Рефлекторные дуги чихания и кашля рисунок 8 класс

Рефлекторные дуги чихания и кашля рисунок 8 класс thumbnail

Головной мозг является главным регулятором всех функций организма, обеспечивает высшую нервную деятельность человека.

Головной мозг расположен в мозговой части черепа. Масса головного мозга взрослого человека составляет около (1400)–(1500) г.

Головной мозг состоит из пяти отделов:

  • продолговатый мозг,
  • средний мозг (иногда в среднем мозге выделяют ещё один отдел — мост, или варолиев мост),
  • мозжечок,
  • промежуточный мозг,
  • большие полушария мозга.

Самая древняя часть головного мозга — ствол мозга, который составляют: продолговатый мозг, мост, средний мозг и промежуточный мозг. Отсюда выходят (12) пар черепно-мозговых нервов, которые соединяют мозг человека с органами чувств, мышцами и железами, расположенными в основном в области головы.

Продолговатый мозг является продолжением спинного мозга. Он выполняет рефлекторную и проводниковую функции.

В продолговатом мозге находятся следующие центры:

  • дыхательный;
  • сердечной деятельности;
  • сосудодвигательный;
  • безусловных пищевых рефлексов;
  • защитных рефлексов (кашля, чихания, мигания, слёзоотделения);
  • центры изменения тонуса некоторых групп мышц и положения тела.

Задний мозг состоит из варолиева моста и мозжечка.

Мозжечок играет основную роль в поддержании равновесия тела и координации движений.

Его основные функции:

  • регуляция позы тела и поддержание мышечного тонуса;
  • координация медленных произвольных движений с позой всего тела (ходьба, плавание);
  • обеспечение точности быстрых произвольных движений (письмо).

При поражении мозжечка его обладатель не может стоять с закрытыми глазами, конечности дрожат, точность движений нарушена, речь делается невнятной.

В среднем мозге находятся ядра, регулирующие напряжение мышц, или мышечный тонус. Идущие от ядер импульсы обеспечивают соотношение тонуса мышц сгибателей и разгибателей. Через средний мозг проходят рефлекторные дуги ориентировочных рефлексов на зрительные и звуковые раздражения. Они проявляются в поворотах головы и тела в сторону световых или звуковых раздражителей.

Промежуточный мозг включает: зрительные бугры (таламус), надбугорную область (эпиталамус), подбугорную область (гипоталамус) и коленчатые тела.

Таламус отвечает за все виды чувствительности (кроме обонятельной) и координирует мимику, жестикуляцию, другие проявления эмоций. Через таламус проходят к коре больших полушарий нервные импульсы от всех органов чувств (зрения, слуха, вкуса и др.). Большая часть сложных движений, таких как ходьба, бег, плавание, связана с промежуточным мозгом. Сверху к таламусу прилегает эпифиз — железа внутренней секреции. Ядра эпифиза участвуют в работе обонятельного анализатора. Снизу находится другая железа внутренней секреции — гипофиз.

Гипоталамус контролирует деятельность вегетативной нервной системы, участвует в поддержании на оптимальном уровне обмена веществ и энергии, в терморегуляции, в регуляции деятельности пищеварительной, сердечно-сосудистой, дыхательной и эндокринной систем. Под его контролем находятся такие железы внутренней секреции, как гипофиз, щитовидная железа, половые железы, поджелудочная железа, надпочечники.

В промежуточном мозге находятся подкорковые центры зрения и слуха.

Если до уровня среднего мозга головной мозг является единым стволом, то, начиная со среднего мозга, происходит его разделение на две симметричные половины.

Передний мозг состоит из правого и левого полушарий, соединённых мозолистым телом. Серое вещество образует кору головного мозга. Кора головного мозга — это тонкий слой серого вещества (тел нейронов), толщиной всего несколько миллиметров, покрывающий весь передний мозг. Белое вещество образует проводящие пути полушарий. В белом веществе рассеяны ядра серого вещества (подкорковые структуры).

