Сестринский процесс при стоматите у ребенка

Сестринский процесс при стоматите у ребенка thumbnail

Профилактика стоматитов.

· Гигиенический уход за полостью рта.

· Своевременное лечение кариозных зубов.

· Соблюдение гигиенических правил ухода за ребенком.

· Повышение гигиенической культуры населения.

  • Выявление и лечение кандидозных поражений у бере­менных и лиц, занимающихся уходом за детьми раннего возраста.

Возможные проблемы пациента;

· нарушение питания;

· отказ от еды;

· нарушение сна из-за болей;

· дефицит жидкости;

· беспокойство, раздражительность, связанная с болью;

· неспособность ребенка самостоятельно справиться с трудностями, возникшими вследствие заболевания;

· страх перед манипуляциями и др.

Возможные проблемы родителей:

· изменение стереотипа жизни;

· дефицит знаний о заболевании, его причинах, клинических проявлениях, мерах профилактики и принципах лечения

· неадекватная оценка состояния ребенка;

· риск заражения;

· низкая гигиеническая культура, дефицит ухода.

Сестринское вмешательство:

  • Информировать родителей и ребенка (если позволяет его возраст) о причинах развития стоматитов, основных кли­нических проявлениях, способах лечения, профилактике.
  • Помогать родителям, правильно оценивать состояние ребенка, научить их удовлетворять физические, эмоциональ­ные, психологические потребности ребенка.
  • Вовлекать родителей в планирование и реализацию ухода, четко выполнять все на­значения врача. Заранее готовить ребенка к процедурам с помощью терапевтической игры, объяснять ему доступно спокойно, что и зачем нужно проводить, показать средства ухода за полостью рта, обыграть манипуляции на кукле (ес­ли ребенок раннего возраста).
  • Обучить родителей правилам обработки слизистой обо­лочки полости рта.
  • Оценивать эффективность проводимой терапии, свое­временно сообщать врачу о побочных эффектах.
  • Увеличить объем вводимой жидкости (слабо минерали­зованной дегазированной щелочной воды, разведенных со­ков – морковного, яблочного, капустного, отвара шиповника, киселей, компотов из сухофруктов).
  • Обеспечить ребенка щадящей диетой. Пища должна быть теплой, не раздражать слизистую оболочку полости рта, ее следует давать в жидком или полужидком виде, из рациона исключают острые и соленые блюда, пряности, мо­лочнокислые продукты, кислые соки, ягоды. Рекомендуется частое кормление (5-6 раз в сутки) малыми порциями. После нормализации температуры и уменьшения воспаления со стороны слизистой полости рта можно переходить к обыч­ной полноценной, но не грубой пище. При нарушении у грудного ребенка сосания и глотания, его следует кормить из ложечки, предварительно обезболив слизистую оболочку полости рта анестезиновой мазью.
  • Соблюдать гигиенические правила при уходе за ребен­ком: тщательно мыть руки, своевременно обрабатывать иг­рушки, пустышки, бутылочки и соски, проводить туалет мо­лочных желез перед каждым кормлением грудью. Избегать самолечения антибиотиками, лекарственные средства, раз­дражающие слизистую полости рта, применять после еды и желательно давать запивать их киселем или молоком.
  • Не допускать к уходу за ребенком лиц с гнойничковыми и грибковыми поражениями кожи.

Контрольные вопросы:

1. Что такое гипотрофия?

2. Какие причинные факторы способствуют развитию гипотрофии?

3. Каков механизм развития гипотрофии?

4. Какие клинические признаки гипотрофии первой, второй, третьей степени?

5. Какие основные принципы лечения гипотрофии?

6. Какие особенности диетотерапии при гипотрофии?

7. Какова профилактика гипотрофии?

8. Что такое паратрофия?

9. Какие причинные факторы способствуют развитию ожирения?

10. Какие клинические симптомы ожирения?

11. Каков прогноз при ожирении у детей?

