Обработка слизистой полости рта при стоматите у детей алгоритм

Заболевания органов пищеварения

Осмотр полости рта и зева

Цель:оценить состояние слизистой оболочки полости рта, дужек, мягкого неба, миндалин, задней стенки глотки.

Оснащение:

­ стерильный шпатель в лотке;

­ емкость с дезинфицирующим раствором;

­ перчатки.

Обязательное условие: хорошее освещение.

Алгоритм действия:

1. Объясните ребенку/маме цель манипуляции, установить доброжелательные отношения.

2. Вымойте руки, наденьте перчатки.

3. Усадите ребенка лицом к источнику света и при необходимости зафиксировать его с помощью помощника:

а) ноги ребенка помощник обхватывает своими ногами;

б) руки и туловище фиксирует одной рукой;

в) голову держит, положив ладонь на лоб ребенку.

4. Попросить ребенка широко открыть рот и шпателем нажать на корень языка.

Примечание: ребенку младшего возраста открыть рот с помощью шпателя, взяв его как писчее перо правой рукой, ввести в ротовую полость до зубов, повернуть ребром и провести по боковой поверхности десен до места окончания зубов, после чего перевернуть его плашмя, поместить на корень языка, и резко нажать.

5. Осмотреть и оценить состояние слизистой оболочки полости рта, дужек, мягкого неба, миндалин, задней стенки глотки.

  1. Погрузите использованный шпатель в дезинфицирующий раствор.
  2. Снимите перчатки, вымойте и осушите руки
  3. Запишите результат.

Примечание: при необходимости фиксируйте всегда ребенка с помощью помощника.

Алгоритм обработки полости рта при стоматитах

Цель:снять воспалительный процесс слизистой оболочки полости рта.

Показания: воспалительный процесс слизистой оболочки полости рта разной этиологии (стоматит, молочница)

Оснащение:

  1. Растворы для обработки полости рта – 2 % раствор бикарбоната натрия,

отвары трав – ромашка, шалфей, антисептики- раствор фурациллина).

4.Баллончик резиновый.

5. Пеленка.

6. Стерильные марлевые салфетки.

  1. Анестезиновая мазь.
  2. Перчатки.

Алгоритм действия:

1. Объясните маме цель и ход проведения процедуры

2. Подготовьте оснащение

3. Обработайте руки гигиеническим способом, наденьте перчатки

4. На второй палец правой руки обмотайте марлевую салфетку, кончик которого необходимо зафиксировать большим пальцем

5. Большим пальцем левой руки осторожно надавите на подбородок и откройте рот ребенку (при необходимости примените шпатель)

6. Салфетку промокнуть в готовом растворе и промокательными движениями обработайте полость рта.

Примечание: Наберите в стерильный резиновый баллончик один из растворов для обработки полости рта.

  1. Орошайте слизистую так, чтобы вода стекала в лоток. Проводите данную процедуру пе­ред и после каждого кормления.
  2. После орошения перед кормлением смажьте слизистые полости рта анестезиновой мазью с целью обезболивания.

При обработке полости рта следует соблюдать следующие правила:

    1. Обрабатывать слизистую полости рта только промокательными движениями.
    2. Температура лекарственного раствора должна быть 37-36гр.С.
    3. Обработку полости рта проводить не менее 4-5 раз в сутки (лучше после каждого кормления).
    4. В острый период использовать растворы меньшей концентрации по сравнению с концентрацией лечебного раствора в период заживления.

1 | 2 | 3 | 4 |

Источник

Цель:лечебная: ежедневная обработка слизистой оболочки полости рта за 10-15 минут перед каждым кормлением.

Показания:наличие у ребёнка стоматитов.

Противопоказания:нет.

Возможные проблемы:беспокойство ребенка грудного возраста, страх манипуляции у ребенка старше одного года. Со стороны матери: недоверие медперсоналу, отказ от выполнения манипуляции, негативное отношение к манипуляции.

Техника безопасности:

– не оставлять грудного ребенка на пеленальном столе без присмотра

– не использовать для обработки слизистой оболочки полости рта грубую ткань, твёрдые предметы с накрученной на них ватой.

Подготовка пациента:успокоить ребенка.