Источники:

Любимова З. В., Маринова К. В. Биология. Человек и его здоровье. 8 класс. — М.: Владос.

Лернер Г. И. Биология: Полный справочник для подготовки к ЕГЭ: АСТ, Астрель.

https://school-collection.edu.ru

Источник

Вспомните

1. Вопрос

Как происходит вдох и выдох?

Ответ:

При вдохе сокращаются межреберные мышцы. Ребра приподнимаются. Диафрагма опускается и становится более плоской, объем грудной полости увеличивается. Легкие при этом расширяются, происходит вдох. Воздух через дыхательные нуги устремляется в легкие и попадает в легочные альвеолы. При расслаблении межреберных мышц ребра опускаются. Диафрагма занимает свое прежнее положение, становится выпуклой — объем грудной полости уменьшается, легкие сжимаются, и воздух по дыхательным путям выталкивается наружу. Происходит выдох.

2. Вопрос

На какое время человек может задержать дыхание?

Ответ:

В среднем человек может не дышать около 1 минуты. Однако хорошо тренированные люди могут задерживать дыхание и на более длительное время.

Первым человеком, поставившим мировой рекорд по задержке дыхания под водой, стал мартин степанек. Он нырнул в 2001 году, задержав дыхание на 8 мин и 6 сек. Вскоре этот рекорд был побит французом стефаном мифсудом. Ему с помощью упорных тренировок удалось добиться результата в 11 мин. И 35 сек.

Практическая работа

Тема: измерение обхвата грудной клетки

Практическая работа «Измерение обхвата грудной клетки»

1. Вопрос

Какими фактами можно подтвердить, что высшие центры головного мозга управляют дыхательным центром?

Ответ:

На работу дыхательных центров оказывают влияние высшие дыхательные центры, расположенные в коре больших полушарий. Благодаря их влиянию дыхание изменяется при разговоре и пении, возможно также сознательно изменять ритм дыхания во время физических упражнений.

2*. Вопрос

Нарисуйте рефлекторные дуги чихания и кашля (известно, что центры этих рефлексов находятся в продолговатом мозге).

Ответ:

Раздражение рецепторов слизистой носа пылью, неприятно пахнущим веществом вызывает поток нервных импульсов в продолговатый мозг, а оттуда к мышцам. Это приводит к остановке дыхания и смыканию голосовой щели. Затем начинается интенсивный (форсированный) выдох. Давление воздуха нарастает, и наступает момент, когда он с силой прорывается через сомкнутые голосовые связки. Струя воздуха направляется в нос, человек чихает, воздух прорывается наружу, а вместе с ним удаляется слизь, мешающая дыханию. То же самое происходит и при кашле, только поток воздуха при выдохе выходит через ротовое отверстие. Причиной кашля может стать раздражение бронхов, трахеи, гортани или легочной оболочки — плевры.

Читайте также:  Народные средства лечения сухой кашель у ребенка

Нарисуйте рефлекторные дуги чихания и кашля (известно, что центры этих рефлексов находятся в продолговатом мозге)

3. Вопрос

Как происходит гуморальная регуляция дыхания? Почему благодаря ей при мышечной работе дыхание усиливается?

Ответ:

Гуморальная регуляция дыхания — это процесс удаления из крови избытка углекислого газа и восполнение недостатка кислорода — который осуществляется через непосредственное влияние углекислого газа на дыхательный центр через кровь.

При мышечной работе усиливаются процессы окисления, а следовательно, выделяется больше углекислого газа. Кровь с избытком углекислого газа доходит до дыхательного центра и его раздражает, возбудимость повышается: человек начинает дышать глубже, и чаще.

4. Вопрос

Почему для организма жизненно важно поддерживать постоянство газового состава крови?

Ответ:

Благодаря регуляции дыхания концентрация углекислого газа и кислорода в крови поддерживается на определенном уровне в любых условиях.

