История болезни кандидозный стоматит
Кандидозный стоматит, оральный кандидоз, кандидоз слизистой полости рта, а в простонародье — молочница – все это синонимы одного и того же заболевания, причиной которой является дрожжеподобные грибы. Казалось бы, в ротовой полости всего хватает (!самая грязная среда в организме!), но точно не грибы. Но нет, эти грибочки живут себе на эпителии и при наличии условий превращаются в патогены. В статье рассмотрим этиологию, симптомы и диагностику кандидозного стоматита.
ЭТИОЛОГИЯ КАНДИДОЗНОГО СТОМАТИТА
Этиология канидозного стоматита, как вы могли понять выше, проста. То есть причиной кандидозного стоматита дрожжеподобные грибы рода Candida. Давайте – ка с ними и познакомимся. Эти грибы относят к несовершенным грибам, ДЕЙТЕРОМИЦЕТАМ,которые имеют сложное строение. Во – первых, у них есть клеточная стенка, которая состоит из 5-6 слоев, во-вторых, есть перфоративный орган, воздействующий на клетки хозяина, в-третьих, имеет существенные отличия в сравнении с другими дрожжеподобными грибами.
Отличие грибов рода Candida от других дрожжеподобных грибов в следующем:
- Способность расти в среде с температурой 30 -37 градусов цельсия;
- Оптимальная среда — слабокислая/кислая (pH = 5,8 – 6,5)$
- Способность ферментатировать углеводы (основной источник питания);
- Аэробы (любят кислород);
- Выбирают среды с гликогеном.
Вообще кандиды условно –патогенные грибы, это значит, что при отстутствии факторов,они в принципе безопасны. Но как только проиходит изменения в этом балансе, они становятся патогенными. То есть нужно знать и понимать, какие именно условия приводят к активации патогенности грибов рода Candida. Ведь здесь главную роль играют не факторы патогенности, а состояние иммунной защиты человеческого организма. Конечно, патогенность грибов рода Candida для животных и человека различна. Для человека наиболее опасной является Candida albicans, для детей – Candida tropicalis.
ПРЕДРАСПОЛАГАЮЩИЕ ФАКТОРЫ К КАНДИДОЗНОМУ СТОМАТИТУ
Факторы, которые способствуют активации патогенных факторов кандидами, следующие:
- Снижение защитных сил организма – иммунитета (и кто еще помнит что-либо, то уточню: именно клеточного иммунитета);
- Наличие врожденных или приобретенных иммунодефицитов;
- Нарушения обменных процессов, эндокринные нарушения (например, сахарный диабет, аменорея, железодефицитные состояния и тп)
- Авитаминозы (в особенсти по витаминам В1, В2, В12, которые участвуют в подавлении действия микроорганизмов)
- Острые инфекционные заболевания, либо же обострения хронических заболеваний;
- Заболевания женских половых органов;
- Длительный прием оральных контрацептивов;
- Беременность;
- Ожоги больших размеров;
- Рахит;
- Недоношенность;
- Онкология;
- Болезни желудочно – кишечного тракта;
- Прием антибиотиков, больших доз наркотиков, иммунодепрессантов;
- Уловия труда. Было замечено, что люди, работающие на гидролизно-дрожжевых заводах, на заводах по производстве антибиотиков, пива и других алкогольных напитков, чаще других болеют кандидозным стоматитом;
- Несоблюдение правил личной гигиены;
- Несоблюдение чистоты и порядка в предметах домашнего обиходы (кандиды могут находится на детских игрушках, тарелках, чашках и тп);
- Употребление немытых овощей, фруктов;
- У детей – грудничков чаще всего кандидозный стоматит образуется при их перегревании, то есть при ношении тесных пижамок, объемное пеленание и тп.
- Икусственное вскармливание детей до 6 месяцев;
- Ятрогенные факторы: острые крач пломб, неправльно подогнанные зубные протезы, химические ожоги формалином, мышьяковистыми пастами и тп. То есть все, что приводит к нарушению целостности слизистой полости рта.