12. Что такое стоматит?

13. Какие виды стоматитов выделяют?

14. Какие клинические проявления кандидозного, герпетического и бактериального стоматитов?

15. Какие профилактические мероприятия необходимо проводить при стоматитах?

Источники информации:

· Учебник Святкиной К. А., стр. 45-50,85-97.

· Учебник Ежовой Н.В.,221-228,274-277.

· Учебное пособие Севостьяновой Н. Г., стр. 326-342 (1-й том), 248-256 (2-й том).

· Учебное пособие Тульчинской В. Д., стр.37-43, 142-145.

Опорный конспект лекции по теме:

Заболевания детей раннего возраста. Хронические расстройства питания. Заболевания слизистой оболочки полости рта (Стоматиты, молочница).

Хронические расстройства питания Стоматиты

Определение. Виды заболеваний

Причины и факторы риска развития заболеваний

Клинические проявления заболеваний. Степень тяжести.

Принципы лечения.

Сестринские вмешательства.

Независимые Зависимые

Режим Уход

Питание Лекарственные Препараты

Профилактика Немедикаментозное лечение

Диспансерное наблюдение

Прогноз

Источник

Сестринский процесс при стоматите у ребенка

Çíà÷åíèå ïðè÷èííî-ñëåäñòâåííûõ ñâÿçåé ïðè âîçíèêíîâåíèè ñòîìàòèòà – îäíîãî èç ðàñïðîñòðàíåííûõ çàáîëåâàíèé ñëèçèñòîé îáîëî÷êè ïîëîñòè ðòà. Îñîáåííîñòè ñåñòðèíñêîãî ïðîöåññà ïðè ñòîìàòèòàõ, îïðåäåëåíèå ïðèîðèòåòîâ. Îöåíêà ýôôåêòèâíîñòè ñåñòðèíñêîãî óõîäà.

ÐóáðèêàÌåäèöèíà
Âèäðåôåðàò
ßçûêðóññêèé
Äàòà äîáàâëåíèÿ22.10.2015
Ðàçìåð ôàéëà313,7 K

Îòïðàâèòü ñâîþ õîðîøóþ ðàáîòó â áàçó çíàíèé ïðîñòî. Èñïîëüçóéòå ôîðìó, ðàñïîëîæåííóþ íèæå

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

Îãëàâëåíèå

  • Ââåäåíèå
  • I. Ñòîìàòèòû è ïðè÷èíû èõ ðàçâèòèÿ
  • II. Îñîáåííîñòè ñåñòðèíñêîãî ïðîöåññà ïðè ñòîìàòèòàõ
  • Çàêëþ÷åíèå
  • Ñïèñîê ëèòåðàòóðû
  • Ïðèëîæåíèå

ñåñòðèíñêèé óõîä ñòîìàòèò

Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru

Ïîäîáíûå äîêóìåíòû

  • Íàó÷íàÿ îñíîâà, òåîðèÿ è îñíîâíûå ýòàïû ñåñòðèíñêîãî ïðîöåññà. ×åòûðå ìîäåëè ñåñòðèíñêîãî óõîäà. Ôóíêöèîíàëüíûé ñåñòðèíñêèé óõîä. Áðèãàäíàÿ ôîðìà ñåñòðèíñêîãî îáñëóæèâàíèÿ. Ïîëíûé ñåñòðèíñêèé è óçêîñïåöèàëèçèðîâàííûé óõîä (ïðè êîíêðåòíîì çàáîëåâàíèè).

    êîíòðîëüíàÿ ðàáîòà [12,6 K], äîáàâëåí 19.05.2010

  • Âîñïàëåíèÿ ñëèçèñòîé îáîëî÷êè æåëóäêà, èõ êëàññèôèêàöèÿ è äèôôåðåíöèàöèÿ. Ãàñòðèò êàê âîñïàëèòåëüíûå èëè âîñïàëèòåëüíî-äèñòðîôè÷åñêèå èçìåíåíèÿ ñëèçèñòîé îáîëî÷êè æåëóäêà. Îñîáåííîñòè ñåñòðèíñêîãî óõîäà ïðè ãàñòðèòàõ: ïðîìûâàíèå æåëóäêà, ãèïåðòåðìèÿ.

