìåíè ãîäà.

Âûäåëÿþò 5 ïåðèîäîâ òå÷åíèÿ ÎÃÑ: èíêóáàöèîííûé, ïðîäðîìàëüíûé, êàòàðàëüíûé, âûñûïàíèé è óãàñàíèÿ.

Ïåðâè÷íîå ïðîíèêíîâåíèå âèðóñîâ â îðãàíèçì îñóùåñòâëÿåòñÿ ÷åðåç ñëèçèñòóþ îáîëî÷êó, ãäå è ïðîèñõîäèò åãî ðàçìíîæåíèå.  èíêóáàöèîííûé ïåðèîä, êîòîðûé ïðîäîëæàåòñÿ îò 2 äî 17 äíåé, âîçìîæíà ïåðâè÷íàÿ âèðóñåìèÿ è äèññåìèíàöèÿ âèðóñîâ â ïàðåíõèìàòîçíûå îðãàíû è òêàíè, ãäå îíè ïðîäîëæàþò ðàçìíîæàòüñÿ.  ïðîäðîìàëüíîì ïåðèîäå âèðóñû âòîðè÷íî âûõîäÿò â êðîâåíîñíîå ðóñëî (âòîðè÷íàÿ âèðóñåìèÿ), â ðåçóëüòàòå ÷åãî âíîâü çàíîñÿòñÿ ê ñëèçèñòûì îáîëî÷êàì è êîæå. Íàëè÷èå âèðóñà â êðîâè ïðèâîäèò ê ðÿäó èçìåíåíèé: ëåéêîïåíèè, ñäâèãó â ëåéêîöèòàðíîé ôîðìóëå âëåâî, ïîâûøåíèþ ÑÎÝ, ëèìôîöèòîçó, íàðóøåíèþ ñâåðòûâàåìîñòè êðîâè.

 ñëèçèñòîé îáîëî÷êå ïîëîñòè ðòà ðàçâèâàþòñÿ î÷àãè âíóòðèýïèòåëèàëüíîãî íåêðîçà. Èõ ïîÿâëåíèå ñâÿçûâàþò êàê ñ íåïîñðåäñòâåííûì ïîâðåæäàþùèì äåéñòâèåì âèðóñà, òàê è êàïèëëÿðíûì òðîìáîîáðàçîâàíèåì. Âíóòðèýïèòåëèàëüíûé íåêðîç ïðîÿâëÿåòñÿ îáðàçîâàíèåì ïóçûðüêîâ ñ ïðîçðà÷íûì èëè ìóòíûì ñîäåðæèìûì. Îíè áûñòðî ëîïàþòñÿ è ïðåâðàùàþòñÿ â ýðîçèè è àôòû, êîòîðûå ïîêðûâàþòñÿ ñåðîâàòûì íàëåòîì.

Êëèíè÷åñêàÿ êàðòèíà ñêëàäûâàåòñÿ èç ñèìïòîìîâ îáùåé èíòîêñèêàöèè è ìåñòíûõ ïðîÿâëåíèé.  çàâèñèìîñòè îò âûðàæåííîñòè ýòèõ ñèìïòîìîâ âûäåëÿþò 3 ñòåïåíè òÿæåñòè çàáîëåâàíèÿ: ëåãêóþ, ñðåäíåòÿæåëóþ è òÿæåëóþ.

Ïðîäðîìàëüíûé ïåðèîä. Ïðè ëåãêîé ôîðìå îáùèå ñèìïòîìû èíòîêñèêàöèè ìîãóò îòñóòñòâîâàòü. Âîçìîæíî ïîâûøåíèå òåìïåðàòóðû äî 37°Ñ ïðè óäîâëåòâîðèòåëüíîì ñîñòîÿíèè ðåáåíêà.

Äëÿ ñðåäíåòÿæåëîé ôîðìû õàðàêòåðíî óõóäøåíèå ñàìî÷óâñòâèÿ, àïïåòèòà, íåðâíîå âîçáóæäåíèå, êàïðèçû. Òåìïåðàòóðà ïîäíèìàåòñÿ äî ñóáôåáðèëüíîé. Âîçìîæíû ÿâëåíèÿ êàòàðàëüíîé àíãèíû èëè ÎÐÂÈ.