Как видно, причин и фактоов к активации Кандид, очень много. Поэтому подход к лечению должен быть адекватным, и лечить в первую очередь нужно ПРИЧИНУ, а уж потом и проявления.
ПАТОГЕНЕЗ КАНДИДОЗНОГО СТОМАТИТА
Патогенез кандидозного стоматита достаточно прост: гриб располагается на поверхности слизистой полости рта либо на поверхности кожи, и при отсутствии повреждения или провоцирующих факторов — не проникает внутрь эпителия; при наличии, понятно, проникает и начинается видимая патология.
Однако, это только два из ПЯТИ механизмов действия грибов на организм. Кандидоз – это очень серьезная проблема, ведь он способен распростроняться и на органы. Так,после проникновения в эпителий, Кандида способна взаимодействовать с макрофагами и нейтрофилами. После чего проникает в клетки таких органов как печень, сердце,почки – образуются гранулемы. И самый последний и зловещий этап – проникновение в кровь и развитие кандидемии. После чего наступает смерть.
Поэтому, дабы этого не допустить, читаем дальше и запоминаем J
КЛАССИФИКАЦИЯ КАНДИДОЗНОГО СТОМАТИТА
- Классификация кандидозного стоматита по МКБ -10:
- АОО-В99 Некоторые инфекционные и паразитарные болезни;
- В35-В49 Микозы;
- В37 Кандидоз
- В37.0 Кандидозный стоматит – молочница полости рта.
- Классификация кандидозного стоматита Н.Д.Шеклаков:
- Поверхностный кандидоз слизистых оболочек, кожи, ногтей;
- Хронический генерализованный (гранулематозный) кандидоз;
- Висцеральный (системный) кандидоз.
- По течению:
- Острый псевдомембранозный кандидоз (молочница);
- Острый атрофический кандидоз;
- Хронический гиперпластичесий кандидоз;
- Хронический атрофический кандидоз.
СИМПТОМЫ КАНДИДОЗНОГО СТОМАТИТА
В дальнейшем мы рассмотрим симптомы кандидозного стоматита, даже каждую форму отдельно. Здесь я только укажу общие симптомы, с которыми может обратиться за помощью пациент.
Симтомы кандидозного стоматита:
- Боль при приеме пищи;
- Боль в покое;
- Жжение;
- Зуд;
- Сухость ротовой полости;
- Неприятный запах изо рта;
- Наличие пятен на слизистой;
- Извращение (изменение) вкуса;
- Кровоточивость десен;
- Увеличение лимфатическх узлов;
- Повышение температуры тела;
Чаще всего ранки располагаются на слизистой оболочке щек, небных миндалин и губ со внутренней стороны. Реже всего на языке и под языком.
ДИАГНОСТИКА КАНДИДОЗНОГО СТОМАТИТА
Диагностика кандидозного стоматита будет основываться на основании данных пациента и клинического осмтра специалистом. Кроме этого, для подтверждения диагноза КАНДИДОЗНЫЙ стоматит необходимо проводить лабораторную диагностику. Для этого делаю соскоб (мазок) с поверхности и отсылают в лабораторию. В лаборатории материалы исследуются в 2 направлениях:
- Посевы на питательные среды — среда Сабуро, сусло – агар или кандида – агар;
- Микроскопия окрашенных мазков.
Выделение 300 колоний в 1 мл говорит о кандидоносительстве. Обнаружение большего числа колоний при первичном посеве указывает на кандидоз. Но диагноз подтвердится только при повторном посеве и когда числа будут выше,чем 300 колоний на 1 мл.
ОСТРЫЙ ПСЕВДОМЕМБРАНОЗНЫЙ КАНДИДОЗ
Острый псевдомембранозный кандидоз является самой частой формой кандидоза слизистой оболочки ротовой полости. Имено острый псевдомембранозный кандидоз и есть молочница, а не какие-либо другие виды кандидоза. Это я к тому, что не любой стоматит или кандидоз – молчница. Чаще болеют грудничик и ослабленные взрослые.
Симптомы острого псевдомембраозного канидоза:
- Жалобы на отказ ребенка от вскармливания;
- Дети вялые и капризные;
- Жалобы на боль при приеме пищи, жжение и сухость во рту.
