К условным рефлексам относится кашель
Кашель – это привычное явление. Люди кашляют при простудах, вдыхании пыли или других инородных частиц. Кашель – это физиологический процесс, которым руководит часть продолговатого мозга, называемая кашлевым центром. Сам по себе кашель не является патологией, так как возникает в ответ на раздражение дыхательных путей слизью и другими инородными частицами. Поэтому, прежде чем приступать к лечению, следует разобраться в механизмах его развития.
Общее определение
Кашель – это не болезнь, а защитный рефлекс. Он возникает в момент, когда в полости грудной клетки резко повышается давление и смыкается голосовая щель. Мышцы легких резко сокращаются, выталкивая из дыхательных путей воздух вместе с содержимым (слизью, частицами пыли и т. д.). Кашляя, человек выдыхает воздух толчками. Голосовая щель резко раскрывается непосредственно в момент выхода воздуха.
Руководит рефлексом кашлевой центр, расположенный в продолговатом мозге. А сигнал к срабатыванию рефлекса он получает от рецепторов, реагирующих на те или иные раздражители.
Этапы развития кашля
Кашлевой рефлекс имеет важнейшее значение для организма. Большинство людей, начав кашлять, стремятся подавить рефлекс всеми возможными способами. И напрасно, так как во время толчкообразных выдохов происходит очищение органов дыхательной системы от чужеродных агентов, а также веществ, образовавшихся в результате увеличения продукции слизи.
Кашлевые рецепторы расположены в следующих областях:
- в носовой полости;
- в слуховых проходах;
- на голосовых связках;
- на задней поверхности глотки;
- в плевре;
- в гортани;
- в слизистой оболочке бронхов и трахеи.
Через все эти органы проходит блуждающий нерв, который и передает сигналы о раздражении рецепторов в кашлевой центр.
Чтобы вызвать толчкообразный выдох, происходит передача импульсов нервным волокнам, которые управляют мышцами грудной клетки, диафрагмы и брюшного пресса. Результатом такого раздражения, сопровождающегося последующим сокращением мышц, становится кашель.
Следует заметить, что в мелких бронхах отсутствуют чувствительные рецепторы. Поэтому при раздражении мелких бронхов инородными агентами возникает одышка.
Кашляя, человек выталкивает из дыхательных путей патогенные микроорганизмы и другие частицы. Но продолжительные толчкообразные выдохи способны вызвать ряд тяжелых последствий в виде головной боли, головокружения, болей в спине, повреждения ребер и недержания мочи. Происхождение этих явлений объясняется тем, что при кашле давление в грудной клетке может достигать 300 мм рт. ст.
Заболевания, провоцирующие развитие рефлекса
Причинами раздражения путей и других органов могут стать нарушения функций головного мозга в месте расположения кашлевого центра, а также заболевания центральной нервной системы.
Патологий, воздействующих на кашлевой центр, очень много. Наиболее часто встречаются следующие:
- бактериальные и вирусные поражения верхних и нижних дыхательных путей;
- аллергические реакции;
- детские инфекционные заболевания;
- онкологические процессы в верхних и нижних отделах путей;
- раздражение дыхательных путей химически агрессивными веществами;
- сердечные заболевания;
- заболевания, вызывающие раздражение паренхимы легкого;
- инородные тела, застрявшие в дыхательных путях;
- ослабление глоточной мускулатуры;
- курение;
- алкоголь, раздражающий слизистую оболочку по пути от глотки до желудка;
- органические поражения головного мозга (инсульт, болезнь Паркинсона и др.);
- раздражение дыхательных путей некоторыми медикаментами, вызывающими медикаментозный кашель.
На кашлевой центр оказывают влияние и заболевания скелетно-мышечного аппарата. Например, вызвать раздражение могут повреждения или переломы ребер и позвоночника, деформационные процессы в области грудной клетки, атрофия дыхательных мышц и диафрагмы.
Лекарственные препараты для лечения кашля
В зависимости от способа воздействия, все препараты разделяют на несколько групп.
Противокашлевые препараты. Эти лекарственные средства снижают чувствительность рецепторов или же воздействуют непосредственно на центр кашля. Их применяют при сухом продолжительном кашле (ларингит, бронхит, респираторные инфекции).
Отхаркивающие препараты. Эти лекарства разжижают слизь, улучшая ее эвакуацию из бронхов. Особенностью отхаркивающих препаратов является их способность увеличивать объем мокроты.
