Старинная шарманка страдала хрипотой и кашлем

Старинная шарманка страдала хрипотой и кашлем thumbnail

Александр Куприн

I

Узкими горными тропинками, от одного дачного поселка до другого, пробиралась вдоль южного берега Крыма маленькая бродячая труппа. Впереди обыкновенно бежал, свесив набок длинный розовый язык, белый пудель Арто, остриженный наподобие льва. У перекрестков он останавливался и, махая хвостом, вопросительно оглядывался назад. По каким-то ему одному известным признакам он всегда безошибочно узнавал дорогу и, весело болтая мохнатыми ушами, кидался галопом вперед. За собакой шел двенадцатилетний мальчик Сергей, который держал под левым локтем свернутый ковер для акробатических упражнений, а в правой нес тесную и грязную клетку со щеглом, обученным вытаскивать из ящика разноцветные бумажки с предсказаниями на будущую жизнь. Наконец сзади плелся старший член труппы — дедушка Мартын Лодыжкин, с шарманкой на скрюченной спине.
Шарманка была старинная, страдавшая хрипотой, кашлем и перенесшая на своем веку не один десяток починок. Играла она две вещи: унылый немецкий вальс Лаунера и галоп из «Путешествия в Китай» — обе бывшие в моде лет тридцать — сорок тому назад, но теперь всеми позабытые. Кроме того, были в шарманке две предательские трубы. У одной — дискантовой — пропал голос; она совсем не играла, и поэтому, когда до нее доходила очередь, то вся музыка начинала как бы заикаться, прихрамывать и спотыкаться. У другой трубы, издававшей низкий звук, не сразу открывался клапан: раз загудев, она тянула одну и ту же басовую ноту, заглушая и сбивая все другие звуки, до тех пор пока ей вдруг не приходило желание замолчать. Дедушка сам сознавал эти недостатки своей машины и иногда замечал шутливо, но с оттенком тайной грусти:
— Что поделаешь?.. Древний орган… простудный… Заиграешь — дачники обижаются: «Фу, говорят, гадость какая!» А ведь пьесы были очень хорошие, модные, но только нынешние господа нашей музыки совсем не обожают. Им сейчас «Гейшу» подавай, «Под двуглавым орлом», из «Продавца птиц» — вальс. Опять-таки трубы эти… Носил я орган к мастеру — и чинить не берется. «Надо, говорит, новые трубы ставить, а лучше всего, говорит, продай ты свою кислую дребедень в музей… вроде как какой-нибудь памятник…» Ну, да уж ладно! Кормила она нас с тобой, Сергей, до сих пор, бог даст и еще покормит.
Дедушка Мартын Лодыжкин любил свою шарманку так, как можно любить только живое, близкое, пожалуй даже родственное существо. Свыкнувшись с ней за многие годы тяжелой бродячей жизни, он стал, наконец, видеть в ней что-то одухотворенное, почти сознательное. Случалось иногда, что ночью, во время ночлега где-нибудь на грязном постоялом дворе, шарманка, стоявшая на полу рядом с дедушкиным изголовьем, вдруг издавала слабый звук, печальный, одинокий и дрожащий, точно старческий вздох. Тогда Лодыжкин тихо гладил ее по резному боку и шептал ласково:
— Что, брат? Жалуешься?.. А ты терпи…
Столько же, сколько шарманку, может быть даже немного больше, он любил своих младших спутников в вечных скитаниях: пуделя Арто и маленького Сергея. Мальчика он взял пять лет тому назад «напрокат» у забулдыги, вдового сапожника, обязавшись за это уплачивать по два рубля в месяц. Но сапожник вскоре умер, и Сергей остался навеки связанным с дедушкой и душою и мелкими житейскими интересами.