    êîíòðîëüíàÿ ðàáîòà [4,2 M], äîáàâëåí 16.02.2011

  • Ñóùíîñòü è îñíîâíûå ïîëîæåíèÿ èçó÷åíèÿ îïûòà îðãàíèçàöèè ñåñòðèíñêîãî äåëà â ìåäèöèíñêîì ó÷èëèùå è íà ôàêóëüòåòå âûñøåãî ñåñòðèíñêîãî îáðàçîâàíèÿ (ÂÑÎ). Ôàêòîðû, âëèÿþùèå íà âíåäðåíèå ïðîöåññà ñåñòðèíñêîãî óõîäà â ïðàêòè÷åñêîé äåÿòåëüíîñòè ìåäñåñòðû.

    êóðñîâàÿ ðàáîòà [87,5 K], äîáàâëåí 16.09.2011

  • Ñòðîåíèå êîæè, åå îñíîâíûå ôóíêöèè. Êëàññèôèêàöèÿ îæîãîâ, îïðåäåëåíèå ïëîùàäè ïîðàæåíèÿ. Ïåðâàÿ ïîìîùü ïðè îæîãàõ. Ñåñòðèíñêèé ïðîöåññ â óñëîâèÿõ ËÏÓ. Ðîëü ìåäèöèíñêîé ñåñòðû â îáñëåäîâàíèè ïàöèåíòîâ ñ òåðìè÷åñêèìè îæîãàìè. Îñîáåííîñòè ñåñòðèíñêîãî óõîäà.

    ðåôåðàò [90,4 K], äîáàâëåí 25.03.2017

  • Ñåñòðèíñêîå äåëî. Ñåñòðèíñêàÿ òåîðèÿ è ñåñòðèíñêèé ïðîöåññ. Îðãàíèçàöèÿ ñåñòðèíñêîãî ïðîöåññà â ðåàíèìàöèè. Çàäà÷è ìåäñåñòðû ðåàíèìàöèîííîãî îòäåëåíèÿ. Ñòàíäàðòèçàöèÿ â ïðîôåññèîíàëüíîì äåëå ìåäñåñòðû. Âûÿâëåíèå ïðîáëåì ïàöèåíòà. Êàðòà ñåñòðèíñêîãî óõîäà.

    êîíòðîëüíàÿ ðàáîòà [25,0 K], äîáàâëåí 11.12.2003

  • Ýïèäåìèîëîãèÿ êëåùåâîãî ýíöåôàëèòà – ïðèðîäíî-î÷àãîâîé âèðóñíîé èíôåêöèè, õàðàêòåðèçóþùåéñÿ ëèõîðàäêîé, èíòîêñèêàöèåé è ïîðàæåíèåì ñåðîãî âåùåñòâà ãîëîâíîãî ìîçãà. Ïñèõè÷åñêèå ðàññòðîéñòâà ïðè ýíöåôàëèòàõ. Îñîáåííîñòè ñåñòðèíñêîãî óõîäà çà áîëüíûìè.

    êóðñîâàÿ ðàáîòà [32,1 K], äîáàâëåí 08.01.2015

  • Ãåíäåðíûå îñîáåííîñòè ìåäèöèíñêèõ è ñîöèàëüíûõ ïðîáëåì ó ëèö ïîæèëîãî âîçðàñòà. Ðîëü ìåäñåñòðû â âûáîðå îïòèìàëüíîé ìîäåëè ñåñòðèíñêîãî äåëà â ãåðîíòîëîãè÷åñêèõ ó÷ðåæäåíèÿõ. Ðåêîìåíäàöèè ïî óëó÷øåíèþ ñåñòðèíñêîãî óõîäà ñ ó÷åòîì ïðèîðèòåòíûõ ïðîáëåì.