Муколитики. Эта группа лекарственных средств также способствует разжижению слизи. Но в отличие от предыдущей группы, муколитики не увеличивают ее объем.
Комбинированные лекарственные средства. Эта группа препаратов является наиболее эффективной. Комбинированные лекарства не оказывают действия на кашлевой центр. Но они снимают воспаление, а также спазмы в бронхах, одновременно способствуя отхождению мокроты.
Препараты, блокирующие кашлевой центр, выпускаются на основе трав (Термопсол), наркотических (Кодеин, Морфин, Дионин и др.) и ненаркотических лекарственных веществ (Глауцин, Либексин,Синекод, Пакселадин).
Лекарственные средства при кашле должен подбирать врач после оценки состояния больного и выявления причины раздражения рецепторов. Противокашлевые препараты можно принимать только при сухом кашле, не сопровождающемся отхождением мокроты.
Подавление рефлекса при влажном кашле приводит к тому, что вся слизь, содержащая инфекционные агенты, остается в легких и бронхах, усугубляя состояние больного.
Видео по теме: Лекарства от кашля
Кашель — вещь для людей привычная, ведь с ним они сталкиваются регулярно и привыкли, что обычно данный рефлекс сопровождает какую-то инфекцию или аллергию. Однако врачи сегодня утверждают, что у современных людей нередко кашель может развиваться без каких-либо физических причин для этого, и ведут разговоры о таком явлении, как нервный кашель.
Почему появляется данное расстройство, чем оно отличается от обычного кашля и к каким последствиям может привести, АиФ.ru рассказал к. м. н., врач высшей категории, оториноларинголог Владимир Зайцев.
Виды кашля
В организме человека есть кашлевой центр, для которого есть два характерных состояния: спокойствия и раздражения. Сам по себе кашель рефлекторен. Но при этом он относится к категории условных рефлексов, т. е. тех, которые человек может вызвать у себя сам.
Кашель больше выражен у маленьких детей в силу большей настороженности их организма к условиям окружающей среды. Так как ребенок не понимает опасности от некоторых действий, организм беспокоится за него: например, провоцирует кашель, если попало в дыхательные пути инородное тело.
Сам по себе кашель бывает сухим и влажным. Второй называется продуктивным, так как при патологическом процессе, например, воспалении трахеобронхиального дерева, начинает выкашливаться продукт (слизь). Для лучшей его эвакуации могут потребоваться специальные препараты (бронхолитики), которые расширяют бронхи для лучшего отхождения мокроты.
Сухой кашель гораздо хуже, т. к. он развивается при сухой слизистой оболочке задней стенки глотки или гортаноглотки, небных миндалин или верхних колец трахеи. Также такое явление может проявляться при аллергии, когда человек вдыхает инфекционный агент и старается его откашлять. При различных инфекциях респираторного характера, включая коронавирусную инфекцию, может развиваться тот или иной тип кашля.
Но есть еще и нервный кашель, психосоматика. И это, к сожалению, бывает часто. Этот кашель развивается, когда человек выходит из чувства равновесия.
Принцип развития
Организм на фоне стресса или любых нервных переживаний приходит в возбуждение. Кашлевой центр в этой ситуации также становится очень активным, что приводит к развитию кашля, причем это могут быть как небольшие покашливания, так и неуемный процесс, фактически безостановочный.
Его основное отличие в том, что он развивается в момент сильного волнения. Например, 5 минут назад у человека все было хорошо, он ровно дышал, никаких отклонений не было. А тут пришлось пообщаться с неприятным человеком, который раздражает и выводит из себя, и началось. Выбрасывается адреналин, происходит внутренний зажим, который и начнет сопровождаться кашлем. И чем сильнее этот кашель, чем сложнее его остановить, тем скорее надо обращаться за помощью.
Если нет насморка, повышенной температуры тела, заложенности носа, но при этом присутствует кашель, то он с высокой долей вероятности окажется психосоматическим.
Симптомы проблемы
Отличить нервный кашель от реального может только врач на основе наблюдений. Но при этом человек должен понимать, что, если никаких предпосылок для развития такого состояния нет, скорее всего, причина просто в неустойчивости психики.
Нервный кашель может быть сам по себе, а может сопровождаться комом в горле. Это уже следующая стадия процесса. Сначала возникнет легкая асфиксия, ощущение удушья, затем — уже сильная. Важно понимать, что на этом фоне человек нервничает еще больше и круг фактически замыкается.