Источник

I

Узкими гор­ными тро­пин­ками, от одного дач­ного поселка до дру­гого, про­би­ра­лась вдоль южного берега Крыма малень­кая бро­дя­чая труппа. Впе­реди обык­но­венно бежал, све­сив набок длин­ный розо­вый язык, белый пудель Арто, остри­жен­ный напо­до­бие льва. У пере­крест­ков он оста­нав­ли­вался и, махая хво­стом, вопро­си­тельно огля­ды­вался назад. По каким-то ему одному извест­ным при­зна­кам он все­гда без­оши­бочно узна­вал дорогу и, весело бол­тая мох­на­тыми ушами, кидался гало­пом впе­ред. За соба­кой шел две­на­дца­ти­лет­ний маль­чик Сер­гей, кото­рый дер­жал под левым лок­тем свер­ну­тый ковер для акро­ба­ти­че­ских упраж­не­ний, а в пра­вой нес тес­ную и гряз­ную клетку со щег­лом, обу­чен­ным вытас­ки­вать из ящика раз­но­цвет­ные бумажки с пред­ска­за­ни­ями на буду­щую жизнь. Нако­нец сзади плелся стар­ший член труппы – дедушка Мар­тын Лодыж­кин, с шар­ман­кой на скрю­чен­ной спине.

Шар­манка была ста­рин­ная, стра­дав­шая хри­по­той, кашлем и пере­нес­шая на своем веку не один деся­ток почи­нок. Играла она две вещи: уны­лый немец­кий вальс Лау­нера и галоп из «Путе­ше­ствий в Китай» – обе быв­шие в моде лет трид­цать – сорок тому назад, по теперь всеми поза­бы­тые. Кроме того, были в шар­манке две пре­да­тель­ские трубы. У одной – дис­кан­то­вой – про­пал голос; она совсем не играла, и поэтому, когда до нее дохо­дила оче­редь, то вся музыка начи­нала как бы заи­каться, при­хра­мы­вать и спо­ты­каться. У дру­гой трубы, изда­вав­шей низ­кий звук, не сразу закры­вался кла­пан: раз загу­дев, она тянула одну и ту же басо­вую ноту, заглу­шая и сби­вая все дру­гие звуки, до тех пор пока ей вдруг не при­хо­дило жела­ние замол­чать. Дедушка сам созна­вал эти недо­статки своей машины и ино­гда заме­чал шут­ливо, но с оттен­ком тай­ной грусти:

– Что́ поде­ла­ешь?.. Древ­ний орга́н… про­студ­ный… Заиг­ра­ешь – дач­ники оби­жа­ются: «Фу, гово­рят, гадость какая!» А ведь пьесы были очень хоро­шие, мод­ные, но только нынеш­ние гос­пода нашей музыки совсем не обо­жают. Им сей­час «Гейшу» пода­вай, «Под дву­гла­вым орлом», из «Про­давца птиц» – вальс. Опять-таки трубы эти… Носил я орга́н к мастеру – и чинить не берется. «Надо, гово­рит, новые трубы ста­вить, а лучше всего, гово­рит, про­дай ты свою кис­лую дре­бе­день в музей… вроде как какой-нибудь памят­ник…» Ну, да уж ладно! Кор­мила она нас с тобой, Сер­гей, до сих пор, Бог даст и еще покормит.

Дедушка Мар­тын Лодыж­кин любил свою шар­манку так, как можно любить только живое, близ­кое, пожа­луй, даже род­ствен­ное суще­ство. Свык­нув­шись с ней за мно­гие годы тяже­лой бро­дя­чей жизни, он стал нако­нец видеть в ней что-то оду­хо­тво­рен­ное, почти созна­тель­ное. Слу­ча­лось ино­гда, что ночью, во время ноч­лега, где-нибудь на гряз­ном посто­я­лом дворе, шар­манка, сто­яв­шая на полу, рядом с дедуш­ки­ным изго­ло­вьем, вдруг изда­вала сла­бый звук, печаль­ный, оди­но­кий и дро­жа­щий: точно стар­че­ский вздох. Тогда Лодыж­кин тихо гла­дил ее по рез­ному боку и шеп­тал ласково:

– Что́, брат? Жалу­ешься?.. А ты терпи…

Столько же, сколько шар­манку, может быть, даже немного больше, он любил своих млад­ших спут­ни­ков в веч­ных ски­та­ниях: пуделя Арто и малень­кого Сер­гея. Маль­чика он взял пять лет тому назад «напро­кат» у забул­дыги, вдо­вого сапож­ника, обя­зав­шись за это упла­чи­вать по два рубля в месяц. Но сапож­ник вскоре умер, и Сер­гей остался навеки свя­зан­ным с дедуш­кой и душою, и мел­кими житей­скими интересами.