Òÿæåëàÿ ôîðìà ïðîÿâëÿåòñÿ âñåìè ïðèçíàêàìè îñòðîãî èíôåêöèîííîãî çàáîëåâàíèÿ. Íàðÿäó ñ ñèìïòîìàìè èíòîêñèêàöèè – àïàòèåé, àäèíàìèåé, ãîëîâíîé áîëüþ, êîæíî-ìûøå÷íîé ãèïåðåñòåçèåé, íàáëþäàþòñÿ ôóíêöèîíàëüíûå íàðóøåíèÿ ñåðäå÷íîñîñóäèñòîé ñèñòåìû – àðèòìèÿ, ãèïîòîíèÿ. Âîçìîæíû íîñîâûå êðîâîòå÷åíèÿ, òîøíîòà, ðâîòà.

Îñîáåííîñòüþ ãåðïåòè÷åñêîé èíôåêöèè ÿâëÿåòñÿ ðàííåå âîñïàëåíèå ïîä÷åëþñòíûõ è øåéíûõ ëèìôàòè÷åñêèõ óçëîâ.

Êàòàðàëüíûé ïåðèîä ïðè ëåãêîé ñòåïåíè ïðîÿâëÿåòñÿ ïîâûøåíèåì òåìïåðàòóðû äî ñóáôåáðèëüíûõ çíà÷åíèé, â ïîëîñòè ðòà – ïîêðàñíåíèåì è íåçíà÷èòåëüíûì îòåêîì äåñåí. Çàáîëåâàíèå ìîæåò îêîí÷èòüñÿ êàòàðàëüíûì ãèíãèâèòîì ñ ïîâûøåííîé êðîâîòî÷èâîñòüþ, ìèíóÿ ôàçó âûñûïàíèé.

Ïðè ñðåäíåòÿæåëîé ñòåïåíè ñèìïòîìû îáùåé èíòîêñèêàöèè äîñòèãàþò ïèêà, õàðàêòåðíî ïîâûøåíèå òåìïåðàòóðû äî 38-39°Ñ. Âîçìîæíû ÿâëåíèÿ ðèíèòà è êîíúþíêòèâèòà.  ïîëîñòè ðòà îòìå÷àåòñÿ ïîêðàñíåíèå è îòåê âñåé ñëèçèñòîé îáîëî÷êè. Êàòàðàëüíûé ãèíãèâèò ìîæåò ïåðåõîäèòü â ÿçâåííî-íåêðîòè÷åñêèé. Âûðàæåíà ãèïåðñàëèâàöèÿ, íàáëþäàþòñÿ âÿçêàÿ ñëþíà, çàïàõ èçî ðòà, ïîâûøåíà êðîâîòî÷èâîñòü ñëèçèñòîé îáîëî÷êè.

Ïðè òÿæåëîé ñòåïåíè ðåçêî âûðàæåíû ñèìïòîìû èíòîêñèêàöèè, ñíèæåíèå òóðãîðà êîæè, öèàíîç, òåìïåðàòóðà ïîäíèìàåòñÿ äî 39-40°Ñ. Õàðàêòåðíû íàñìîðê, êîíúþíêòèâèò, êàøåëü. Ñèìïòîìû â ïîëîñòè ðòà âûðàæåíû â áîëüøåé ñòåïåíè, ÷åì ïðè ñðåäíåòÿæåëîé ôîðìå. Âîçìîæíûå îñëîæíåíèÿ ýòîãî ïåðèîäà – ðàçâèòèå ãèïåðòåðìè÷åñêîãî ñèíäðîìà è ãåðïåòè÷åñêîãî ýíöåôàëèòà.

Ïåðèîä âûñûïàíèé, õàðàêòåðèçóåòñÿ ïîÿâëåíèåì íà îòå÷íîé è ïîêðàñíåâøåé ñëèçèñòîé îáîëî÷êå ïîëîñòè ðòà – ãóá, ùåê, ÿçûêà è äåñåí – îäèíî÷íûõ èëè ñãðóïïèðîâàííûõ î÷àãîâ íåêðîçà íà ôîíå ñíèæåíèÿ òåìïåðàòóðû. Âîçìîæíî íåñêîëüêî ïîñëåäîâàòåëüíûõ âîëí âûñûïàíèé.