    äèïëîìíàÿ ðàáîòà [160,2 K], äîáàâëåí 01.10.2012

  • Ïåðâè÷íàÿ ñåñòðèíñêàÿ îöåíêà ñîñòîÿíèÿ ïàöèåíòà ñ ïàòîëîãèåé ïî÷åê. Ïîíÿòèå î çàáîëåâàíèÿõ ïî÷åê è ñåñòðèíñêîãî ïðîöåññà ïðè íèõ. Íåîòëîæíûå ñîñòîÿíèÿ, ïðîôèëàêòèêà è ðåàáèëèòàöèÿ ïðè çàáîëåâàíèÿõ ïî÷åê. Îðãàíèçàöèÿ è ïðåäîñòàâëåíèå ñåñòðèíñêîãî óõîäà.

    ïðåçåíòàöèÿ [203,4 K], äîáàâëåí 11.02.2014

  • Îïðåäåëåíèå, ýòèîëîãèÿ, ïàòîãåíåç, êëàññèôèêàöèÿ êèøå÷íûõ èíôåêöèé. Ïèùåâûå òîêñèêîèíôåêöèè. Âèðóñíûå êèøå÷íûå èíôåêöèè. Îñîáåííîñòè ñåñòðèíñêîãî óõîäà è íàáëþäåíèå ïðè îñòðûõ êèøå÷íûõ èíôåêöèÿõ. Ïëàíû ñåñòðèíñêîãî ïðîöåññà äëÿ êîíêðåòíîãî ïàöèåíòà.

    äèïëîìíàÿ ðàáîòà [523,7 K], äîáàâëåí 23.01.2016

  • Ñòàíîâëåíèå óõîäà íà Ðóñè X – XVII â.â. Ðàçâèòèå óõîäà â XVIII â. Ñåñòðèíñêèé óõîä â XIX â. Ðåôîðìèðîâàíèå ñåñòðèíñêîãî îáðàçîâàíèÿ â íà÷àëå XX âåêà.  Ðîññèè ïðîôåññèÿ “ñåñòðû ìèëîñåðäèÿ” ñ÷èòàëàñü óâàæàåìîé.

    ðåôåðàò [7,0 K], äîáàâëåí 23.10.2003

Сестринский процесс при стоматите у ребенка

  • ãëàâíàÿ
  • ðóáðèêè
  • ïî àëôàâèòó
  • âåðíóòüñÿ â íà÷àëî ñòðàíèöû
  • âåðíóòüñÿ ê íà÷àëó òåêñòà
  • âåðíóòüñÿ ê ïîäîáíûì ðàáîòàì
Читайте также:  Как пить дифлюкан при стоматите

Источник

Сестринский процесс в работе медсестры при стоматитах должен включать:

I. Идентификацию проблем и потребностей больного человека в наблюдении и уходе.

2. Определение приоритетов по уходу и ожидаемых целей и результатов ухода за больными.

3. Применение сестринской стратегии, направленной на удовлетворение различных нужд больного.

4. Оценка эффективности сестринского ухода Мышкина А.К. Сестринское дело. – М.: Астрель, 2011. – 256 с. .

Составные части сестринского процесса при стоматите, а именно: обследование, постановка сестринского диагноза, планирование, осуществление (реализация) плана и оценка полученных результатов составляют организационную структуру в сестринском процессе.