Читайте также:  Аскорил от кашля для ребенка

II

Тро­пинка шла вдоль высо­кого при­бреж­ного обрыва, изви­ва­ясь в тени сто­лет­них мас­лин. Море ино­гда мель­кало между дере­вьями, и тогда каза­лось, что, уходя вдаль, оно в то же время поды­ма­ется вверх спо­кой­ной могу­чей сте­ной, и цвет его был еще синее, еще гуще в узор­ча­тых про­ре­зах, среди сереб­ри­сто-зеле­ной листвы. В траве, в кустах кизиля и дикого шипов­ника, в вино­град­ни­ках и на дере­вьях – повсюду зали­ва­лись цикады; воз­дух дро­жал от их зве­ня­щего, одно­об­раз­ного, неумолч­ного крика. День выдался зной­ный, без­вет­рен­ный, и нака­лив­ша­яся земля жгла подошвы ног.

Сер­гей, шед­ший, по обык­но­ве­нию, впе­реди дедушки, оста­но­вился и ждал, пока ста­рик не порав­нялся с ним.

– Ты что́, Сережа? – спро­сил шарманщик.

– Жара, дедушка Лодыж­кин… нет ника­кого тер­пе­ния! Иску­паться бы…

Ста­рик на ходу при­выч­ным дви­же­нием плеча попра­вил на спине шар­манку и вытер рука­вом вспо­тев­шее лицо.

– На что бы лучше! – вздох­нул он, жадно погля­ды­вая вниз, на про­хлад­ную синеву моря. – Только ведь после купа­нья еще больше раз­мо­рит. Мне один зна­ко­мый фельд­шер гово­рил: соль эта самая на чело­века дей­ствует… зна­чит, мол, рас­слаб­ляет… Соль-то морская…

– Врал, может быть? – с сомне­нием заме­тил Сергей.

– Ну, вот, врал! Зачем ему врать? Чело­век солид­ный, непью­щий… домишко у него в Сева­сто­поле. Да потом здесь и спу­ститься к морю негде. Подо­жди, дой­дем ужотко до Мис­хора, там и попо­ло­щем телеса свои греш­ные. Перед обе­дом оно лестно, иску­паться-то… а потом, зна­чит, поспать трошки… и отлич­ное дело…

Арто, услы­шав­ший сзади себя раз­го­вор, повер­нулся и под­бе­жал к людям. Его голу­бые доб­рые глаза щури­лись от жары и гля­дели умильно, а высу­ну­тый длин­ный язык вздра­ги­вал от частого дыхания.

– Что́, брат песик? Тепло? – спро­сил дедушка.

Собака напря­женно зев­нула, завив язык тру­боч­кой, затряс­лась всем телом и тонко взвизгнула.

– Н‑да, бра­тец ты мой, ничего не поде­ла­ешь… Ска­зано: в поте лица тво­его, – про­дол­жал наста­ви­тельно Лодыж­кин. – Поло­жим, у тебя, при­мерно ска­зать, не лицо, а морда, а все-таки… Ну, пошел, пошел впе­ред, нечего под ногами вер­теться… А я, Сережа, при­знаться ска­зать, люблю, когда эта самая теп­лынь. Орга́н вот только мешает, а то, кабы не работа, лег бы где-нибудь на траве, в тени, пузом, зна­чит, вверх, и поле­жи­вай себе. Для наших ста­рых костей это самое солнце – пер­вая вещь.