Особенно важно постоянство соотношения этих газов для головного мозга: слишком большое содержание кислорода в крови вызывает спазмы сосудов мозга, что приводит его к кислородному голоданию. Этим и объясняется то, что горожане, выехавшие в лес, на природу, в первое время могут испытывать головокружение, головную боль и другие неприятные состояния. По мере привыкания к новой обстановке эти неприятные ощущения проходят.

Такие же симптомы кислородного голодания — тошнота, головокружение, головная боль наблюдаются при большом содержании углекислого газа в крови, может начаться процесс самоотравления организма.

Источник

Рефлекторная дуга – это последовательный путь, который проделывают нервные импульсы во время осуществления рефлекса. Дуга состоит из множества отдельных звеньев, которые взаимосвязаны между собой и отвечают за конкретную функцию нервной системы.

Понятие рефлекторной дуги

Объяснять простыми словами, что такое рефлекторная дуга, не так уж сложно. 

Рефлекторная дуга

Это цепь нейронов, которые в определенной последовательности передают нервные импульсы от очага раздражения к головному мозгу и центрам ЦНС. 

Нервная дуга является основой полноценного функционирования всей нервной системы человека.

Единицей дуги является рефлекс. Это ответная реакция организма на воздействие раздражителя.

Строение и части рефлекторной дуги

Схема рефлекторной дуги

Нервная дуга состоит из пяти основных звеньев:

  1. Сенсорный рецептор выполняет функции звена, где начинается рефлекторная дуга. По сути это нервное окончание нейрона или клетки, которая первой принимает на себя воздействие раздражителя;

  2. Вторым звеном является афферентный нейрон. Его задача отправить центральной нервной системе информацию о раздражителе, которая была воспринята рецептором;

  3. Третье звено – это нервный центр. Нервные клетки, расположенные в спинном или головном мозгу, осуществляют выдачу нужного рефлекса. Вставочные нейроны, из которых состоит нервный центр, производят анализ, обработку и передачу импульсов от начального рецептора до следующего звена – эфферентного нейрона;

  4. Четвертое звено – тот самый эфферентный нейрон. Он бывает двух видов в зависимости от вызываемой реакции – двигательные, которые обращаются к мышцам, и секреторные – направляющиеся к секреторным образованиям;

  5. Последним звеном дуги, где она по сути заканчивается, является рабочий орган. Это могут быть как мышцы, так и секреторные структуры. Взаимодействие всех звеньев можно рассмотреть на схематическом рисунке.

Взаимодействие звеньев рефлекторной дуги

Интересно! Нормальное проявление рефлекса возможно только при условии, что все звенья рефлекторной дуги будут в рабочем состоянии.

Виды рефлекторных дуг

Биология выделяет несколько видов нервных дуг, которые отличаются строением, приемом раздражения и ответной реакцией. Разберем основные из них.

Виды рефлекторных дуг

Моносинаптическая дуга

Другими словами простая рефлекторная дуга, которая состоит из двух нейронов – афферентного и эфферентного, связанных между собой одним синапсом. 

Такие цепи в сложно развитых организмах практически не встречаются, поскольку в них самые простые рефлексы являются полисинаптическими.

К примерам моносинаптических рефлексов можно отнести следующие:

  • коленный;

  • движение локтевого сустава;

  • закрывание рта;

  • ахиллово сухожилие;

  • брюшной рефлекс;

  • раздражение подошвы.

Полисинаптические

Сложные рефлекторные дуги имеют в своем составе вставочные нейроны, рецепторы и эффекторы. Причем два последних элемента обычно располагаются в разных органах. 

Оборонительный рефлекс

От моносинаптических рефлексов полисинаптические отличаются тем, что на время рефлекса влияет сила раздражения, на его выраженность – интенсивность раздражения.