Обследование – это, прежде всего, получение информации о состоянии здоровья больного и создание информационной базы. Это тщательный целенаправленный расспрос, включающий выявление жалоб, истории настоящего заболевания, перенесенных заболеваний, истории жизни, аллергологического анамнеза, а также выявление других проблем, волнующих больного. Источником информации может быть не только сам больной, но и члены семьи, друзья, коллеги по работе, медицинские работники, медицинская документация (амбулаторная карта, выписка из истории болезни и т.п.), специальная медицинская литература. Важный пункт в обследовании – это взаимоотношения между медсестрой и пациентом. В большинстве случаев пациент является наилучшим источником информации. Пациент, который настроен отвечать на вопросы, может дать наиболее точную информацию Перфильева Г.М. Сестринское дело. – М.: АСТ, 2013. – 250 с. .

После сбора информации медицинская сестра ставит сестринский диагноз, то есть начинается следующий этап процесса, который соответствует в основном симптомному и проблемному. В сестринский диагноз включается определение и обозначение существующих и потенциальных проблем больного. Постановку сестринского диагноза не следует путать с постановкой врачебного диагноза. Следующими этапами является планирование медсестрой своих действий, осуществление (реализация) плана и оценка полученных результатов Cпринц А.М. Основы сестринского дела. – СПб.: СпецЛит, 2012. – 464 с. .

Целями сестринского процесса при стоматитах являются следующие:

краткосрочная цельснять или ослабить боль в области рта в течение 3-5 дней;

долгосрочнаяцельвсе симптомы заболевания ликвидировать через 7-10 дней, предупредить повторные высыпания элементов поражения.

Осуществляя сестринский процесс при стоматите необходимо:

1. Информировать больного и его родственников о заболевании, с целью обеспечения права пациента на информацию, осознанного участия ребенка и его родственников в мероприятиях ухода.

2. Изолировать больного, обеспечить отдельной посудой и предметами ухода, с целью обеспечения инфекционной безопасности окружающих детей и взрослых.

3. Обеспечить рациональное питание больного:

пища должна быть теплой, жидкой или полужидкой;

исключить острые и соленые блюда;

при затруднении сосания и глотания кормить из ложки;

исключение раздражения слизистой оболочки полости рта.

4. Обеспечить обильное витаминизированное питье для устранения симптомов интоксикации, укрепления защитных сил организма.

5. Обеспечить регулярное проветривание помещения, влажную уборку, обработку поверхностей дезраствором для профилактики присоединения бактериальной инфекции.

6. Провести беседу о необходимости тщательного мытья рук лицам, ухаживающим за больным, мытья игрушек, кипячения посуды, сосок и прочее, с целью профилактики присоединения бактериальной инфекции.

7. Выполнить назначения врача для лечения заболевания, повышения противовирусного иммунитета, обезболивания слизистой оболочки рта:

Читайте также:  Афтозный стоматит после химиотерапии лечение

Местно:

в продромальный период: интерферон по 3-4 капли в нос и под язык каждые 4 часа;

перед приемом пищи: 5-10% раствор анестезина на персиковом масле; лидохлор-гель

после каждого приема пищи орошение полости рта Пустоветова Е.В., Кулешова Л.И. Основы сестринского дела. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2013. – 736 с. .

Задача медицинской сестры – разработать индивидуальный план ухода за больным с тем, чтобы пациент и его семья смогли бы адаптироваться к изменениям, которые могут возникнуть в связи с проблемами в здоровье.

сестринский уход стоматит

Источник

ГЕРПЕТИЧЕСКИЙ) СТОМАТИТ

ВИРУСНЫЙ

Вирусный (герпетический, афтозный) стоматит– острое заболевание, вызываемое вирусом герпеса, характеризуется воспа­лением слизистой оболочки полости рта и выраженными симпто­мами интоксикации.

Чаще афтозный стоматит встречается у детей раннего возрас­та (от 6 месяцев до 3 лет).

Возбудитель заболевания:

Вирус герпеса.

Пути передачи инфекции:

♦ воздушно-капельный;

♦ контактно-бытовой.

В зависимости от тяжести поражения слизистой оболочки по­лости рта острый вирусный стоматит может быть поверхностным и глубоким.

Инкубационный период:

Составляет от 4 до 8 дней.