Оснащение:

– Бикс со стерильными марлевыми салфетками размером 10×10 cм

– Стерильный пинцет

– Стерильный лоток

– Ёмкость с 2% раствором гидрокарбоната натрия, нистатин, бура с глицерином, кандид

– Лоток для сброса, использованного материала

– Ёмкость с дез. раствором и чистая ветошь

– Ёмкость для использованной ветоши

Последовательность действий:

Получите согласие родителей ребёнка на проведение манипуляции.

1. Обработайте пеленальный стол ветошью, смоченной одним из дез средств.

2. Вымойте руки гигиеническим способом.

3. Положите ребёнка на пеленальный стол (ближе к источнику света),

4. Возьмите стерильным пинцетом стерильную марлевую салфетку из бикса

5. Оберните указательный палец правой руки стерильной марлевой салфеткой, свободный конец которой зажмите в кулаке,

6. Левой рукой возьмите ёмкость с одним из приготовленных растворов и смочите марлевую салфетку над лотком для сброса, использованного материала,

7. Откройте левой рукой рот ребёнку, надавливая на подбородок и, опуская его вниз,

8. Осторожными движениями указательного пальца правой руки с помощью салфетки снимите налеты со слизистой оболочки сначала в преддверии рта (внутренняя поверхность щек и десны), затем в собственно ротовой полости (под языком, спинка языка, твердое небо).

Читайте также:  Стоматит переходящий в гингивит

9. Использованную марлевую салфетку сбросьте в лоток для сброса, использованного материала

Манипуляция № 5

Техника обработки кожных складок для профилактики опрелости

У грудного ребёнка.

Цель:профилактическая: профилактика опрелостей.

Показания:осуществление гигиенического ухода за новорожденным и грудным ребенком.

Противопоказания:нет.

Возможные проблемы:беспокойство ребенка,

Техника безопасности:

– не оставлять ребенка на пеленальном столе без присмотра.

– использовать только стерильное вазелиновое или растительное масло

Подготовка пациента:

– положить ребёнка на пеленальный стол, обработанный одним из дез средств(ближе к источнику света) и распеленать его.

– успокоить ребенка

Оснащение:

– Ёмкость (мензурка) со стерильным вазелиновым или растительным маслом

– Бикс со стерильными ватными шариками

– Стерильный лоток

– Стерильный пинцет

– Стерильные перчатки

– Лоток для сброса, использованного материала

– Ёмкость с дез. раствором и чистая ветошь

– Ёмкость для использованной ветоши

– 2 чистые пелёнки

– Комплект для пеленания или комплект чистого нательного белья: подгузник (памперс), ползунки, распашонки, кофточка)

Последовательность действий:

Получите согласие родителей ребёнка на проведение манипуляции.

· Вымойте руки гигиеническим способом

· Осмотрите кожные покровы ребенка,

· Подмойте ребенка проточной водой (37-38 0 С) при загрязнении кожных покровов каловыми массами или мочой,

· Подсушите кожные покровы чистой пелёнкой,

· Уложите ребенка на спину на чистую пеленку,

· Помойте руки, наденьте стерильные перчатки,

· Возьмите ватный шарик стерильным пинцетом из бикса, опустите его в мензурку со стерильным маслом комнатной температуры,

· Достаньте рукой его рукой и слегка отожмите,

· Осторожными движениями протрите кожные складки в следующей последовательности: заушные, шейные, подмышечные, локтевые, подколенные, паховые, ягодичные, межягодичная

· Сбросьте использованный ватный шарик в лоток, для сброса, использованного материала,

· При необходимости ватный шарик можно поменять.

· Сбросьте использованный ватный шарик и перчатки в лоток для сброса, использованного материала,

· Запеленайте ребенка, согласно алгоритму манипуляции или оденьте его.