Тро­пинка спу­сти­лась вниз, соеди­нив­шись с широ­кой, твер­дой, как камень, осле­пи­тельно-белой доро­гой. Здесь начи­нался ста­рин­ный граф­ский парк, в густой зелени кото­рого были раз­бро­саны кра­си­вые дачи, цвет­ники, оран­же­реи и фон­таны. Лодыж­кин хорошо знал эти места; каж­дый год обхо­дил он их одно за дру­гим во время вино­град­ного сезона, когда весь Крым напол­ня­ется наряд­ной, бога­той и весе­лой пуб­ли­кой. Яркая рос­кошь южной при­роды не тро­гала ста­рика, но зато мно­гое вос­хи­щало Сер­гея, быв­шего здесь впер­вые. Маг­но­лии, с их твер­дыми и бле­стя­щими, точно лаки­ро­ван­ными листьями и белыми, с боль­шую тарелку вели­чи­ной, цве­тами; беседки, сплошь заткан­ные вино­гра­дом, све­сив­шим вниз тяже­лые гроз­дья; огром­ные мно­го­ве­ко­вые пла­таны с их свет­лой корой и могу­чими кро­нами; табач­ные план­та­ции, ручьи и водо­пады, и повсюду – на клум­бах, на изго­ро­дях, на сте­нах дач – яркие, вели­ко­леп­ные души­стые розы, – все это не пере­ста­вало пора­жать своей живой цве­ту­щей пре­ле­стью наив­ную душу маль­чика. Он выска­зы­вал свои вос­торги вслух, еже­ми­нутно теребя ста­рика за рукав.

– Дедушка Лодыж­кин, а дедушка, глянь-кось, в фон­тане-то – золо­тые рыбы!.. Ей-богу, дедушка, золо­тые, уме­реть мне на месте! – кри­чал маль­чик, при­жи­ма­ясь лицом к решетке, ого­ра­жи­ва­ю­щей сад с боль­шим бас­сей­ном посре­дине. – Дедушка, а пер­сики! Бона сколько! На одном дереве!

– Иди-иди, дурашка, чего рот рази­нул! – под­тал­ки­вал его шут­ливо ста­рик. – Погоди, вот дой­дем мы до города Ново­рос­сий­ского и, зна­чит, опять пода­димся на юг. Там дей­стви­тельно места, – есть на что посмот­реть. Сей­час, при­мерно ска­зать, пой­дут тебе Сочи, Адлер, Туапсе, а там, бра­тец ты мой, Сухум, Батум… Глаза рас­ко­сишь гля­демши… Ска­жем, при­мерно – пальма. Удив­ле­ние! Ствол у нее мох­на­тый, на манер вой­лока, а каж­дый лист такой боль­шой, что нам с тобой обоим укрыться впору.

Источник

Александр Иванович Куприн

Иллюстрация В. Резчикова к рассказу А. Куприна «Белый пудель»

Иллюстрация В. Резчикова к рассказу А. Куприна «Белый пудель»

Содержание

Глава I
Глава II
Глава III
Глава IV
Глава V
Глава VI

I

Узкими горными тропинками, от одного дачного поселка до другого, пробиралась вдоль южного берега Крыма маленькая бродячая труппа. Впереди обыкновенно бежал, свесив набок длинный розовый язык, белый пудель Арто, остриженный наподобие льва. У перекрестков он останавливался и, махая хвостом, вопросительно оглядывался назад. По каким-то ему одному известным признакам он всегда безошибочно узнавал дорогу и, весело болтая мохнатыми ушами, кидался галопом вперед. За собакой шел двенадцатилетний мальчик Сергей, который держал под левым локтем свернутый ковер для акробатических упражнений, а в правой нес тесную и грязную клетку со щеглом, обученным вытаскивать из ящика разноцветные бумажки с предсказаниями на будущую жизнь. Наконец сзади плелся старший член труппы — дедушка Мартын Лодыжкин, с шарманкой на скрюченной спине.