Äëÿ ëåãêîé ñòåïåíè õàðàêòåðíû îäèíî÷íûå âûñûïàíèÿ íà ñëèçèñòîé îáîëî÷êå ïîëîñòè ðòà – íå áîëåå 4-5. Ïðè ñðåäíåòÿæåëîé ôîðìå íàáëþäàåòñÿ äî 20 î÷àãîâ íåêðîçà; íåñêîëüêî âîëí âûñûïàíèé ìîãóò ñî÷åòàòüñÿ ñ òàêîâûìè íà êàéìå ãóá è êîæå âîêðóã ðòà. Ïðè òÿæåëîé ôîðìå íàñ÷èòûâàåòñÿ äî 100 î÷àãîâ íåêðîçà íà ñëèçèñòîé ïîëîñòè ðòà íà ðàçíîé ñòàäèè ðàçâèòèÿ, ñî ñêëîííîñòüþ ê ñëèÿíèþ â îáøèðíûå ÿçâåííûå ïîâåðõíîñòè. Âîâëåêàåòñÿ òàêæå êîæà ëèöà, âîçìîæíû âûñûïàíèÿ íà ïàëüöàõ, ñëèçèñòîé îáîëî÷êå ãåíèòàëèé è ãëàç.

Ïåðèîä óãàñàíèÿ.  ýòîò ïåðèîä ïðîèñõîäèò î÷èùåíèå è ýïèòåëèçàöèÿ ïîðàæåííûõ ó÷àñòêîâ. Äëÿ ëåãêîé ôîðìû õàðàêòåðíà ýïèòåëèçàöèÿ â òå÷åíèå 1-2 äíåé, îäíàêî êàòàðàëüíûé ãèíãèâèò ìîæåò ñîõðàíÿòüñÿ åùå 1-2 äíÿ.

Читайте также:  Симптомы стоматит у ребенка 3 лет

Ïðè ñðåäíåòÿæåëîé ôîðìå ýïèòåëèçàöèÿ çàòÿãèâàåòñÿ äî 4-5 ñóò, ïðè ýòîì, íàðÿäó ñ âîñïàëåíèåì è êðîâîòî÷èâîñòüþ äåñåí, ñîõðàíÿåòñÿ ëèìôàäåíèò è èçìåíåíèÿ ôîðìóëû êðîâè äî 1-2 íåä. Ïðè òÿæåëîé ôîðìå çàáîëåâàíèÿ óêàçàííûå èçìåíåíèÿ íîñÿò áîëåå âûðàæåííûé õàðàêòåð è ìîãóò äåðæàòüñÿ äî 1 ìåñ.

 áîëüøèíñòâå ñëó÷àåâ ïåðâûé ðåöèäèâ ãåðïåòè÷åñêîãî ñòîìàòèòà íàñòóïàåò ìåíåå ÷åì ÷åðåç ãîä ïîñëå ïåðåíåñåííîé îñòðîé èíôåêöèè. Ôàêòîðû ðèñêà ðàçâèòèÿ ðåöèäèâèðóþùåé ãåðïåòè÷åñêîé èíôåêöèè:

– íàñëåäñòâåííàÿ ñëàáîñòü èììóíèòåòà ê ãåðïåòè÷åñêîé èíôåêöèè;

– îòÿãîùåííûé âíóòðèóòðîáíûé è ãðóäíîé ïåðèîäû ðàçâèòèÿ ðåáåíêà;

– ÷àñòûå ÎÐÂÈ;

– õðîíè÷åñêèå çàáîëåâàíèÿ ËÎÐ-îðãàíîâ;

– çàáîëåâàíèÿ ãëàç (êåðàòèòû, êîíúþíêòèâèòû);

– ñêëîííîñòü ê àëëåðãè÷åñêèì ðåàêöèÿì, íàëè÷èå ýêññóäàòèâíîãî äèàòåçà;

– íàëè÷èå òðàâìèðóþùèõ ôàêòîðîâ â ïîëîñòè ðòà;

– òÿæåëàÿ ñòåïåíü ïåðåíåñåííîãî ÎÃÑ.

Äèàãíîñòèêó îñòðîãî ãåðïåòè÷åñêîãî ñòîìàòèòà ïðîâîäÿò íà îñíîâàíèè êëèíè÷åñêîé êàðòèíû çàáîëåâàíèÿ. Èç ëàáîðàòîðíûõ ìåòîäîâ äèàãíîñòèêè íàèëó÷øèì îáðàçîì çàðåêîìåíäîâàëà ñåáÿ èììóíîôëþîðåñöåíöèÿ: ñïåöèôè÷åñêîå ñâå÷åíèå êëåòîê ñ ïîðàæåííûõ ó÷àñòêîâ ñëèçèñòîé îáîëî÷êè ïîëîñòè ðòà, îêðàøåííûõ ôëþîðåñöèðóþùåé ïðîòèâîãåðïåòè÷åñêîé ñûâîðîòêîé [2].