Гортаноглотка — очень рефлексогенный орган, где проходит большое количество нервов и есть много мышц-сфинктеров, т. е. мышц-сжимателей. Это может провоцировать ларингоспазм, т. е. гортань сжимается, закрывается просвет дыхательной трубки и человек начинает задыхаться. А начинается все с простого нервного кашля.
Как бороться
Естественно, с кашлем человек отправляется к врачу: терапевту или ЛОРу. Пациент редко думает на психосоматику, обычно он считает, что у него трахеит или ларинготрахеит, т. е. воспаление гортаноглотки и трахеи. На осмотре же врач осматривает ЛОР-органы, прослушивает легкие и понимает, что никаких патологических оснований для развития кашля нет.
Тут стоит понимать, что человек может себе и накашлять горло, тогда оно действительно будет болеть. Причем сделать это несложно, потому что на фоне непрекращающегося нервного кашля слизистая раздражается, напрягается и натруживается. Горло начинает болеть, саднить и першить, воспаляется и беспокоит. Параллельно меняется голос, появляется охриплость, пропадает звучность. Лечить это будет на начальном этапе ЛОР, ему следует погасить все воспалительные проявления.
А дальше дело за психоневрологами, психотерапевтами, а в запущенных и сложных случаях — психиатрами.
Важно понимать, что мы живем в эпоху информационного переизбытка, когда информация буквально давит на нас. И мы никак не можем этого избежать. Естественно, слишком много данных и сведений давят на нас, выводят из состояния равновесия и нередко провоцируют нервный кашель.
На фоне сложившейся сегодня ситуации поток людей с нервным кашлем увеличится, как только все выйдут на работу после изоляции, ведь темпы активной деятельности возрастут. А значит, следует аккуратно и плавно входить в рабочее состояние, чтобы не допустить перегрузов.
Очень важно следить за своей психикой, например, тренировать ее. Кроме того, необходимо побеспокоиться и о нормальном режиме дня. Вовремя ложиться спать, отдыхать, устраивать перерывы и психологические разгрузки. Перед сном нельзя долго находиться перед гаджетами, вообще лучше поудалять все соцсети, чтобы не тратить на них бесполезно время. Отличным решением станет читать бумажные книги, т. к. они хорошо расслабляют и обладают снотворным эффектом.
Для укрепления нервной системы стоит летом постараться отправиться на море. Дышать морским воздухом, любоваться морем, купаться — все это помогает укреплять нервную систему и оказывает благотворное влияние на психику, а значит, становится и отличной профилактикой развития нервного кашля.
При слишком сильных нервных перегрузках, например, в течение рабочего дня или если пришлось понервничать вечером, можно использовать успокоительные на растительной основе. Они позволяют расслабиться и не вызывают привыкания.
Крепкая психика позволит предупредить развитие нервного кашля и сохранит человеку здоровье.
Высшая нервная деятельность (ВНД)
Высшей нервной деятельностью (ВНД) называют сложный и взаимосвязанный набор нервных процессов, лежащих в основе поведения человека. ВНД обеспечивает максимальную приспособленность человека к условиям окружающей среды.
В основе ВНД лежат сложные электрические и химические процессы, происходящие в клетках коры больших полушарий головного мозга. Получая информацию через органы чувств, мозг обеспечивает взаимодействие организма с окружающей средой и поддерживает постоянство внутренней среды в организме.
В основе учения о высшей нервной деятельности лежат работы И. М. Сеченова — «Рефлексы головного мозга», И. П. Павлова (теория условных и безусловных рефлексов), П. К. Анохина (теория функциональных систем) и многочисленный ряд других работ.
Особенности высшей нервной деятельности человека:
- развитая психическая деятельность;
- речь;
- способность к абстрактно-логическому мышлению.
Начало созданию учения о высшей нервной деятельности было положено трудами великих русских учёных
И. М. Сеченова и И. П. Павлова.
Иван Михайлович Сеченов в книге «Рефлексы головного мозга» доказал, что рефлекс — это универсальная форма взаимодействия организма со средой, то есть рефлекторный характер имеют не только непроизвольные, но и произвольные, сознательные движения. Они начинаются с раздражения каких-либо органов чувств и продолжаются в мозге в виде определённых нервных явлений, приводящих к запуску поведенческих реакций.