Клиника острого псевдомембраозного канидоза:
На слизистой оболочке полости рта — белые либо же сине- белые пятна – налет, на подобие «творожистых масс». Которые в некоторых случаях легко соскабливаются и обнажается гиперемированная поверхность. В других случаях налет трудно соскабливается, кровоточит, открывается эрозированная поверхность. Процесс чаще затрагивает язык, небо, губы, но может распростроняться на глотку, гортань и пищевод. При отсутсвии леченияострый псевдомембранозный кандидоз переходит в острый атрофический кандидоз.
ОСТРЫЙ АТРОФИЧЕСКИЙ КАНДИДОЗ
Симптомы острого атрофического кандидоза:
- Жалобы на сухость и жжение во рту;
- Боль при жевании, при разговоре;
- Невозможность открыть рот более широко;
- Жалобы на чешуйки на губах;
- На сухость и трещины губ.
Клиника острого атрофического кандидоза:
Клиника острого кандидозного стоматита отличается от клиники острого псевдомембранозного канидоза ОТСУТСТВИЕМ налета.
При остром атрофическом кандидозе слизистая гиперемированная, она прям оооочень красная, ее называют огненной, еще и сухая, что затрудняет открывание полости рта. Налета нет. На языке атрофия сосочков (то есть сглаженность рисунка), язык гладкий и ярко-красный. Могут быть отпечатки зубов на языке. Красная кайма губ гиперемирована, сухая, с наличием серых чешуек. В углах губ – трещины и эрозии.
ХРОНИЧЕСКИЙ ГИПЕРПАСТИЧЕСКИЙ КАНДИДОЗ
Симптомы хронического гиперпластического кандидоза:
- Жалобы на боль при приеме острой, горячей пищи;
- Извращение (изменение) вкуса;
- Жжение во рту.
Клиника хронического гиперплачтиского кандидоза:
На гиперемированной слизистой отмечают появление бляшек («булыжная мостовая»). Бляшки серо- белые, плотно спаянные со слизистой, что при снятии способствует кровоточивости и болезненности. Чаще всего находятся на спинке языке. Могут распростроняться на миндалины, зев, горло и пищевод.
ХРОНИЧЕСКИЙ АТРОФИЧЕСКИЙ КАНДИДОЗ
Чаще всего хроничский атрофический кандидоз ставят как диагноз у пациентов с наличием протезов рту.
Симптомы хронического атрофического кандидоза:
- Жалобы на жжение;
- Жалобы на бль при приеме пищи;
- Жалобы на сухость во рту
Клиника хронического атрофического кандидоза:
Слизистая под протезным ложем отечна и гиперемирована. В отдельных местах легко снимающийся белый налет. При снятии белого налета – гиперемированная поверхность. В углах рта – эрозии, покрытые так же белым налетом. Может отмечаться поражение языка: язык гладкий, сосочки атрофированы, отпечатки зубов на языке. В некоторых случаях отмечают гипертрофию нитевидных сосочков – «черный волосатый язык»
ЛЕЧЕНИЕ КАНДИДОЗНОГО СТОМАТИТА
Лечение кандидозного стоматита должно быть строго индивидуальным. Ведь чаще всего, как я уже говорила раньше, кандидозный стоматит является вторичным заболеванием, поэтому необходимо в первую очередь искать причину и ее устранять.
Лечение кандидозного стоматита должно быть как общим, так и местным.
Общее лечение кандидозного стоматита заключается в:
- Назначении общеукрепляющей терапии;
- Назначении противогрибковых препаратов;
- Назначении диет с исключением сладостей и других углеводов. Пища должна быть богата клетчаткой.
Предпочтение отдают полиеновым антибиотикам как основное средство для лечения кандидозного стоматита. Примерами препаратов будут нистатин, леворин (желательно таблетку рассасывать и выбрасывать, так как полиеновые антибиотики плохо усваиваются организмом). Назначают паралелльно поливитаминные комплексы с витаминами групп В, кальцием и железом. Проводят и десенсебилизирующую терапию препаратми типа димедрол, супрастин.