Узкими горными тропинками, от одного дачного поселка до другого, пробиралась вдоль южного берега Крыма маленькая бродячая труппа... Иллюстрация Р. Столярова к «Белому пуделю» Куприна

Иллюстрация Р. Столярова к «Белому пуделю» Куприна

Шарманка была старинная, страдавшая хрипотой, кашлем и перенесшая на своем веку не один десяток починок. Играла она две вещи: унылый немецкий вальс Лаунера и галоп из «Путешествия в Китай» — обе бывшие в моде лет тридцать — сорок тому назад, но теперь всеми позабытые. Кроме того, были в шарманке две предательские трубы. У одной — дискантовой — пропал голос; она совсем не играла, и поэтому, когда до нее доходила очередь, то вся музыка начинала как бы заикаться, прихрамывать и спотыкаться. У другой трубы, издававшей низкий звук, не сразу открывался клапан: раз загудев, она тянула одну и ту же басовую ноту, заглушая и сбивая все другие звуки, до тех пор пока ей вдруг не приходило желание замолчать. Дедушка сам сознавал эти недостатки своей машины и иногда замечал шутливо, но с оттенком тайной грусти:

— Что поделаешь?.. Древний орган… простудный… Заиграешь — дачники обижаются: «Фу, говорят, гадость какая!» А ведь пьесы были очень хорошие, модные, но только нынешние господа нашей музыки совсем не обожают. Им сейчас «Гейшу» подавай, «Под двуглавым орлом», из «Продавца птиц» — вальс. Опять-таки трубы эти… Носил я орган к мастеру — и чинить не берется. «Надо, говорит, новые трубы ставить, а лучше всего, говорит, продай ты свою кислую дребедень в музей… вроде как какой-нибудь памятник…» Ну, да уж ладно! Кормила она нас с тобой, Сергей, до сих пор, бог даст и еще покормит.

Читайте также:  Можно при кашле принимать ванну

Дедушка Мартын Лодыжкин любил свою шарманку так, как можно любить только живое, близкое, пожалуй даже родственное существо. Иллюстрация Р. Столярова к рассказу А. И. Куприна «Белый пудель»

Дедушка Мартын Лодыжкин любил свою шарманку так, как можно любить только живое, близкое, пожалуй даже родственное существо. Свыкнувшись с ней за многие годы тяжелой бродячей жизни, он стал, наконец, видеть в ней что-то одухотворенное, почти сознательное. Случалось иногда, что ночью, во время ночлега где-нибудь на грязном постоялом дворе, шарманка, стоявшая на полу рядом с дедушкиным изголовьем, вдруг издавала слабый звук, печальный, одинокий и дрожащий, точно старческий вздох. Тогда Лодыжкин тихо гладил ее по резному боку и шептал ласково:

— Что, брат? Жалуешься?.. А ты терпи…

Столько же, сколько шарманку, может быть даже немного больше, он любил своих младших спутников в вечных скитаниях: пуделя Арто и маленького Сергея. Мальчика он взял пять лет тому назад «напрокат» у забулдыги, вдового сапожника, обязавшись за это уплачивать по два рубля в месяц. Но сапожник вскоре умер, и Сергей остался навеки связанным с дедушкой и душою и мелкими житейскими интересами.

Сапожник вскоре умер, и Сергей остался навеки связанным с дедушкой и душою и мелкими житейскими интересами... Иллюстрация Р. Столярова к рассказу А. И. Куприна «Белый пудель»

Следующая страница →

Белый пудель
2 стр. →

Страницы: 1  2  3  4  5  6
Всего 6 страниц

© «Онлайн-Читать.РФ»
Обратная связь

Источник

———————————————

А. И. Куприн

I

Узкими горными тропинками, от одного дачного поселка до другого, пробиралась вдоль южного берега Крыма маленькая бродячая труппа. Впереди обыкновенно бежал, свесив набок длинный розовый язык, белый пудель Арто, остриженный наподобие льва. У перекрестков он останавливался и, махая хвостом, вопросительно оглядывался назад. По каким-то ему одному известным признакам он всегда безошибочно узнавал дорогу и, весело болтая мохнатыми ушами, кидался галопом вперед. За собакой шел двенадцатилетний мальчик Сергей, который держал под левым локтем свернутый ковер для акробатических упражнений, а в правой нес тесную и грязную клетку со щеглом, обученным вытаскивать из ящика разноцветные бумажки с предсказаниями на будущую жизнь. Наконец сзади плелся старший член труппы – дедушка Мартын Лодыжкин, с шарманкой на скрюченной спине.