Рефлекс — это ответная реакция организма на раздражение, происходящая при участии нервной системы.
И. М. Сеченов утверждал, что рефлексы головного мозга включают три звена:
- первое, начальное звено — это возбуждение в органах чувств, вызываемое внешними воздействиями.
- Второе, центральное звено — процессы возбуждения и торможения, протекающие в мозгу. На их основе возникают психические явления (ощущения, представления, чувства и т. д.).
- Третье, конечное звено — движения и действия человека, т. е. его поведение. Все эти звенья взаимосвязаны и обусловливают друг друга.
Сеченовым был сделан вывод, что мозг — это область непрерывной смены возбуждения и торможения. Два этих процесса постоянно взаимодействуют друг с другом, что приводит как к усилению, так и к ослаблению (задержке) рефлексов. Он также обратил внимание на существование врождённых рефлексов, которые достаются людям от предков, и приобретённых, которые возникают в течение жизни, являясь результатом обучения. Предположения и выводы И. М. Сеченова опережали своё время.
Продолжателем идей И. М. Сеченова стал И. П. Павлов.
Все рефлексы, возникающие в организме, Иван Петрович Павлов подразделил на безусловные и условные.
Безусловные рефлексы
Безусловные рефлексы наследуются потомством от родителей, сохраняются в течение всей жизни организма и воспроизводятся из поколения в поколение (постоянны). Они свойственны всем особям определённого вида, т. е. являются групповыми.
У безусловных рефлексов постоянные рефлекторные дуги, которые проходят через ствол головного мозга или через спинной мозг (для их осуществления необязательно участие коры больших полушарий головного мозга).
Различают пищевые, оборонительные, половые и ориентировочные безусловные рефлексы.
- Пищевые: отделение пищеварительных соков в ответ на раздражение рецепторов полости рта, глотание, сосательные движения у новорожденного.
- Оборонительные: отдёргивание руки, прикоснувшейся к горячему предмету или при болевом раздражении, кашель, чихание, мигание и др.
- Половые: с половыми рефлексами связан процесс размножения.
- Ориентировочный (его И. П. Павлов назвал рефлексом «что такое?») обеспечивает восприятие незнакомого раздражителя. Ориентировочный рефлекс появляется в ответ на новый раздражитель: человек настораживается, прислушивается, поворачивает голову, скашивает глаза, задумывается.
Благодаря безусловным рефлексам сохраняется целостность организма, поддерживается постоянство его внутренней среды и происходит размножение.
Сложная цепь безусловных рефлексов называется инстинктом.
Пример:
мать выкармливает и защищает своего ребёнка, птицы строят гнезда — это примеры инстинктов.
Условные рефлексы
Наряду с наследственными (безусловными) существуют рефлексы, которые приобретаются каждым человеком в течение жизни. Такие рефлексы индивидуальны, и для их формирования необходимы определённые условия, поэтому они были названы условными.
Условные рефлексы — рефлексы, которые приобретаются человеком в течение всей жизни.
У млекопитающих животных и человека дуги условных рефлексов проходят через кору больших полушарий головного мозга.
Каждый условный рефлекс — это результат определённого опыта, привычки.
Пример:
чтение, езда на автомобиле, выделение слюны при виде и запахе пищи — всё это примеры условных рефлексов.
Эти рефлексы могут исчезать.
Новые условные рефлексы формируются на основе старых условных рефлексов.
Источники:
Любимова З. В., Маринова К. В. Биология. Человек и его здоровье. 8 класс. — М.: Владос.
Лернер Г. И. Биология: Полный справочник для подготовки к ЕГЭ: АСТ, Астрель.
Рефлекс – это ответная реакция организма на раздражение рецепторов, осуществляемая нервной системой. Понятие «рефлекс» ввел Сеченов, он считал, что «рефлексы составляют основу нервной деятельности человека и животных». Павлов разделил рефлексы на условные и безусловные.
Рефлекторная дуга – это путь, по которому нервный импульс проходит при осуществлении рефлекса. Состав рефлекторной дуги:
1) Рецептор – чувствительное образование, способное реагировать на определенный вид раздражителя; преобразует раздражение в нервный импульс.
2) Чувствительный нейрон отправляет нервный импульс в центральную нервную систему (спинной или головной мозг), находится в заднем корешке спинного мозга.