Òàêòèêà ëå÷åíèÿ áîëüíûõ ÎÃÑ îïðåäåëÿåòñÿ ñòåïåíüþ òÿæåñòè çàáîëåâàíèÿ è ïåðèîäîì åãî ðàçâèòèÿ. Êîìïëåêñíàÿ òåðàïèÿ âêëþ÷àåò îáùåå è ìåñòíîå ëå÷åíèå. Ïðè ñðåäíåòÿæåëîì è òÿæåëîì òå÷åíèè áîëåçíè ðåêîìåíäóåòñÿ ãîñïèòàëèçàöèÿ.

 ñõåìå ëå÷åáíûõ ìåð âàæíîå ìåñòî çàíèìàþò ðàöèîíàëüíîå ïèòàíèå è ïðàâèëüíàÿ îðãàíèçàöèÿ êîðìëåíèÿ áîëüíîãî. Ðåáåíêà êîðìÿò, ïðåèìóùåñòâåííî, æèäêîé èëè ïîëóæèäêîé ïèùåé, íå ðàçäðàæàþùåé âîñïàëåííóþ ñëèçèñòóþ îáîëî÷êó ïîëîñòè ðòà. Áîëüøîå âíèìàíèå óäåëÿþò ïîòðåáëåíèþ äîñòàòî÷íîãî êîëè÷åñòâà æèäêîñòè.

Îáùåå ëå÷åíèå ïðåäóñìàòðèâàåò íàçíà÷åíèå ïðåïàðàòîâ íåñêîëüêèõ ãðóïï.  ïðîäðîìàëüíûé è êàòàðàëüíûé ïåðèîäû – ýòî æàðîïîíèæàþùèå è áîëåóòîëÿþùèå ñðåäñòâà.

Ïðîòèâîâèðóñíûå ñðåäñòâà ìîæíî èñïîëüçîâàòü â òå÷åíèå âñåãî ýïèäåìèîëîãè÷åñêè íåáëàãîïðèÿòíîãî ïåðèîäà. Ýòî ïðåïàðàòû ãîòîâîãî ýêçîãåííîãî èíòåðôåðîíà (Ðåàôåðîí-ÅÑ-Ëèïèíèò) è ñòèìóëÿòîðû âûðàáîòêè îðãàíèçìîì ñîáñòâåííîãî ýíäîãåííîãî èíòåðôåðîíà (Ïîëèîêñèäîíèé, Öèêëîôåðîí, Àíàôåðîí).

Äëÿ êîððåêöèè íàðóøåíèé èììóííîé ñèñòåìû è ïîâûøåíèÿ óñòîé÷èâîñòè îðãàíèçìà ê èíôåêöèÿì ïðèìåíÿþò èììóíîìîäóëÿòîðû [5].

Îáùåå ëå÷åíèå ïðè ñðåäíåòÿæåëîé è òÿæåëîé ôîðìàõ ÎÃÑ, ïðåäóñìàòðèâàþùåå íîðìàëèçàöèþ ôóíêöèé ñåðäå÷íîñîñóäèñòîé, äûõàòåëüíîé, ïèùåâàðèòåëüíîé, êðîâåòâîðíîé, íåðâíîé è äðóãèõ æèçíåííî âàæíûõ ñèñòåì îðãàíèçìà, íåîáõîäèìî ïðîâîäèòü â óñëîâèÿõ ñòàöèîíàðà.

Ìåñòíàÿ òåðàïèÿ ïðèîáðåòàåò îñîáóþ çíà÷èìîñòü ïðè ÎÃÑ. Ñ ïåðâûõ äíåé ðàçâèòèÿ çàáîëåâàíèÿ è äî ïåðèîäà óãàñàíèÿ, ó÷èòûâàÿ åãî ýòèîëîãèþ, ðåêîìåíäóåòñÿ îáðàáàòûâàòü ïðîòèâîâèðóñíûìè ñðåäñòâàìè êàê ïîðàæåííûå ó÷àñòêè ñëèçèñòîé îáîëî÷êè ïîëîñòè ðòà, òàê è íåïîâðåæäåííûå îáëàñòè 4-5 ðàç â äåíü. Ñëåäóåò ó÷èòûâàòü, ÷òî ýòè ïðåïàðàòû â áîëüøåé ñòåïåíè äàþò ïðîôèëàêòè÷åñêèé, ÷åì ëå÷åáíûé ýôôåêò, ïðåäóïðåæäàþò ïîâòîðíûå âûñûïàíèÿ. Ñ ýòîé öåëüþ èñïîëüçóþò 0,25% Îêñîëèíîâóþ ìàçü, ìàçü Àöèêëîâèð.