Местное лечение кандидозного стоматита заключается в:
- В аппликации слизистой полиеновыми антибиотиками в виде растворов или мазей в течение 14 дней, по 3-4 раза на день;
- В назначении щелочных аппликаций 2-4% раствором гидрокарбоната натрия.
- Проводится тщательная санация полости рта, профессиональная гигиена, замена старых и неррациональных ортопедических конструкций.
ПРОФИЛАКТИКА КАНДИДОЗНОГО СТОМАТИТА
Профилактика кандидозного стоматита включает в себя:
- Грамотное назначение и употреблени антибиотиков, антидепрессантов и тп;
- Своевременное лечение заболеваний;
- Планирование беременности;
- Тщательная уборка комнат;
- Уотрбеление только мытых овощей и фруктов, свежего мяса и молочных продуктов;
- Посещать стоматолога не реже 1 раза в полгода;
- Мамы должны обеспечивать малышу чистый соски, бутылочки, не пренебрегать гигиеной.
Спасибо за прочтение! Берегите себя и своих близких! ????
Статья написана Шидловской Н. специально для сайта OHI-S.COM. Пожалуйста, при копировании материала не забывайте указывать ссылку на текущую страницу.
Источник
Ïîíÿòèå è îáùàÿ õàðàêòåðèñòèêà îñòðîãî ãåðïåòè÷åñêîãî ñòîìàòèòà, åãî êëèíè÷åñêàÿ êàðòèíà è ñèìïòîìàòèêà. Ïîðÿäîê ïðîâåäåíèÿ äèôôåðåíöèðîâàííîé äèàãíîñòèêè è ïîñòàíîâêà îêîí÷àòåëüíîãî äèàãíîçà. Ðàçðàáîòêà ñõåìû ëå÷åíèÿ è ïðîãíîç íà âûçäîðîâëåíèå.
Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.
Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/
Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/
Îñòðûé ïñåâäîìåìáðàíîçíûé êàíäèäîç òÿæåëîé ñòåïåíè
1. Æàëîáû
Æàëîáû ñî ñëîâ ïàöèåíòà: áîëåçíåííûå îùóùåíèÿ â ïîëîñòè ðòà.
Æàëîáû ñî ñëîâ ìàòåðè: íà êàïðèçíîñòü è âÿëîñòü ðåáåíêà, ïëîõîé ñîí, îòêàç îò ïðèåìà ïèùè, íàëè÷èå íàëåòà â ðîòîâîé ïîëîñòè.
2. Anamnesisvitae
1. Àíòåíàòàëüíûé ïåðèîä. Âòîðàÿ áåðåìåííîñòü. Áåðåìåííîñòü ïðîòåêàëà áåç ïàòîëîãèè. Çàáîëåâàíèÿ âî âðåìÿ áåðåìåííîñòè îòðèöàåò. Â ïåðâîì òðèìåñòðå òîêñèêîçà íå áûëî, ïèòàíèå âî âðåìÿ áåðåìåííîñòè – íîðìàëüíîå.
2. Èíòåðíàòàëüíûé ïåðèîä: ðîäû ïðîøëè â ñðîê, áåç îñëîæíåíèé.
3. Ïîñòíàòàëüíûé ïåðèîä:
Ðîäû ïðîøëè íà 39 íåäåëå. Äîíîøåííûé.
Ðîñò ïðè ðîæäåíèè – 45 ñì.
Âåñ ïðè ðîæäåíèè – 3300ã.
 ãðóäíè÷êîâîì ïåðèîäå ðåáåíîê ðàçâèâàëñÿ ñîãëàñíî âîçðàñòó, êîðìëåíèå èñêóññòâåííîå. Ðåáåíîê ïðèáàâëÿë â âåñå ñîîòâåòñòâåííî íîðìàì. Íà ïåðâîì ãîäó æèçíè íå áîëåë, ïðèåìà àíòèáèîòèêîâ íå áûëî. Ïðèâèâêè îò ãåïàòèòà B, ÁÖÆ, ÀÊÄÑ, ïîëèìèåëèòà, êîðè, êðàñíóõè, ñâèíêè ñäåëàíû. Ïåðâûì ïðîðåçàëñÿ öåíòðàëüíûé ðåçåö â 7 ìåñ., áîêîâîé ðåçåö – â 11 ìåñ., âðåìåííûé êëûê â 18 ìåñ., ïåðâûé ìîëÿð – â 16 ìåñ., âòîðîé ìîëÿð – â 24 ìåñ.