безусловный рефлекс | условный рефлекс |
3) Вставочный нейрон | 3) такой-то центр коры больших полушарий 5) сякой-то центр коры больших полушарий |
4/6) Исполнительный (двигательный) нейрон отправляет нервный импульс к рабочему органу, находится в переднем корешке спинного мозга.
5/7) Рабочий (исполнительный) орган – мышца (сокращается), железа (выделяет секрет) и т.п.
Сравнение условных и безусловных рефлексов
безусловные | условные |
имеются с рождения | приобретаются в течение жизни |
в течение жизни не изменяются и не исчезают | могут изменяться или исчезать в течение жизни |
одинаковые у всех организмов одного вида | у каждого организма свои собственные, индивидуальные |
приспосабливают организм к постоянным условиям | приспосабливают организм к изменяющимся условиям |
рефлекторная дуга проходит через спинной мозг или ствол головного | временная связь образуется в коре больших полушарий |
Примеры | |
выделение слюны при попадании лимона в рот | выделение слюны при виде лимона |
сосательный рефлекс новорожденного | реакция 6-месячного ребенка на бутылочку с молоком |
чихание, кашель, отдергивание руки от горячего чайника | реакция кошки/собаки на кличку |
Выработка условного рефлекса
Условный (безразличный) раздражитель должен предшествовать безусловному (вызывающему безусловный рефлекс). Например: зажигается лампа, через 10 секунд собаке даётся мясо.
Торможение условных рефлексов
Условное (неподкрепление): лампа зажигается, но мяса собаке не дают. Постепенно слюноотделение на включенную лампу прекращается (происходит угасание условного рефлекса).
Безусловное: во время действия условного раздражителя возникает мощный безусловный. Например, во время включения лампы громко звенит звонок. Слюна не выделяется.
Еще можно почитать
ПОДРОБНЫЕ КОНСПЕКТЫ: Рефлекс, рефлекторная дуга, условные и безусловные рефлексы, Выработка и торможение условных рефлексов
ЗАДАНИЯ ЧАСТИ 2 ЕГЭ ПО ЭТОЙ ТЕМЕ
Задания части 1
Выберите один, наиболее правильный вариант. Центры условных рефлексов, в отличие от безусловных, расположены у человека в
1) коре больших полушарий
2) продолговатом мозге
3) мозжечке
4) среднем мозге
Выберите один, наиболее правильный вариант. Рефлексы, которые не могут быть усилены или заторможены по воле человека, осуществляются через нервную систему
1) центральную
2) вегетативную
3) соматическую
4) периферическую
Выберите один, наиболее правильный вариант. Слюноотделение у человека при виде лимона – рефлекс
1) условный
2) безусловный
3) защитный
4) ориентировочный
Выберите один, наиболее правильный вариант. Каковы особенности спинномозговых рефлексов у человека и млекопитающих животных
1) приобретаются в течение жизни
2) передаются по наследству
3) различны у разных особей
4) позволяют организму выжить в изменяющихся условиях среды
Выберите один, наиболее правильный вариант. Нервные импульсы передаются в мозг по нейронам
1) двигательным
2) вставочным
3) чувствительным
4) исполнительным
Выберите один, наиболее правильный вариант. Угасание условного рефлекса при неподкреплении его безусловным раздражителем – это
1) безусловное торможение
2) условное торможение
3) рассудочное действие
4) осознанный поступок
Выберите один, наиболее правильный вариант. Систему нейронов, воспринимающих раздражения, проводящих нервные импульсы и обеспечивающих переработку информации, называют
1) нервным волокном
2) центральной нервной системой
3) нервом
4) анализатором
Выберите один, наиболее правильный вариант. Условные рефлексы человека и животных обеспечивают
1) приспособление организма к постоянным условиям среды
2) приспособление организма к меняющемуся внешнему миру
3) освоение организмом новых двигательных умений
4) различение животными команд дрессировщика
Выберите один, наиболее правильный вариант. Чувствительные нейроны в трехнейронной рефлекторной дуге соединены с
1) отростками вставочных нейронов
2) телами вставочных нейронов
3) двигательными нейронами
4) исполнительными нейронами
Выберите один, наиболее правильный вариант. Реакция ребенка на бутылочку с молоком – это рефлекс, который
1) передается по наследству
2) формируется без участия коры больших полушарий
3) приобретаются в течение жизни
4) сохраняется в течение всей жизни
Выберите один, наиболее правильный вариант. Условное (внутреннее) торможение
1) зависит от типа высшей нервной деятельности
2) появляется при возникновении более сильного раздражителя
3) вызывает формирование безусловных рефлексов
4) наступает при угасании условного рефлекса