Основные клинические проявления вирусного стоматита:

♦ выражены симптомы интоксикации: вялость, отказ от еды, нарушение сна, температура тела повышена до фебриль-ных цифр;

♦ усиление слюноотделения и неприятный запах изо рта;

♦ слизистая оболочка полости рта ярко гиперемирована, от­мечается отечность десен, вскоре последовательно появля­ются элементы сыпи: пятна, затем везикулы, вскрываясь, они сливаются между собой, образуя эрозии, окруженные ярко-красным ободком (афты), вскоре они покрываются беловато-желтым налетом, количество афт бывает различ­ным (от единичных – до множественных);

♦ на коже вокруг носа и в преддверии рта обычно выражена ма­церация, могут также появиться герпетические высыпания;

♦ обнаруживается увеличение регионарных лимфатических узлов.

Заболевание продолжается от 7 до 10 дней.

Бактериальный стоматит– острое воспаление слизистой оболочки полости рта, вызываемое патогенной микрофлорой.

Постоянно обитающая в полости рта условно патогенная бак­териальная микрофлора при снижении иммунитета и воздействии неблагоприятных факторов может изменять свои свойства. Стано­вясь патогенной, она вызывает воспалительный процесс слизистой оболочки полости рта.

В зависимости от тяжести поражения слизистой оболочки по­лости рта различают:

1. Поверхностный (катаральный) стоматит.

2. Глубокий (язвенно-некротический) стоматит.

Стоматит может быть самостоятельным заболеванием или ослож­нять другие заболевания (лейкоз, корь, ветряную оспу, ОРВИ и пр.).

Клинические проявления стоматита, продолжительность его течения зависят от вида и патогенных свойств возбудителя, воз­раста ребенка, состояния иммунитета.

Предрасполагающие факторы развития бактериального стоматита:

♦ длительное применение антибиотиков, гормонов, цитоста-тических препаратов;

♦ наличие очагов хронической инфекции (кариозные зубы, аденоидит, тонзиллит и пр.).

Возбудители:

♦ стрептококки;

♦ стафилококки;

♦ микробные ассоциации и пр.

Пути передачи инфекции:

♦ воздушно-капельный;

♦ алиментарный;

♦ контактно-бытовой. Инкубационный период: Составляет от 5 до 8 дней.

Основные клинические проявления бактериального стоматита:

1. Поверхностная (катаральная) форма:

♦ симптомы интоксикации выражены незначительно: темпе­ратура субфебрильная, снижение аппетита;

♦ отмечается дискомфорт при жевании и глотании, может пе­риодически усиливаться слюноотделение;

♦ при осмотре полости рта: язык обложен беловатым нале­том, на боковых поверхностях его выражены отпечатки зу­бов, слизистая оболочка полости рта ярко гиперемирована, сухая, часто наблюдается кровоточивость и отечность де­сен (гингивит).

При своевременном и адекватном лечении катаральный сто­матит характеризуется относительно легким течением, но при со-четанном воздействии неблагоприятных факторов (снижении им­мунитета, присоединении инфекции и пр.) может перейти в сле­дующую форму и протекать более тяжело.

2. Язвенно-некротическая форма стоматита:

состояние ребенка ухудшается, усиливаются симптомы ин­токсикации: температура тела повышается до высоких цифр, беспокоит головная боль, вялость, раздражитель­ность, слабость, нарушаются сон, аппетит;

♦ отмечаются боли при жевании, неприятный гнилостный за­пах изо рта, повышенное слюноотделение;

♦ при осмотре полости рта: выражены болезненность, отеч­ность и кровоточивость десен (гингивит), слизистая обо­лочка полости рта ярко гиперемирована, сначала на ней выявляются мелкие язвочки, обложенные беловато-серым налетом, которые быстро увеличиваются в размерах, обра­зуя глубокие язвы с распадом ткани (некрозом);

♦ пальпируются увеличенные и умеренно болезненные ре­гионарные лимфатические узлы.