Ãèãèåíà ïîëîñòè ðòà: ïîñëå ïðîðåçûâàíèÿ ó ðåáåíêà ïåðâûõ çóáîâ, ìàòü íå ÷èñòèëà èõ, íå ñ÷èòàÿ ýòî îáÿçàòåëüíûì, â íàñòîÿùåå âðåìÿ ÷èñòêà çóáîâ îäèí ðàç â äåíü – óòðîì. Ñî ñëîâ ìàòåðè ðåáåíîê æóåò àêòèâíî. Ôîðìèðîâàíèå çóáîâ ñîãëàñíî âîçðàñòó. Âðåäíûå ïðèâû÷êè: íåò. Ðàçâèòèå ðåáåíêà ñîîòâåòñòâóåò âîçðàñòó, ïèòàíèå ïîëíîöåííîå.
Îðãàíèçîâàíî ïîñåùàëà ÿñëè, à çàòåì è äåòñêèé ñàä.
Ïåðåíåñåííûå è ñîïóòñòâóþùèå çàáîëåâàíèÿ: 2 íåäåëè íàçàä ïåðåáîëåëà àíãèíîé. ÑÏÈÄ, ÂÈ×, ãåïàòèò, òóáåðêóëåç, ñèôèëèñ îòðèöàåò.
Àëëåðãîëîãè÷åñêèé àíàìíåç íå îòÿãîùåí.
Áûòîâîé àíàìíåç – æèâåò ñ ðîäèòåëÿìè â îòäåëüíîé 2-êîìíàòíîé êâàðòèðå, îáñòàíîâêà â ñåìüå õîðîøàÿ, ïèòàåòñÿ ðåãóëÿðíî.
3. Anamnesismorbi
3 íåäåëè íàçàä ïåðåáîëåëà àíãèíîé, ëå÷åíèå ïðîâîäèë âðà÷-ïåäèàòîð. Îêîëî íåäåëè íàçàä ðåáåíîê ñòàë êàïðèçíûì, âÿëûì, îòêàçûâàåòñÿ îò ïðèåìà ïèùè, çàòåì ïîÿâèëñÿ áåëûé,» ïîõîæèé íà òâîðîã», íàëåò íà ñëèçèñòîé îáîëî÷êå ïîëîñòè ðòà è íà ãóáàõ. Ïîëîñêàëè ðîò ðàñòâîðîì ðîìàøêè, ñîñòîÿíèå íå óëó÷øàëîñü.
4. Ñîñòîÿíèå áîëüíîãî â íàñòîÿùåå âðåìÿ
Îáùåå ñîñòîÿíèå áîëüíîãî: óäîâëåòâîðèòåëüíîå.
Ïîëîæåíèå:àêòèâíîå.
Ñîñòîÿíèå ñîçíàíèÿ: ÿñíîå
Êîæíûå ïîêðîâû áëåäíûå
Ðîñò – 97 ñì
Ñòåïåíü ôèçè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ ðåáåíêà ñîîòâåòñòâóåò âîçðàñòó. Òóðãîð êîæè â íîðìå. Ñûïè, êðîâîèçëèÿíèé, ðàñ÷åñîâ, øåëóøåíèé è ÿçâ íå âûÿâëåíî. Ïîäêîæíàÿ æèðîâàÿ êëåò÷àòêà ðàâíîìåðíî ðàñïðåäåëåíà, óìåðåííî ðàçâèòà.
×ÄÄ ïðèìåðíî 26, ïóëüñ 100 óä â ìèí. Òåìïåðàòóðà òåëà 36,6.