Выберите один, наиболее правильный вариант. Основу нервной деятельности человека и животных составляет
1) мышление
2) инстинкт
3) возбуждение
4) рефлекс
Выберите один, наиболее правильный вариант. При выработке условного рефлекса условный раздражитель должен
1) действовать через 2 часа после безусловного
2) следовать сразу после безусловного
3) предшествовать безусловному
4) постепенно ослабляться
Выберите один, наиболее правильный вариант. Нервные импульсы от рецепторов в центральную нервную систему проводят
1) чувствительные нейроны
2) двигательные нейроны
3) чувствительные и двигательные нейроны
4) вставочные и двигательные нейроны
ДУГА СТРОЕНИЕ
Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Рецепторы – это нервные окончания в организме человека, которые
1) воспринимают информацию из внешней среды
2) воспринимают импульсы из внутренней среды
3) воспринимают возбуждение, передающееся к ним по двигательным нейронам
4) располагаются в исполнительном органе
5) преобразуют воспринимаемые раздражения в нервные импульсы
6) реализуют ответную реакцию организма на раздражение из внешней и внутренней среды
Выберите три варианта. В нервной системе человека вставочные нейроны передают нервные импульсы
1) с двигательного нейрона в головной мозг
2) от рабочего органа в спинной мозг
3) от спинного мозга в головной мозг
4) от чувствительных нейронов к рабочим органам
5) от чувствительных нейронов к двигательным нейронам
6) из головного мозга к двигательным нейронам
Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какими особенностями обладают вставочные нейроны в соматической нервной системе человека?
1) осуществляют связь между чувствительными и исполнительными нейронами
2) входят в состав задних корешков спинного мозга
3) входят в состав передних корешков спинного мозга
4) образуют основную массу серого вещества спинного мозга
5) осуществляют передачу нервных импульсов к внутренним органам
6) осуществляют передачу нервных импульсов на двигательные нейроны
Установите соответствие между функциями и типами нейронов: 1) чувствительные, 2) вставочные, 3) двигательные. Запишите цифры 1, 2, 3 в порядке, соответствующем буквам.
А) передача нервных импульсов от органов чувств в мозг
Б) передача нервных импульсов от внутренних органов в мозг
В) передача нервных импульсов к мышцам
Г) передача нервных импульсов к железам
Д) передача нервных импульсов от одного нейрона к другому
Проанализируйте таблицу «Нейроны». Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин из приведенного списка.
1) центростремительный
2) двигательный
3) оболочки мозга
4) серое вещество спинного мозга
5) белое вещество спинного мозга
6) передача нервного импульса от рецепторов в ЦНС
7) передача нервного импульса от ЦНС к рабочему органу
8) передача нервного импульса к внутренним органам
Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку, на котором изображено строение рефлекторной дуги. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) рецептор
2) передний корешок спинного мозга
3) серое вещество спинного мозга
4) двигательный нейрон в заднем корешке спинного мозга
5) тело двигательного нейрона
6) вставочный нейрон
ДУГА БЕЗУСЛОВНОГО
1. Установите последовательность звеньев рефлекторной дуги рефлекса потоотделения. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) возникновение в рецепторах нервных импульсов
2) потоотделение
3) возбуждение двигательных нейронов
4) раздражение рецепторов кожи, воспринимающих тепло
5) передача нервных импульсов к потовым железам
6) передача нервных импульсов по чувствительным нейронам в ЦНС
2. Установите последовательность проведения нервного импульса в рефлекторной дуге, обеспечивающей один из механизмов терморегуляции в организме человека. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) передача нервного импульса по чувствительному нейрону в центральную нервную систему
2) передача нервного импульса на двигательные нейроны
3) возбуждение терморецепторов кожи при понижении температуры
4) передача нервного импульса на вставочные нейроны
5) уменьшение просвета кровеносных сосудов кожи
3. Установите последовательность звеньев рефлекторной дуги спинномозгового рефлекса. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1) вставочный нейрон
2) аксон чувствительного нейрона
3) рецептор
4) исполнительный орган
5) тело чувствительного нейрона
6) двигательный нейрон
4. Расположите в правильном порядке элементы рефлекторной дуги коленного рефлекса человека. Запишите в ответе цифры в порядке, соответствующем буквам.