Манипуляция № 6

Источник

Алгоритм действия Исходный балл Полученный балл
 
 
Оснащение
 
   
1 Резиновый грушевидный баллончик (шприц), лоток, шпатели, марлевые салфетки (бинт), ватные палочки, стакан, пелёнка, фартук, перчатки, настои трав, раствор 2% питьевой соды. винилин, витаминная смесь, и др., «Гексорал», «Виатон»,нистатин.
Техника безопасности: хорошо зафиксировать салфетку.
Методы:
1. Орошение полости рта (резиновым баллончиком или шприцем).
2. Обработка слизистой оболочки марлевыми салфетками, ватными палочками.
3. Полоскание (с 3 лет).
2  
  Выполнение процедуры    
2 Объяснить маме/ребёнку цель и ход предстоящей процедуры, получить согласие. 1  
3 Усадить ребёнка на колени матери, зафиксировать ему руки и голову. 2  
4 Вымыть и осушить руки, надеть перчатки. 2  
5 А. Орошение.
Набрать в стерильный резиновый баллончик (шприц без иглы) один из растворов (по назначению врача).
2  
6 Шпателем открыть рот ребёнка. 1  
7 Поднести баллончик ко рту ребёнка и направить струю жидкости к твёрдому нёбу.
Мать при этом наклоняет голову ребёнка на один, затем на другой бок.
2  
8 Раствор из ротовой полости должен стекать в подставленный лоток. 1  
9 Б. Обработка марлевыми салфетками (бинтом).
Один конец шпателя (лучше зажима), или предварительно обработанной палец, обмотать марлевой салфеткой или бинтом, (концы бинта зафиксировать в ладони) или ватная палочка.
2  
10 Смочить салфетку раствором методом погружения в стакан. 1  
11 Шпателем открыть рот ребёнку. 1  
12 Смачивая слизистую оболочку раствором нежно снять с неё налёты (менять салфетки 2 – 3 раза). 2  
13 При молочнице используют: 2% р-р соды; 20% раствор тетробората натрия в глицерине и др. по назначению врача.
При стоматите используют: 2% р-р фурациллина, винилин, нистатин, флуконазол и др. по назначению врача.
2  
14 Использованный материал собрать в лоток. 1  
15 Снять перчатки, вымыть и осушить руки.
Примечание:
-для обезболивания перед едой рекомендуется обработать слизистую 0,5% (2%) раствором новокаина с взбитым яичным белком; 5% масляный раствор анестезина, гель «Камистад», «Холисал» и др.
-эффективным современным средством для обработки рта при стоматите и молочнице являются «Гексорал», «Тантум-Верде», Клотримазол («Кандид» 1%).
Способ их применения:новорожденным и грудным детям наносят препарат ватным тампоном на поражённые участки; детям старшего возраста проводят полоскание р-ром в течение 30 сек. Или обработку аэрозолем 10-15 сек.
2  
  ВСЕГО 24  
Читайте также:  Стоматит на миндалинах у взрослых симптомы и лечение

Критерии оценки

Профессиональные компетенции (ПК) Количество баллов оценка Уровень проявления компетенции

ПК 2.2. ,ПК 2.3.

24 -22 «5»

«Компетенцииосвоены»

21 -19 «4»
18 – 17 «3»
Менее 17 баллов «2» «Компетенции не освоены»

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования города Москвы

«Медицинский колледж № 6 Департамента здравоохранения города Москвы»

Одобрен цикловой комиссией специальных дисциплин №1
Председатель
________Е. А. Мухина
Цикловой комиссией 
специальных дисциплин №2
Председатель
________Т.Э. Макурина
 
«___»__________2013 г.
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ
№ _16_
для проведения промежуточной аттестации. Экзамен квалификационный по ПМ. 02 Медицинская помощь беременным и детям при заболеваниях, отравлениях и травмах
Специальность: 060102 Акушерское дело, базовая подготовка                  
УТВЕРЖДЕН
Зам. директора по учебно-методической работе
 
_______ И.М. Воронич
 
«___»_________2013 г.

Задание 1.

Профессиональная задача

Ребенку 3 мес. Мать жалуется на беспокойство ребенка между кормлениями, плохой аппетит. При обследовании получены следующие данные: ребенок от 3 беременности, 2 родов. Масса при рождении 3200, длина 50 см. Находится на грудном вскармливании. Режим кормления не соблюдается. Маме кажется, что молока не хватает. Ребенок перенес кишечную инфекцию в 1 мес. Прибавки массы составили: за 1 мес. – 300 г, 2 мес. – 400 г, 3 мес.-400 г. Длина тела в настоящее время – 56 см.

Объективно: ребенок вялый, малоактивный, кожа бледная, сухая, на бедрах собирается складками. Подкожная клетчатка отсутствует на животе, истончена на бедрах, на плечевом поясе, сохранена на лице, тургор тканей снижен. Мышечный тонус снижен, слизистые суховаты, большой родничок слегка запавший. Тоны сердца приглушены. Стул скудный (1-2 раза в сутки), без патологии.