Âíåøíèé îñìîòð ÷åëþñòíî-ëèöåâîé îáëàñòè:
Ëèöî ïðîïîðöèîíàëüíîå, áåç îòåêîâ. Êîæíûå ïîêðîâû áëåäíîãî îêðàñà, òóðãîð ñîõðàíåí. Ãóáû íîðìàëüíîãî ðàçìåðà è ôîðìû. Îòêðûâàíèå ðòà ñâîáîäíîå. Äâèæåíèÿ â íèæíå÷åëþñòíîì ñóñòàâå ïëàâíûå, áåñøóìíûå. Áîëåçíåííîñòü, õðóñò, ùåëêàíüå îòñóòñòâóþò. Ïðè ïàëüïàöèè òî÷êè Âàëå áåçáîëåçíåííû.
Ïîäíèæíå÷åëþñòíûå ëèìôàòè÷åñêèå óçëû ïàëüïèðóþòñÿ, ïîäâèæíû, íå ñïàÿíû ñ îêðóæàþùèìè òêàíÿìè.
Îñìîòð ïðåääâåðèÿ ïîëîñòè ðòà: ãëóáèíà ïðåääâåðèÿ ðòà îêîëî 0,8 ñì. Ïðèêðåïëåíèå óçäå÷åê âåðõíåé è íèæíåé ãóáû âíå ìåæçóáíîãî ñîñî÷êà. Ñëèçèñòàÿ îáîëî÷êà ïðåääâåðèÿ ïîëîñòè ðòà, ùåê ãèïåðåìèðîâàíà, îòå÷íà, ïîêðûòà ãðÿçíî-ñåðîé ïëåíêîé. Ïëåíêè ñ òðóäîì
ñíèìàþòñÿ øïàòåëåì, ïîñëå ÷åãî îáíàæàåòñÿ îòå÷íàÿ
ãèïåðåìèðîâàííàÿ ñëèçèñòàÿ îáîëî÷êà.
Ïðè ñòèìóëÿöèè îêîëîóøíîé ñëþííîé æåëåçû èç ïðîòîêà ïîëó÷åí âÿçêèé è òÿãó÷èé ñåêðåò áåç ïàòîëîãè÷åñêèõ âêëþ÷åíèé.
Îñìîòð ñîáñòâåííî ïîëîñòè ðòà: ñëèçèñòàÿ îáîëî÷êà ÿçûêà, ùåê,
ßçûê ðîçîâîãî öâåòà, îáëîæåí íàëåòîì, ñîñî÷êè áåç ïàòîëîãè÷åñêèõ èçìåíåíèé, óìåðåííî óâëàæíåí, öåëîñòíîñòü íå íàðóøåíà, äåñêâàìàöèé, òðåùèí, ÿçâ íå âûÿâëåíî. Îòïå÷àòêîâ çóáîâ íà ïîâåðõíîñòè ÿçûêà íåò. Óçäå÷êà ÿçûêà 2.5 ñì
Çóáíàÿ ôîðìóëà:
Êëèíè÷åñêàÿ:
î
V IV III II I I II III IV V
V IV III II I I II III IV V
î
Ôîðìóëà ÂÎÇ
î | |||||||||
5.5 | 5.4 | 5.3 | 5.2 | 5.1 | 6.1 | 6.2 | 6.3 | 6.4 | 6.5 |
8.5 | 8.4 | 8.3 | 8.2 | 8.1 | 7.1 | 7.2 | 7.3 | 7.4 | 7.5 |
î |
Àíîìàëèé ôîðìû, ïîëîæåíèÿ è âåëè÷èíû çóáîâ íå îáíàðóæåíî. Öâåò çóáîâ áåëûé ñ ãîëóáûì îòòåíêîì.
Íåêàðèîçíûå ïîðàæåíèÿ çóáîâ (ãèïîïëàçèÿ, ôëþîðîç, êëèíîâèäíûé äåôåêò, ñòèðàíèå) îòñóòñòâóþò.
Ïàòîëîãè÷åñêèõ ïàðàäîíòàëüíûõ êàðìàíîâ íå âûÿâëåíî.
Èã óäîâëåòâîðèòåëüíûé (1.7 áàëëà), èíäåêñ PMA = 0
Ïðèêóñ: âðåìåííûé.