Продолжительность заболевания составляет от 7 до 10 дней.

Основные принципы лечения стоматитов:

1. Изоляция ребенка и организация правильного гигиениче­ского ухода.

2. Диета, адекватная состоянию и возрасту: необходимо обес­печить механическое, термическое и химическое щажение слизистой оболочки полости рта, обогатить пищевой раци­он белками и витаминами, ограничить углеводы.

3. Обильное питье (отвар шиповника, слабо минерализован­ные дегазированные щелочные воды, кисели).

4. Методы активной иммунотерапии: интерферон, интерлей-кин-2, роферон-А, реаферон (биологически активные про­тивовирусные средства) при тяжелом течении.

5. Иммунокорригирующие средства: тимолин, т-активин.

6. Жаропонижающие средства.

7. Антигистаминные средства.

8. Этиотропная терапия:

при кандидозном стоматите – противогрибковые сред­ства: нистатин, леворин, пимафуцин;

при герпетическом стоматите – местно противовирус­ные мази (2% алпизариновая, бонафтон, риодоксол, теб-рофен, флореналь, оксолиновая), лейкоцитарный интер­ферон, мундизал-гель, гексорал;

при язвенно-некротической форме – протеолитические ферменты: трипсин, химотрипсин – для растворения слизи и некротизированной ткани.

9. Кератопластика: масляный раствор витамина А, винилин, цитраль, масло шиповника, облепихи, каратолин.

Прогноз:при своевременной диагностике и адекватном лече­нии прогноз благоприятный.

Читайте также:  Как выгляди и симптомы стоматита

Профилактика стоматитов:

1. Постоянный, правильно организованный гигиенический уход за полостью рта.

2. Своевременное лечение кариозных зубов.

3. Соблюдение гигиенических правил ухода за ребенком.

4. Повышение гигиенической культуры населения.

5. Выявление и лечение кандидозных поражений у беременных и лиц, занимающихся уходом за детьми раннего возраста.

Сестринский процесс при стоматитах

Цель:

1. Своевременно выявлять проблемы ребенка и семьи и удов­летворять их потребности.

2. Обучать родителей и членов семьи адекватному уходу за ребенком.

3. Предотвращать присоединение реинфекции.

Возможные проблемы ребенка:

♦ нарушение питания;

♦ отказ от еды;

♦ нарушение сна из-за болей;

♦ дефицит жидкости;

♦ беспокойство, раздражительность, связанная с болью;

♦ неспособность ребенка самостоятельно справиться с труд­ностями, возникшими вследствие заболевания;

♦ страх перед манипуляциями

♦ риск развития реинфекции и др.

Возможные проблемы родителей:

♦ изменение стереотипа жизни;

♦ дефицит знаний о заболевании;

♦ неадекватная оценка состояния ребенка;

♦ низкая гигиеническая культура, дефицит ухода;

♦ риск заражения других членов семьи.

Сестринское вмешательство

> Информировать родителей и ребенка (если позволяет его возраст) о причинах развития стоматитов, основных клинических проявлениях, способах лечения, профилактике.

> Помогать родителям правильно оценивать состояние ребен­ка, научить их удовлетворять физические, эмоциональные, психо­логические потребности ребенка. Вовлекать их в планирование и реализацию ухода, четко выполнять все назначения врача.

> Заранее готовить ребенка к процедурам с помощью тера­певтической игры, доступно и спокойно объяснить ему, что и за­чем нужно будет делать, показать средства ухода за полостью рта, обыграть манипуляции на кукле (если ребенок раннего возраста).