Âûÿâëåííûå íàðóøåíèÿ ìåñòíîãî èììóíèòåòà ïîëîñòè ðòà òðåáóþò âêëþ÷åíèÿ â êîìïëåêñíóþ òåðàïèþ èììóíîìîäóëÿòîðîâ.

Îñîáîå âíèìàíèå ñëåäóåò óäåëÿòü ãèãèåíå ïîëîñòè ðòà. ×èñòêó çóáîâ ðåêîìåíäóåòñÿ ïðîâîäèòü óòðîì è âå÷åðîì ïîñëå ïðèåìà ïèùè çóáíûìè ùåòêàìè ñ ìÿãêîé ùåòèíîé ñ èñïîëüçîâàíèåì ïðîòèâîâîñïàëèòåëüíûõ çóáíûõ ïàñò. Ïàñòîé âûáîðà ÿâëÿåòñÿ çóáíàÿ ïàñòà äëÿ ìàëûøåé îò 0 äî 3 ëåò «R.O.C.S. baby», êîòîðàÿ ñîäåðæèò íàòóðàëüíûé ýêñòðàêò ëèïû è êñèëèò, îáåñïå÷èâàþùèå âûðàæåííîå ïðîòèâîâîñïàëèòåëüíîå è ïðîòèâîìèêðîáíîå äåéñòâèå.

Àíòèñåïòè÷åñêàÿ îáðàáîòêà ñëèçèñòîé îáîëî÷êè ïîëîñòè ðòà ïðåïÿòñòâóåò ïðèñîåäèíåíèþ âòîðè÷íîé áàêòåðèàëüíîé èíôåêöèè. Îðîøàþò ïîëîñòü ðòà ðàñòâîðîì Ôóðàöèëèíà 1:5000, 0,25% ðàñòâîðîì Õëîðãåêñèäèíà, 2% ðàñòâîðîì Ìèðèìèñòèíà, îòâàðîì ðîìàøêè ïîñëå êàæäîãî ïðèåìà ïèùè.

Ðÿä ïðåïàðàòîâ äëÿ ìåñòíîãî ïðèìåíåíèÿ, íàðÿäó ñ àíòèñåïòè÷åñêèì ýôôåêòîì, èìååò è àíàëãåçèðóþùåå, îáâîëàêèâàþùåå, à òàêæå ïðîòèâîâîñïàëèòåëüíîå äåéñòâèå [6], íàïðèìåð ñòîìàòîëîãè÷åñêèé ãåëü Äåíòàìåò.

 ïåðèîä âûñûïàíèé àôòû ñ íåêðîòè÷åñêèì íàëåòîì îáðàáàòûâàþò 1-2% ðàñòâîðîì ïðîòåîëèòè÷åñêèõ ôåðìåíòîâ (Òðèïñèí, Õèìîòðèïñèí), êîòîðûå ñïîñîáñòâóþò ðàñòâîðåíèþ íåæèçíåñïîñîáíûõ òêàíåé çà ñ÷åò ðàñùåïëåíèÿ áåëêîâ.

Ïåðåä êàæäûì ïðèåìîì ïèùè íåîáõîäèìî îáåçáîëèòü ñëèçèñòóþ îáîëî÷êó ïîëîñòè ðòà.