Основные примеры полисинаптических рефлексов:

  • сосание;

  • глотание;

  • чихание;

  • чесальный рефлекс;

  • зрачковый;

  • оборонительный (отдергивание руки).

Соматическая

Соматическая нервная дуга иннервирует «сому»., т. е. органы, которые происходят из сомитов:

  • связки и сухожилия;

  • кожу;

  • скелетную мускулатуру.

Пример соматической рефлекторной дуги

Дуга состоит из чувствительного, вставочного и двигательного нейрона. Она отвечает за сознательные мышечные движения, за реакцию на зрачковые, слуховые и осязательные раздражители. 

Например, отдергивание руки от горячей поверхности или острого предмета, зажмуривание глаз от яркого света, движение коленным суставом при проверке доктором рефлексов в районе коленной чашечки. 

Также соматическая дуга осуществляет неосознанные движения – ходьба, жестикуляция руками, улыбка.

Вегетативная

Вегетативная рефлекторная дуга не имеет вставочных нейронов. Она состоит из чувствительного нейрона, который расположен в корешке спинного нерва, и двигательного нейрона, соединенных между собой синапсом. Всего таких пар две. 

Читайте также:  Ребенок тяжело дышит во сне и кашляет сухим кашлем

Пищеварительный рефлекс

Автономные рефлексы отвечают за обмен веществ, теплообмен, сердечно-сосудистую функцию, кашель, дыхание, пищеварение, слюноотделение, размножение и рост. Вегетативные реакции не подчиняются сознанию.

Схема соматического и вегетативного рефлекса показана на рисунке. Подписи позволяют понять, где что расположено, и как происходит взаимосвязь.

Соматическая и вегетативная дуги

Принципы рефлекторной деятельности

Мы уже разобрали, что рефлекторная дуга – это многокомпонентный нейронный путь. В начале этого пути находятся рецепторы, которые постоянно попадают под воздействие внутренних и внешних раздражителей. 

Принципы рефлекторной теории

Полученное раздражение рецепторы преобразуют в нервные импульсы, которые по чувствительным нейронам передаются в нервные центры ЦНС, расположенные в спинномозговом отделе или в головном мозге.

Вставочные нейроны, находящиеся в нервных центрах, получают эту информацию и передают ее двигательными нервными клетками рабочим органам. 

Зевание

Рабочими органами могут быть любые части тела, которых коснулись раздражители. Они получают информационный импульс, который указывает им, как реагировать на раздражение – отдернуть руку, сомкнуть ладонь, чихнуть, моргнуть, глотнуть, поднять ногу, согнуть колено, переварить пищу, закрыть глаза, почесать затылок и т. д.

Все рефлексы, происходящие в организме, с точки зрения физиологии можно разделить на две большие группы:

  1. Условные, появившиеся за время жизни. Такими являются слюноотделение, чтение, вождение транспорта, сгибательный рефлекс. То есть все, чему можно намеренно научиться под воздействием определенных условий.

  2. Безусловные, передающиеся генетически. К ним следует отнести мигательный рефлекс, жевание, глотание, сосание, мочеиспускание, кашель, мигание, размножение.

Источник

Рефлекторная дуга в биологии виды, схема строения, примеры

Рефлекторные дуги чихания и кашля рисунки

Рефлекторная дуга — что это такое? Рефлекс с точки зрения биологии – ответная реакция организма на воздействие окружающей среды.

Проведение осуществляется по нервным волокнам в составе рефлекторной дуги.

Каждая рефлекторная дуга состоит минимум из двух элементов: двигательного и чувствительного, дополнительно присутствуют вставочные. Выделяют приобретенные (условные) и врожденные (безусловные) рефлексы.

Рефлекторная дуга понятие, схема, строение

Совокупность нервных путей, по которым происходит распространение импульса. Для восприятия раздражения необходимы рецепторы – первое звено рефлекторной дуги. От рецепторов возбуждение передается по афферентым путям, имеющим всегда восходящее направление в головной мозг.