> Обучить родителей правилам обработки слизистой оболоч­ки полости рта:

♦ при молочнице: орошать слизистые 1-2% раствором натрия гидрокарбоната (с целью поддержания щелочной среды в полости рта) и проводить смазывание элементов 2% водным раствором анилиновых красителей, сахарным сиропом или раствором Люголя, противогрибковыми средствами;

♦ при герпетическом и бактериальном стоматитах саниро­вать полость рта с помощью полосканий (если позволяет возраст ребенка) или орошений (из резинового баллончика) растворами антисептиков: раствором «Стоматофит», 3% раствором перекиси водорода (1 столовую ложку на 1/2 стакана воды); розовым раствором калия перманганата; от­варами из листьев грецкого ореха, коры дуба (50 гр. сырья варить в 500 мл воды в течение 20 минут, процедить, осту­дить) или настоями из ромашки, шалфея, календулы (1 сто­ловую ложку сухой травы залить 1 стаканом кипятка, на­стоять 20 минут, процедить);

♦ при кровоточивости десен местно использовать гемостати-ческие средства: 1% раствор галаскорбина, 2% раствор та­нина, настой крапивы, гель для десен «Метрогил-Дента»;

♦ при герпетическом стоматите – противовирусные мази – 2% алпизариновая или оксолиновая и лейкоцитарный интерферон;

♦ с 4-5 дня заболевания для ускорения эпителизации слизи­стой оболочки дополнительно применять репаранты: рети­нола ацетат, винилин, цитраль, масло шиповника, облепи­хи,

каратолин, сок каланхоэ.

> Оценивать эффективность проводимой терапии, своевре­менно сообщать врачу о побочных эффектах.

> Увеличить объем вводимой жидкости (слабо минерализо­ванной дегазированной щелочной воды, разведенных соков – мор­ковного, яблочного, капустного, отвара шиповника, киселей и ком­потов из сухофруктов).

> Обеспечить ребенку щадящую диету. Пища должна быть теплой, не раздражать слизистую оболочку полости рта, ее следует давать в жидком или полужидком виде, из пищевого рациона ис­ключают острые и соленые блюда, пряности, молочнокислые про­дукты, кислые соки, ягоды. Рекомендуется частое кормление (5-6 раз в сутки) малыми порциями. После нормализации температуры и уменьшения воспаления со стороны слизистой полости рта мож­но переходить к обычной, полноценной, но не грубой, пище. При нарушении у грудного ребенка сосания и глотания, его следует кормить из ложечки, предварительно обезболив слизистую обо­лочку полости рта анестезиновой мазью.

> Соблюдать гигиенические правила при уходе за грудным ребенком: тщательно обрабатывать руки и молочные железы перед каждым кормлением грудью, а также пустышки, бутылочки и со­ски, своевременно мыть игрушки, поддерживать чистоту в кварти­ре. Не допускать к уходу за ребенком лиц с гнойничковыми и грибковыми поражениями кожи.

> Избегать самолечения антибиотиками, назначенные лекар­ственные средства, раздражающие слизистую полости рта приме­нять после еды и желательно давать запивать их киселем.

Составьте экспертную карту сестринского процесса при стоматитах

Нарушенные потребности, настоящие и потенциальные проблемы ребен­ка и его родителей

Краткосрочные и долгосрочные цели сестринского процесса

Планирование и мотивация сестринских вмешательств

Профилактические мероприятия

Вопросы для самостоятельной подготовки:

1. Дайте определение стоматита.

2. Какие группы возбудителей могут вызывать стоматиты?

3. Каковы основные факторы риска развития стоматитов?

4. Какие пути передачи возможны при данном заболевании?

5. Какие выделяют клинические формы стоматитов?

6. Каковы клинические проявления молочницы (кандидозного стоматита)?

7. Каковы клинические проявления герпетического (афтозного) стоматита? |

8. Каковы клинические проявления поверхностного (катарального| бактериального стоматита?

9. Каковы клинические проявления язвенно-некротического стоматита?

10. Какие существуют подходы к лечению стоматитов, в зависимости от вида возбудителей, их вызвавших?

11. Какие профилактические мероприятия необходимо проводить при стоматитах?

ГЛАВА 19

Источник