 íàñòîÿùåå âðåìÿ ïîñòîÿííî âîçðàñòàþùèå òðåáîâàíèÿ ê êà÷åñòâó è âîçìîæíîñòÿì ëå÷åíèÿ çàñòàâëÿþò èñêàòü íîâûå âèäû ëåêàðñòâåííûõ ïðåïàðàòîâ è ëåêàðñòâåííûå ôîðìû äëÿ ïîâûøåíèÿ ýôôåêòèâíîñòè òåðàïèè, ýêîíîìè÷íîñòè, óäîáñòâà ïðèìåíåíèÿ, ïðîäëåíèÿ ñðîêîâ ãîäíîñòè.  ïîñëåäíèå ãîäû âñå áîëüøåå ðàñïðîñòðàíåíèå ïîëó÷àåò òàêàÿ ëåêàðñòâåííàÿ ôîðìà, êàê ñïðåé. Ëåêàðñòâåííàÿ ôîðìà ñïðåÿ îáåñïå÷èâàåò áîëåå ìÿãêîå äåéñòâèå, òîíêîå ðàñïûëåíèå, áûñòðîå ïðîíèêíîâåíèå â òêàíè è ðàñïðåäåëåíèå êîìïîíåíòîâ ïðåïàðàòà íà îáðàáîòàííûõ ïîâåðõíîñòÿõ, ïîâûøåííóþ ýêîíîìè÷íîñòü ïðèìåíåíèÿ, ïîëíîå óïîòðåáëåíèå ëåêàðñòâà èç ôëàêîíà, ïîðòàòèâíîñòü è óäîáñòâî ïðèìåíåíèÿ, ýêîëîãè÷íîñòü.

Îòå÷åñòâåííûé ëåêàðñòâåííûé ïðåïàðàò Ïðîïîñîë (ïðîèçâîäñòâà ôàðìàöåâòè÷åñêîé êîìïàíèè «Àëòàéâèòàìèíû») â âèäå ñïðåÿ ó÷èòûâàåò ïîòðåáíîñòè ôàðìàöåâòè÷åñêîãî ðûíêà. Ýòî óíèêàëüíûé ïðåïàðàò, îòâå÷àþùèé ïðàêòè÷åñêè âñåì íóæäàì ìåñòíîãî ëå÷åíèÿ ÎÃÑ, òàê êàê îáëàäàåò ïðîòèâîâèðóñíûì, àíòèáàêòåðèàëüíûì, ïðîòèâîâîñïàëèòåëüíûì, ìåñòíûì àíåñòåçèðóþùèì ñâîéñòâàìè, à òàêæå ñïîñîáñòâóåò áûñòðîìó çàæèâëåíèþ ïîðàæåííûõ ó÷àñòêîâ ñëèçèñòîé îáîëî÷êè ïîëîñòè ðòà. Äåéñòâóþùåå âåùåñòâî ïðåïàðàòà – ýêñòðàêò íàòóðàëüíîãî ïðîïîëèñà, êîòîðûé øèðîêî èçâåñòåí êàê ìîùíûé áèîãåííûé ñòèìóëÿòîð, àêòèâèçèðóþùèé âûðàáîòêó àíòèòåë, ôàãîöèòàðíóþ ðåàêöèþ, óñèëèâàþùèé ðîñò è ðàçìíîæåíèå êëåòîê, ñòàáèëèçèðóþùèé ìåìáðàíó êëåòîê è ðåãóëèðóþùèé åå ïðîíèöàåìîñòü, ñïîñîáñòâóþùèé ñèíòåçó êëåòî÷íûõ è âíóòðèêëåòî÷íûõ ìåìáðàí, ó÷àñòâóþùèé â ïðîöåññàõ òêàíåâîãî äûõàíèÿ.  êîíå÷íîì ñ÷åòå, ïðîïîëèñ àêòèâèçèðóåò ðåãåíåðàòîðíûå ïðîöåññû ñëèçèñòîé îáîëî÷êè [5, 7]. Êðîìå òîãî, â ñîñòàâ ïðåïàðàòà ââåäåíû ãëèöåðèí è ýòèëîâûé ñïèðò, êîòîðûå ñìÿã÷àþò è äåçèíôèöèðóþò. Äîêàçàíî, ÷òî Ïðîïîñîë íå ðàçäðàæàåò ñëèçèñòóþ îáîëî÷êó è íå èìååò îáùåòîêñè÷åñêîãî äåéñòâèÿ.

Ïðîïîñîë ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé ïðîçðà÷íóþ æèäêîñòü òåìíî-êîðè÷íåâîãî öâåòà, ñëàäêîãî âêóñà, ñ çàïàõîì ïðîïîëèñà.