Задания:

1. Определите потребности пациента, удовлетворение которых нарушено.

2. Сформулируйте проблемы пациента и цели сестринского вмешательства.

3. Составьте план сестринского ухода.

Задание 2.

Женщина 27 лет, оперированная по поводу нарушенной внематочной беременности, жалуется на пульсирующую боль в области раны.

При осмотре выявлено: в области 2х швов имеется выраженный отек и гиперемия.

Задания:

1. Определите и обоснуйте неотложное состояние.

2. Составьте алгоритм оказания доврачебной помощи и обоснуйте каждый этап.

3. Продемонстрируйте манипуляцию на фантоме: «Техникуснятия швов».

Задание 3.

Продемонстрируйте манипуляцию на фантоме: «Техника подкожного введения 5000 ЕД гепарина»

ЭТАЛОН ОТВЕТА НА БИЛЕТ № 16

Задание 1.

Источник

Цель:Обеспечить гигиену слизистой оболочки ротовой полости, профилактика дополнительного инфицирования слизистой полости рта.

Показания: Стоматиты различной этиологии .

Противопоказания: нет

Оснащение: стерильные марлевые салфетки, 2% раствор гидрокарбоната натрия, резиновый баллончик, лоток, шпатель в упаковке, перчатки, маска, емкости с дезраствором для отработанного материала и оснащения.

Примечание:

– Обрабатывать полость рта не менее 5 – 6 раз в сутки (лучше после каждого приема пищи);

– В остром периоде стоматита концентрация раствора должна быть меньше, чем в период заживления

– Температура раствора должна быть 37*С – 38*С .

Подготовительный этап выполнения манипуляции:

1.Вежливо поприветствуйте родителей ребенка, представьтесь.

2.Идентифицируйте пациента, проверьте соответствие листу назначений

3. Объясните маме цель и ход проведения процедуры, получите согласие.

4.Вымойте и осушите руки.

5. Наденьте маску и перчатки.

Основной этап выполнения манипуляции:

1.Положите ребенка на спину( при орошении резиновым баллончиком – головку поверните набок, подставьте лоток)

2.Обмотайте указательный палец правой руки марлевой салфеткой, смочите его в 2% растворе гидрокарбоната натрия ( или в другом лечебном растворе по назначению врача).

3.Обработайте осторожно промокательными движениями слизистую оболочку полости рта марлевой салфеткой ( или наберите в резиновый баллончик лечебный раствор и проведите орошение ротовой полости).

Заключительный этап выполнения манипуляции:

1.Снять перчатки, вымыть и осушить руки.

2.Сделать отметку в листе назначений о выполненной манипуляции

3.Продезинфицируйте использованное оборудование.

Приложение №14.

Алгоритм навыка «Кормление ребенка из бутылочки»

Цель: Обеспечить полноценное питание ребенка

Показания :Смешанное и искусственное вскармливание по назначению врача.

Осложнения: аспирация и срыгивания при не соблюдении техники вскармливания.

Оснащение: мерная бутылочка (рожок) со смесью, стерильный пинцет в емкости, стерильная соска с правильно подобранным отверстием, ёмкости для кипячения сосок и бутылок , емкости с растворами дез.средств, ветошь

Подготовительный этап выполнения манипуляции:

1.Вежливо поприветствовать родителей и ребенка.

2.Идентифицировать пациента, проверить соответствие листу назначений.

3.Объяснить маме цель и ход манипуляции, провести психологическую подготовку к манипуляции родителей (родственников, законных представителей). Получить согласие.

Читайте также:  Энтеровирусный везикулярный стоматит у детей лечение сыпи

4.Подготовить оснащение:

Все поверхности предварительно продезинфицированы методом протирания ветошью, смоченной в растворе дезсредства согласно инструкции к данному дезсредству.

– На верхнюю полку столика поместить бутылочку со смесью (т-ра 37-38*С), стерильный лоток со стерильной соской, держатель для соски, емкость со стерильным пинцетом, перчатки нестерильные.

– На нижней полке разместить емкости с растворами дезинфицирующих средств, ветошь.

5.Обработать руки гигиеническим способом под проточной водой с мылом.

Основной этап выполнения манипуляции:

1.С помощью стерильного пинцета зафиксировать соску на держателе для соски.

2.Зафиксировать держатель на бутылочке.