Status localis:
Ñëèçèñòàÿ îáîëî÷êà ãóá, ùåê, äåñíû îòå÷íà è ãèïåðåìèðîâàíà. Íà ñëèçèñòîé îáîëî÷êå ùåê, ïåðåõîäíîé ñêëàäêè èìåþòñÿ áåëûé íàëåò
Äåñíà áëåäíî ðîçîâîãî öâåòà óìåðåíî óâëàæíåíà.
Íà ãóáàõ èìåþòñÿ áîëåçíåííûå êîðî÷êè.
5. Ïðåäâàðèòåëüíûé äèàãíîç è åãî îáîñíîâàíèå
Îñòðûé ïñåâäîìåìáðàíîçíûé êàíäèäîç òÿæåëîé ñòåïåíè.
Æàëîáû ñî ñëîâ ïàöèåíòà: áîëåçíåííûå îùóùåíèÿ â ïîëîñòè ðòà.
· Æàëîáû ñî ñëîâ ìàòåðè: íà êàïðèçíîñòü è âÿëîñòü ðåáåíêà, ïëîõîé ñîí, îòêàç îò ïðèåìà ïèùè, íàëè÷èå íàëåòà â ðîòîâîé ïîëîñòè.
· Äàííûõ àíàìíåçà: 2 íåäåëè íàçàä ïåðåáîëåëà ÎÐÂÈàíãèíîé, ëå÷åíèå ïðîâîäèë âðà÷-ïåäèàòîð. Îêîëî íåäåëè íàçàä ðåáåíîê ñòàë êàïðèçíûì, âÿëûì, îòêàçûâàåòñÿ îò ïðèåìà ïèùè, çàòåì ïîÿâèëñÿ áåëûé,» ïîõîæèé íà òâîðîã», íàëåò íà ñëèçèñòîé îáîëî÷êå ïîëîñòè ðòà è íà ãóáàõ. Ïîëîñêàëè ðîò ðàñòâîðîì ðîìàøêè, ñîñòîÿíèå íå óëó÷øàëîñü.
6. Äîïîëíèòåëüíûå ìåòîäû èññëåäîâàíèÿ
Îáùèé àíàëèç êðîâè îò 6.02.16:
4,16 õ 10 ýðèòðîöèòû 12/ë
131 ã./ë ãåìîãëîáèí
12,7 õ 10 ëåéêîöèòû 9/ë
5% ýîçèíîôèëû
3% ïàëî÷êîÿäåðíûå
54% ñåãìåíòîÿäåðíûå
32% ëèìôîöèòû
6% ìîíîöèòû
4 ìì/÷àñ ÑÎÝ
1. Êóëüòóðàëüíîå èññëåäîâàíèå
Êîëè÷åñòâî ãðèáîâ 3000-10000 – ïðèçíàê êàíäèäîçà.
2. Mèêðîñêîïèÿ ìàçêîâ, îêðàøåííûõ ìåòèëåíîâûì ñèíèì ïî Ãðàìó;
Ïðè ìèêðîñêîïèè â ïàòîëîãè÷åñêîì ìàòåðèàëå âèäíû îêðóãëûå êëåòêè – áëàñòîñïîðû ðàçìåðîì 2 õ 4 õ 7 ìêì.
7. Äèôôåðåíöèàëüíûé äèàãíîç
Êàíäèäîç â ïîëîñòè ðòà ñëåäóåò äèôôåðåíöèðîâàòü ñ:
§ëåéêîïëàêèåé (ïëîñêîé è âåððóêîçíîé ôîðìû);
§ ñ êðàñíûì ïëîñêèì ëèøàåì (òèïè÷íîé ôîðìîé);
§àëëåðãè÷åñêèì ñòîìàòèòîì è àëëåðãè÷åñêèì õåéëèòîì;
§àêòèíè÷åñêèì õåéëèòîì;
§ñòðåïòîêîêêîâîé çàåäîé;
§õðîíè÷åñêèì ðåöèäèâèðóþùèì àôòîçíûì ñòîìàòèòîì;
§ ïðîñòûì ãåðïåñîì;
§ñèôèëèòè÷åñêîé ïàïóëîé;
§ìÿãêîé ëåéêîïëàêèåé.