1) Двигательный нейрон
2) Чувствительный нейрон
3) Спинной мозг
4) Рецепторы сухожилия
5) Четырёхглавая мышца бедра
5. Установите последовательность процессов безусловного слюноотделительного рефлекса при попадании пищи в ротовую полость. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) анализ сигнала в центре продолговатого мозга
2) возбуждение вкусовых рецепторов
3) передача возбуждения в пищевой центр продолговатого мозга
4) выделение слюны
5) передача возбуждения к слюнной железе
ДУГА + СПИННОЙ МОЗГ
1. Установите последовательность передачи нервного сигнала по рефлекторной дуге. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) передний корешок спинномозгового нерва
2) рецептор
3) задний корешок спинномозгового нерва
4) скелетная мышца
5) тело вставочного нейрона
6) тело чувствительного нейрона
2. Установите последовательность прохождения нервного импульса в рефлекторной дуге кожного болевого рефлекса
1) задний корешок спинномозгового нерва
2) спинной мозг
3) мышца
4) болевой рецептор
5) передний корешок спинномозгового нерва
3. Установите последовательность процессов, возникающих при реализации коленного рефлекса. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1) передача возбуждения на мышечные волокна четырёхглавой мышцы бедра
2) непроизвольное разгибание голени
3) движение импульсов по волокнам бедренного нерва к задним рогам спинного мозга
4) передача импульсов на аксоны моторных нейронов
5) возбуждение рецепторов растяжения в четырёхглавой мышце бедра
ДУГА УСЛОВНОГО
1.
Установите последовательность передачи нервного импульса по дуге условного слюноотделительного рефлекса у человека на звонок. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) слуховой центр коры мозга
2) чувствительный нейрон
3) рецепторы слуха
4) временная связь
5) центр слюноотделения
6) слюнные железы
7) двигательный нейрон
2.
Установите правильную последовательность передачи нервного импульса по дуге слюноотделительного рефлекса у человека на вид пищи. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) центр слюноотделения коры головного мозга
2) чувствительный нейрон
3) двигательный нейрон
4) зрительный центр коры головного мозга
5) слюнные железы
6) рецепторы глаза
3. Установите последовательность частей рефлекторной дуги при прохождении по ней нервного импульса. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) чувствительный нейрон
2) рабочий орган
3) вставочный нейрон
4) отдел коры больших полушарий
5) рецептор
6) двигательный нейрон
БЕЗУСЛОВНЫЕ
1. Выберите три варианта. Особенность безусловных рефлексов заключается в том, что они
1) возникают в результате многократного повторения
2) являются признаком, характерным для отдельной особи вида
3) являются генетически запрограммированными
4) характерны для всех особей вида
5) являются врожденными
6) не передаются по наследству
2. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Безусловные рефлексы, обеспечивающие жизнедеятельность организма человека,
1) сформировались в относительно постоянных условиях среды
2) сформировались в процессе исторического развития
3) для своей работы требуют работы больших полушарий
4) для своей работы требуют нескольких повторений
5) учащение пульса и дыхания во время работы
6) выделение слюны при запахе шашлыка
БЕЗУСЛОВНЫЕ КРОМЕ
Выберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны. Безусловные рефлексы
1) наследуются
2) индивидуальны
3) одинаковы у всех особей вида
4) контролируются только спинным мозгом
5) приобретаются в течение жизни
БЕЗУСЛОВНЫЕ – УСЛОВНЫЕ ПРИЗНАКИ
1. Установите соответствие между значением рефлекса и его видом: 1) безусловный, 2) условный. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) обеспечивает инстинктивное поведение
Б) обеспечивает приспособление организма к условиям окружающей среды, в которых обитали многие поколения данного вида
В) позволяет приобрести новый опыт
Г) определяет поведение организма в изменившихся условиях
2. Установите соответствие между видами рефлексов и их характеристиками: 1) условные, 2) безусловные. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) являются врожденными
Б) приспособления к новым появляющимся факторам
В) рефлекторные дуги формируются в процессе жизнедеятельности
Г) одинаковы у всех представителей одного вида
Д) лежат в основе обучения
Е) постоянны, практически не затухают в течение жизни
3. Установите соответствие между характеристиками и видами рефлексов: 1) безусловные, 2