3.Рекомендовать матери взять ребенка на руки.

4.Поднести бутылочку ко рту ребенка под углом 45*, следить, чтобы во время кормления горлышко бутылочки постоянно и полностью было заполнено смесью.

5.Дать рекомендации (после кормления ребёнка необходимо подержать в вертикальном положении пока он не выпустит воздух).

Заключительный этап выполнения манипуляции:

1.Вымыть и осушить руки.

2.Провести дезинфекцию использованного оборудования.

3.Сделать отметку в листе назначений о проведенной манипуляции.

Приложение №15.



Источник

1. Объяснить матери цель, провести психологическую подготовку матери и ребенка.

2. Вымыть руки, надеть резиновые перчатки.

3. Стерильную резиновую грушу положить на стерильный лоток. Подготовить лечебные растворы в стакане, температура растворов 28-30°С. Выдавить из резиновой груши воздух и набрать в нее лечебный раствор, положить резиновую грушу с набранным раствором на лоток.

Ребенка раннего возраста помощник должен взять на руки, лицом вниз. Правой рукой поддерживать живот, грудь ребенка, а левой рукой фиксировать голову ребенка, удерживая левую руку на лбу ребенка. На столе поставить миску или лоток. Помощник подходит к ней, наклоняется и держит лицо ребенка над миской (лотком).

Действия медицинской сестры

4. Подойти к ребенку со стороны головы. В правую руку взять резиновую грушу с лечебным раствором. Большой палец поддерживает дно резиновой груши, а наконечник ее размещается между II и III пальцами.

5. I и II пальцами левой руки надавить на щечки ребенка и открыть ему рот. В этот момент ввести в ротовую полость мягкий наконечник резиновой груши, ввести лечебный раствор в ротовую полость.

6. Лечебный раствор орошает слизистую оболочку и вытекает в подставленный лоток (миску).

7. Последовательно несколько раз обработать слизистую оболочку ротовой полости.

Слизистую оболочку можно обработать другим методом: взять стерильную марлевую салфетку на указательный палец правой руки, смочить лечебным раствором; зафиксировать конец марлевой салфетки в ладони. Промокательными движениями, чтобы дополнительно не травмировать слизистую полости рта, осторожно обработать слизистую оболочку полости рта в местах поражений.

8. После орошения слизистой оболочки помощник с ребенком садится на стул, удерживает ребенка правой рукой за грудь, левой рукой держит и фиксирует голову.

9. Стерильную деревянную палочку с ватным тампоном смочить в лечебном растворе лекарственных препаратов: винилин, сальвин (разведенный кипяченой водой 1:10), 3% раствор перекиси водорода, 0,25% раствор новокаина, а если стоматит имеет грибковую этиологию, то использовать 20% раствор буры в глицерине с нистатином.

10. Открыть ребенку рот, придержать шпателем язык и, увидев афту или язвочку, чуть дотрагиваясь, прижечь ее ватным тампоном, смоченным лечебным препаратом.

11. Провести дезинфекцию резиновой груши, резиновых перчаток.

12. Сделать отметку в листе назначений.

Примечание.

1. Ребенка, больного стоматитом, срочно изолируйте, выделив ему отдельную посуду, игрушки, предметы ухода.

2. Орошение полости рта проводить каждые 4 часа, меняя лечебные растворы, лучше после каждого приема пищи, так как максимально удаляются остатки пищи, длительное пребывание которых в ротовой полости приводит к их разложению и дополнительному инфицированию слизистой полости рта. Дети старшего возраста самостоятельно полощут ротовую полость 6 раз в сутки, используя лечебные растворы.

3. В острый период стоматита, когда слизистая полости рта максимально повреждена и, следовательно, очень чувствительна, необходимо использовать растворы меньшей концентрации по сравнению с концентрацией лечебного раствора в период заживления.

4. Прижигать афты или язвочки слизистой оболочки надо после орошения ротовой полости 3-4 раза в сутки.

5. Для орошения слизистой оболочки ротовой полости используют аэрозольные препараты (гевалекс). При вирусном стоматите орошение слизистой проводится противовирусными препаратами (интерферон, лаферон).

Туалет слизистой оболочки ротовой полости здоровым детям не проводят потому, что слизистые оболочки сухие и легко травмируются.

Date: 2016-06-09; view: 7280; Нарушение авторских прав

Источник