Шарманка была старинная, страдавшая хрипотой, кашлем и перенесшая на своем веку не один десяток починок. Играла она две вещи: унылый немецкий вальс Лаунера и галоп из «Путешествий в Китай» – обе бывшие в моде лет тридцать – сорок тому назад, по теперь всеми позабытые. Кроме того, были в шарманке две предательские трубы. У одной – дискантовой – пропал голос; она совсем не играла, и поэтому, когда до нее доходила очередь, то вся музыка начинала как бы заикаться, прихрамывать и спотыкаться. У другой трубы, издававшей низкий звук, не сразу закрывался клапан: раз загудев, она тянула одну и ту же басовую ноту, заглушая и сбивая все другие звуки, до тех пор пока ей вдруг не приходило желание замолчать. Дедушка сам сознавал эти недостатки своей машины и иногда замечал шутливо, но с оттенком тайной грусти:

– Что? поделаешь?.. Древний орга?н… простудный… Заиграешь – дачники обижаются: «Фу, говорят, гадость какая!» А ведь пьесы были очень хорошие, модные, но только нынешние господа нашей музыки совсем не обожают. Им сейчас «Гейшу» подавай, «Под двуглавым орлом», из «Продавца птиц» – вальс. Опять-таки трубы эти… Носил я орга?н к мастеру – и чинить не берется. «Надо, говорит, новые трубы ставить, а лучше всего, говорит, продай ты свою кислую дребедень в музей… вроде как какой-нибудь памятник…» Ну, да уж ладно! Кормила она нас с тобой, Сергей, до сих пор, бог даст и еще покормит.

Дедушка Мартын Лодыжкин любил свою шарманку так, как можно любить только живое, близкое, пожалуй, даже родственное существо. Свыкнувшись с ней за многие годы тяжелой бродячей жизни, он стал наконец видеть в ней что-то одухотворенное, почти сознательное. Случалось иногда, что ночью, во время ночлега, где-нибудь на грязном постоялом дворе, шарманка, стоявшая на полу, рядом с дедушкиным изголовьем, вдруг издавала слабый звук, печальный, одинокий и дрожащий: точно старческий вздох. Тогда Лодыжкин тихо гладил ее по резному боку и шептал ласково:

– Что?, брат? Жалуешься?.. А ты терпи…

Столько же, сколько шарманку, может быть, даже немного больше, он любил своих младших спутников в вечных скитаниях: пуделя Арто и маленького Сергея. Мальчика он взял пять лет тому назад «напрокат» у забулдыги, вдового сапожника, обязавшись за это уплачивать по два рубля в месяц. Но сапожник вскоре умер, и Сергей остался навеки связанным с дедушкой и душою, и мелкими житейскими интересами.

II

Тропинка шла вдоль высокого прибрежного обрыва, извиваясь в тени столетних маслин. Море иногда мелькало между деревьями, и тогда казалось, что, уходя вдаль, оно в то же время подымается вверх спокойной могучей стеной, и цвет его был еще синее, еще гуще в узорчатых прорезах, среди серебристо-зеленой листвы.

Источник

Александр Иванович Куприн

Белый пудель

Рассказы

Белый пудель

1

Узкими горными тропинками, от одного дачного посёлка до другого, пробиралась вдоль южного берега Крыма маленькая бродячая труппа. Впереди обыкновенно бежал, свесив набок длинный розовый язык, белый пудель Арто, остриженный наподобие льва. У перекрёстков он останавливался и, махая хвостом, вопросительно оглядывался назад. По каким-то ему одному известным признакам он всегда безошибочно узнавал дорогу и, весело болтая мохнатыми ушами, кидался галопом вперёд. За собакой шел двенадцатилетний мальчик Сергей, который держал под левым локтем свёрнутый ковёр для акробатических упражнений, а в правой нёс тесную и грязную клетку со щеглом, обученным вытаскивать из ящика разноцветные бумажки с предсказаниями на будущую жизнь. Наконец сзади плёлся старший член труппы – дедушка Мартын Лодыжкин, с шарманкой на скрюченной спине.