Ïðåïàðàòîì ðàâíîìåðíî îðîøàþò ïîðàæåííûå ó÷àñòêè ñëèçèñòîé îáîëî÷êè ïîëîñòè ðòà 2-6 ðàç â äåíü. Ïðîïîñîë â òå÷åíèå 2-4 ìèí âñàñûâàåòñÿ â ðîòîâîé ïîëîñòè. Ïîñëå îáðàáîòêè ðîòîâîé ïîëîñòè íå ðåêîìåíäóåòñÿ óïîòðåáëÿòü ïèùó â òå÷åíèå 15-30 ìèí. Òåðàïåâòè÷åñêèé ýôôåêò íàñòóïàåò óæå ïîñëå 1-2-êðàòíîãî ïðèìåíåíèÿ, êóðñ ëå÷åíèÿ ñîñòàâëÿåò 7-10 äíåé.

Ïðîòèâîïîêàçàíèÿ: ãèïåð÷óâñòâèòåëüíîñòü, àëëåðãè÷åñêàÿ ðåàêöèÿ íà ïðîäóêòû ï÷åëîâîäñòâà.

 ïåðèîä óãàñàíèÿ çàáîëåâàíèÿ àêòóàëüíû äðóãèå êåðàòîïëàñòè÷åñêèå ñðåäñòâà: ìàñëÿíûé ðàñòâîð âèòàìèíà À (ðåòèíîëà àöåòàò), ìàñëî øèïîâíèêà, îáëåïèõîâîå ìàñëî, ÷àñòîòà íàíåñåíèÿ êîòîðûõ îïðåäåëÿåòñÿ êîëè÷åñòâîì êîðìëåíèé (ïîñëå åäû è ïåðåä ñíîì).

 çàêëþ÷åíèå ñëåäóåò îòìåòèòü, ÷òî ÎÃÑ ëþáîé ñòåïåíè òÿæåñòè ÿâëÿåòñÿ îñòðûì èíôåêöèîííûì çàáîëåâàíèåì, òðåáóåò âî âñåõ ñëó÷àÿõ âíèìàíèÿ ñòîìàòîëîãà è ïåäèàòðà, ÷òîáû îáåñïå÷èòü êîìïëåêñíîå ëå÷åíèå, îïðåäåëèòü âûáîð, ïîñëåäîâàòåëüíîñòü èñïîëüçîâàíèÿ, à òàêæå äîçû óïîìÿíóòûõ ëåêàðñòâåííûõ ñðåäñòâ, ïðîâåñòè ïðîôèëàêòèêó êàê èíäèâèäóàëüíî, òàê è â îðãàíèçîâàííûõ äåòñêèõ êîëëåêòèâàõ.

Ñïèñîê ëèòåðàòóðû

1. Ñåìåíîâà Ò.Á., Ãóáàíîâà Å.È. Ñîâðåìåííûå ïðåäñòàâëåíèÿ î êëèíèêå, îñîáåííîñòÿõ ýïèäåìèîëîãèè è ëå÷åíèè ïðîñòîãî ãåðïåñà // Ëå÷. âðà÷. 1999. ¹ 2-3. Ñ.10-16.

2. Ñàáëèíà Ã.È. Ñðàâíèòåëüíàÿ îöåíêà ýôôåêòèâíîñòè íåêîòîðûõ ïðîòèâîâèðóñíûõ ïðåïàðàòîâ ïðè ëå÷åíèè ÎÃÑ ó äåòåé // Áþë. Âîñò.-Ñèá. íàó÷. öåíòðà ÀÌÍ. 1998. ¹ 1. Ñ. 87-88.

3. Åðøîâ Ô.È., ×èæîâ Í.Ï. Ëå÷åíèå âèðóñíûõ èíôåêöèé // Êëèí. ôàðìàêîë. è òåðàïèÿ. 1995. ¹ 4. Ñ. 75-78.

4. Ñïðàâî÷íèê Âèäàëü. Ëåêàðñòâåííûå ïðåïàðàòû â Ðîññèè. Ì.: ÀñòðàÔàðìÑåðâèñ, 2006. Ñ. 1632.

5. Ñòðàõîâà Ñ.Þ. Íîâûå ëåêàðñòâåííûå ïðåïàðàòû â êîìïëåêñíîì ëå÷åíèè ÎÃÑ ó äåòåé: Àâòîðåô. äèñ. êàíä. ìåä. íàóê, 2000.

6. Ìàøêîâñêèé Ì.Ä. Ëåêàðñòâåííûå ñðåäñòâà. Ì.: Íîâàÿ âîëíà, 2001. Ò. 2. Ñ. 98, 105.

Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru

Источник