Простая рефлекторная дуга

Из центральной нервной системы импульс направляется вниз по нисходящим эфферентным волокнам. Последние оканчиваются на исполнительном органе, замыкающем рефлекторную дугу. Так образуется рефлекторное кольцо.

Общую схему строения рефлекторной дуги можно представить в следующем виде.

Расшифровка подписей:

  1. Мышца.
  2. Рецептор.
  3. Вставочный нейрон.
  4. Чувствительный нейрон.
  5. Двигательный нейрон.

Виды рефлекторных дуг с примерами

Выделяют соматическую и дугу вегетативной нервной системы.

Первая начинается с возбуждения рецепторов болевой чувствительности, от которых импульс поступает по спинно-мозговому нерву в чувствительный узел, расположенный на заднем корешке.

Затем на вставочный нейрон, где в составе переднего рога серого вещества импульс направляется вниз по двигательным волокнам к соответствующим мышцам.

При вегетативной иннервации раздражение поступает с внутренних органов, направляется в симпатический узел, спинномозговой чувствительный узел, задний рог, далее в боковой (в отличие от соматической) рог.

Там становится эфферентным, достигает предпозвоночного узла, затем исполнительного органа.

Важно знать: в чем отличие вегетативной рефлекторной дуги от соматической? Вегетативные реакции осуществляются только от внутренних органов и являются периферическими (замыкаются вне центральной нервной системы), проходят в боковом роге спинного мозга.

Простые

В физиологии под ними понимают рефлексы двухнейронной рефлекторной дуги.

Простейший спинно-мозговой рефлекс осуществляется по этому механизму, без дополнительного переключения нервных волокон. Так, если раздражитель действует на механорецепторы языка и близлежащих к нему структур, запускается механизм глотательного рефлекса.

Раздражение с рецепторов передается на ветви тройничного, языкоглоточного, блуждающего нервов, затем в глотательный центр головного мозга. Далее по двигательным волокнам возбуждение передается на мышцы верхнего отдела пищеварительного тракта.

Сложные

Представлены трехнейронными дугами за счет включения вставочных нейронов. Количество последних может варьировать, достигая трех и четырех.

Сюда относятся следующие рефлексы:

  1. Рефлекс слюноотделения развивается при непосредственном соприкосновении пищи с рецепторами ротовой полости, а также запахом еды или воспоминании о ней. После этого раздражение передается на чувствительные волокна, идущие в составе ветвей лицевого, языкоглоточного, тройничного, блуждающего нервов. Обработка информации происходит в продолговатом мозге, что ведет к активации волокон парасимпатической нервной системы и симпатического отдела верхней трети спинного мозга.
  2. Роговичный или мигательный рефлекс происходит во время прикосновения к роговице. Это приводит к активации афферентных рецепторов пятого черепного нерва (тройничный нерв), импульс передается в ретикулярную формацию. Далее по эфферентному пути лицевого нерва достигает мотонейрона круговой мышцы глаза. Происходит смыкание век, параллельно выделяется слеза (обусловлено анатомической близостью проходящих путей).
  3. При изменении освещенности можно проследить дугу зрачкового рефлекса. Свет раздражает рецепторы сетчатки, импульс с них передается на восходящие волокна зрительного нерва. Далее импульсация расщепляется: часть идет в таламус, часть в средний мозг, после чего импульс по нисходящим волокнам черепных нервов достигает цилиарной мышцы и заканчивается на ней, зрачок изменяет свой диаметр. Яркий свет ведет к сужению, низкая освещенность к расширению.

Также в эту группу будут входить реакции, координирующие работу внутренних органов, например, мочеиспускательный рефлекс.

Моносинаптические двухнейронные

Данная группа представлена единичным соединением нейронов в центре дуги. Представителями данной группы служат сгибательный-локтевой, коленный рефлексы.