Шарманка была старинная, страдавшая хрипотой, кашлем и перенёсшая на своём веку не один десяток починок. Играла она две вещи: унылый немецкий вальс Лаунера и галоп из «Путешествий в Китай» – обе бывшие в моде лет тридцать-сорок тому назад, но теперь всеми позабытые. Кроме того, были в шарманке две предательские трубы. У одной – дискантовой – пропал голос; она совсем не играла, и поэтому, когда до неё доходила очередь, то вся музыка начинала как бы заикаться, прихрамывать и спотыкаться. У другой трубы, издававшей низкий звук, не сразу закрывался клапан: раз загудев, она тянула одну и ту же басовую ноту, заглушая и сбивая все другие звуки, до тех пор пока ей вдруг не приходило желание замолчать. Дедушка сам сознавал эти недостатки своей машины и иногда замечал шутливо, но с оттенком тайной грусти:

Читайте также:  Кашель ночью что дать ребенку 2 года

– Что поделаешь?.. Древний орга́н… простудный… Заиграешь – дачники обижаются: «Фу, говорят, гадость какая!» А ведь пьесы были очень хорошие, модные, но только нынешние господа нашей музыки совсем не обожают. Им сейчас «Гейшу» подавай, «Под двуглавым орлом», из «Продавца птиц» – вальс. Опять-таки трубы эти… Носил я орган к мастеру – и чинить не берётся. «Надо, говорит, новые трубы ставить, а лучше всего, говорит, продай ты свою кислую дребедень в музей… вроде как какой-нибудь памятник…» Ну, да уж ладно! Кормила она нас с тобой, Сергей, до сих пор, бог даст и ещё покормит.

Дедушка Мартын Лодыжкин любил свою шарманку так, как можно любить только живое, близкое, пожалуй, даже родственное существо. Свыкнувшись с ней за многие годы тяжёлой бродячей жизни, он стал, наконец, видеть в ней что-то одухотворённое, почти сознательное. Случалось иногда, что ночью, во время ночлега, где-нибудь на грязном постоялом дворе, шарманка, стоявшая на полу рядом с дедушкиным изголовьем, вдруг издавала слабый звук, печальный, одинокий и дрожащий, точно старческий вздох. Тогда Лодыжкин тихо гладил её по резному боку и шептал ласково:

– Что, брат? Жалуешься?.. А ты терпи…

Столько же, сколько шарманку, может быть, даже немного больше, он любил своих младших спутников в вечных скитаниях: пуделя Арто и маленького Сергея. Мальчика он взял пять лет тому назад «напрокат» у забулдыги, вдового сапожника, обязавшись за это уплачивать по два рубля в месяц. Но сапожник вскоре умер, и Сергей остался навеки связанным с дедушкой и душою, и мелкими житейскими интересами.

2

Тропинка шла вдоль высокого прибрежного обрыва, извиваясь в тени столетних маслин. Море иногда мелькало между деревьями, и тогда казалось, что, уходя вдаль, оно в то же время подымается вверх спокойной могучей стеной, и цвет его был ещё синее, ещё гуще в узорчатых прорезах, среди серебристо-зелёной листвы. В траве, в кустах кизиля и дикого шиповника, в виноградниках и на деревьях – повсюду заливались цикады; воздух дрожал от их звенящего, однообразного, неумолчного крика. День выдался знойный, безветренный, и накалившаяся земля жгла подошвы ног.

Сергей, шедший, по обыкновению, впереди дедушки, остановился и ждал, пока старик не поравнялся с ним.

– Ты что, Серёжа? – спросил шарманщик.

– Жара, дедушка Лодыжкин… нет никакого терпения! Искупаться бы…

Старик на ходу привычным движением плеча поправил на спине шарманку и вытер рукавом вспотевшее лицо.