Читайте также:  Лук с молоком от сухого кашля рецепт

Первый проявляется при раздражении рецепторов двуглавой мышцы плеча, второй чаще исследуют при неврологическом осмотре, оценивая сокращение квадрицепса бедра (который оканчивается под коленной чашечкой). Это глубокие рефлексы мышечно-сухожильного чувства.

Полисинаптические

Включают более двух синапсов (соединений нейронов). Большинство рефлексов принадлежат к этой группе. Чихательный и кашлевой рефлексы контролируются дыхательным центром продолговатого мозга, относятся к сложным реакциям. Оба акта имеют сходные компоненты, возникают при механическом раздражении.

Чихание происходит при открытой ой щели, кашель при закрытой (что ведет к повышению внутригрудного давления, вовлечению к процессу межреберных мышц и диафрагмы).

Исполнительные мотонейроны дуги чихания располагаются на волокнах последних трех пар черепных нервов, нейроны кашлевой дуги на ветви вагуса (блуждающего нерва), спинальных и нервах, иннервирующих верхнюю треть передней брюшной стенки (живота).

Заключение

Рефлекторные дуги – необходимое условие для проведения рефлексов, обеспечивающих нормальную жизнедеятельность организма и выполнение функций.

Источник: https://tvercult.ru/nauka/reflektornaya-duga-v-biologii-vidyi-shema-stroeniya-primeryi

Можно на словах (желательно)нарисуйте рефлекторные дуги чихания и кашля( известно, что центры этих рефлексов находятся в продолговатом мозге)

Рефлекторные дуги чихания и кашля рисунки
7 месяцев назад по предмету Биология от dhhrubbe

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

7 месяцев назад по предмету Биология от Иришми

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Page 3

7 месяцев назад по предмету Биология от sashavini2004

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Page 4

7 месяцев назад по предмету Биология от 1234567890veta

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Page 5

7 месяцев назад по предмету Биология от Кристик11111

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Page 6

7 месяцев назад по предмету Биология от Valya562

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Page 7

7 месяцев назад по предмету Биология от Polina236hi

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Page 8

7 месяцев назад по предмету Биология от viktor61

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Page 9

7 месяцев назад по предмету Биология от AniLag666

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Page 10

7 месяцев назад по предмету Биология от valentinabelyaeva

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Page 11

7 месяцев назад по предмету Биология от malinka52

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Page 12

7 месяцев назад по предмету Биология от KateBlair

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Page 13

7 месяцев назад по предмету Биология от natakz98

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Page 14

7 месяцев назад по предмету Биология от НастяКотярочка

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Page 15

7 месяцев назад по предмету Биология от Доктор0

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Page 16

7 месяцев назад по предмету Биология от serafim123123123

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Page 17

7 месяцев назад по предмету Биология от AnyaGomezik22222

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Page 18

7 месяцев назад по предмету Биология от Sandra16111999

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Page 19

Какие примеры н. м. карамзин использует для разъяснения пользы новой системы престолонаследия? согласны ли вы с позицией

7 месяцев назад по предмету Биология от givnair

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

1

7 месяцев назад по предмету Биология от walerifomina03

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

2

7 месяцев назад по предмету Биология от 87458

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

3

7 месяцев назад по предмету Биология от Алина4087

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

4

7 месяцев назад по предмету Биология от Аккаунт удален

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

5

7 месяцев назад по предмету Биология от маринакалташкина

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

6

7 месяцев назад по предмету Биология от Sonye128

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Источник: https://znanie.site/biologiya/15525639.html

нарисуйте рефлекторные дуги чихания и кашля( известно, что центры этих рефлексов находятся в продолговатом мозге)

Рефлекторные дуги чихания и кашля рисунки

В учебнике на с. 40 (задание №4) говорится об “аптеке души”. укажи не менее трех предметов, которые могут находиться

В учебнике на с. 40 (задание №4) говорится об “аптеке души”. укажи не менее трех предметов, которые могут находиться

Источник