– На что бы лучше! – вздохнул он, жадно поглядывая вниз, на прохладную синеву моря. – Только ведь после купанья ещё больше разморит. Мне один знакомый фельдшер говорил: соль эта самая на человека действует… значит, мол, расслабляет… Сольто морская…

– Врал, может быть? – с сомнением заметил Сергей.

– Ну, вот, врал! Зачем ему врать? Человек солидный, непьющий… домишко у него в Севастополе. Да потом здесь и спуститься к морю негде. Подожди, дойдём ужотко до Мисхора, там и пополощем телеса свои грешные. Перед обедом оно лестно, искупаться-то… а потом, значит, поспать трошки… и отличное дело…

Арто, услышавший сзади себя разговор, повернулся и подбежал к людям.

Его голубые добрые глаза щурились от жары и глядели умильно, а высунутый длинный язык вздрагивал от частого дыхания.

– Что, брат пёсик? Тепло? – спросил дедушка.

Собака напряжённо зевнула, завив язык трубочкой, затряслась всем телом и тонко взвизгнула.

– Н-да, братец ты мой, ничего не поделаешь… Сказано: в поте лица твоего, – продолжал наставительно Лодыжкин. – Положим, у тебя, примерно сказать, не лицо, а морда, а всё-таки… Ну, пошёл, пошёл вперёд, нечего под ногами вертеться… А я, Серёжа, признаться сказать, люблю, когда эта самая теплынь. Орган вот только мешает, а то, кабы не работа, лёг бы где-нибудь на траве, в тени, пузом, значит, вверх, и полёживай себе. Для наших старых костей это самое солнце – первая вещь.

Тропинка спустилась вниз, соединившись с широкой, твёрдой, как камень, ослепительно-белой дорогой. Здесь начинался старинный графский парк, в густой зелени которого были разбросаны красивые дачи, цветники, оранжереи и фонтаны. Лодыжкин хорошо знал эти места; каждый год обходил он их одно за другим во время виноградного сезона, когда весь Крым наполняется нарядной, богатой и весёлой публикой. Яркая роскошь южной природы не трогала старика, но зато многое восхищало Сергея, бывшего здесь впервые. Магнолии, с их твёрдыми и блестящими, точно лакированными листьями и белыми, с большую тарелку величиной, цветами; беседки, сплошь затканные виноградом, свесившим вниз тяжёлые гроздья; огромные многовековые платаны с их светлой корой и могучими кронами; табачные плантации, ручьи и водопады, и повсюду – на клумбах, на изгородях, на стенах дач – яркие, великолепные душистые розы, – всё это не переставало поражать своей живой цветущей прелестью наивную душу мальчика. Он высказывал свои восторги вслух, ежеминутно теребя старика за рукав.

– Дедушка Лодыжкин, а дедушка, глянь-кось, в фонтане-то – золотые рыбы!.. Ей-богу, дедушка, золотые, умереть мне на месте! – кричал мальчик, прижимаясь лицом к решётке, огораживающей сад с большим бассейном посредине. – Дедушка, а персики! Бона сколько! На одном дереве!

– Иди-иди, дурашка, чего рот разинул! – подталкивал его шутливо старик. – Погоди, вот дойдём мы до города Новороссийского и, значит, опять подадимся на юг. Там действительно места, – есть на что посмотреть. Сейчас, примерно сказать, пойдут тебе Сочи, Адлер, Туапсе, а там, братец ты мой, Сухум, Батум… Глаза раскосишь, глядемши… Скажем, примерно – пальма. Удивление! Ствол у неё мохнатый, на манер войлока, а каждый лист такой большой, что нам с тобой обоим укрыться впору.

– Ей-богу? – радостно удивился Сергей.

– Постой, сам увидишь. Да мало ли там чего? Апельцын, например, или хоть, скажем, тот же лимон… Видал, небось, в лавочке?

– Ну?

– Просто так себе и растёт в воздухе. Без ничего, прямо на дереве, как у нас, значит, яблоко или груша… И народ там, братец, совсем диковинный: турки, персюки, черкесы разные, все в халатах и с кинжалами… Отчаянный народишка! А то бывают там, братец, эфиопы. Я их в Батуме много раз видел.

Источник