Êàíäèäîç ñëåäóåò äèôôåðåíöèðîâàòü:
Ëåéêîïëàêèåé (ïëîñêîé è âåððóêîçíîé ôîðìû), äëÿ êîòîðîé õàðàêòåðíûìè ïðèçíàêàìè ÿâëÿþòñÿ ïîìóòíåíèå ýïèòåëèÿ ñ ÷åòêèìè ãðàíèöàìè, ïÿòíà áåëîãî è áåëîâàòî-ñåðîãî öâåòà, íå ñîñêàáëèâàþòñÿ. Âåðóêîçíàÿ ëåéêîïëàêèÿ ðàçâèâàåòñÿ íà ôîíå èìåþùåéñÿ ïëîñêîé, ýëåìåíò ïîðàæåíèÿ – áëÿøêà, âûñòóïàþùàÿ íàä îêðóæàþùåé ñëèçèñòîé îáîëî÷êîé
Êàíäèäîç ñëåäóåò äèôôåðåíöèðîâàòü:
Ñ êðàñíûì ïëîñêèì ëèøàåì (òèïè÷íîé ôîðìîé), äëÿ êîòîðîãî õàðàêòåðíûìè ïðèçíàêàìè ÿâëÿþòñÿ ïàïóëû áåëîâàòî-ñåðîãî öâåòà, êîòîðûå ïðè ïîñêàáëèâàíèè íå ñíèìàþòñÿ. Ñëèâøèåñÿ ïàïóëû îáðàçóþò ñïåöèôè÷åñêèé àæóðíûé ðèñóíîê
Êàíäèäîç ñëåäóåò äèôôåðåíöèðîâàòü:
Àëëåðãè÷åñêèì ñòîìàòèòîì è àëëåðãè÷åñêèì õåéëèòîì, âîçíèêàþùèìè â îòâåò íà ïîïàäàíèå â îðãàíèçì àëëåðãåíîâ, â ÷àñòíîñòè íà êîíòàêò ñëèçèñòîé îáîëî÷êè ïîëîñòè ðòà ñ ïëàñòìàññîé, êîñìåòèêîé, êðàñíîé êàéìû ãóá ñ ïîìàäîé, õèìè÷åñêèìè âåùåñòâàìè è ò.ä., ïðè óñòðàíåíèè êîòîðûõ êëèíè÷åñêèå ïðèçíàêè çàáîëåâàíèÿ èñ÷åçàþò ïîëíîñòüþ, â ÷àñòíîñòè ãèïåðåìèÿ, îòåê, ëèõåíèçàöèÿ
Êàíäèäîç ñëåäóåò äèôôåðåíöèðîâàòü:
Àêòèíè÷åñêèì õåéëèòîì, äëÿ êîòîðîãî õàðàêòåðíûìè ïðèçíàêàìè ÿâëÿþòñÿ îòåê, ãèïåðåìèÿ, ýðîçèè, òðåùèíû, ÷åøóéêè è êîðî÷êè, øåëóøåíèå â îòâåò íà âîçäåéñòâèå ñîëíå÷íîé ðàäèàöèè;
Êàíäèäîç ñëåäóåò äèôôåðåíöèðîâàòü:
Êàíäèäîçíóþ çàåäó – ñî ñòðåïòîêîêêîâîé çàåäîé, äëÿ êîòîðîé õàðàêòåðíûìè ïðèçíàêàìè ÿâëÿþòñÿ áîëüøèå æåëòûå «ìåäîâûå» êîðêè, îíè ÷àñòè÷íî ñîñêàáëèâàþòñÿ, îáíàæàÿ ýðîçèâíóþ ìîêíóùóþ ïîâåðõíîñòü. Êîðêè ïîÿâëÿþòñÿ íà ãóáàõ êîæå ïîäáîðîäêà;
Êàíäèäîç ñëåäóåò äèôôåðåíöèðîâàòü:
Xðîíè÷åñêèì ðåöèäèâèðóþùèì àôòîçíûì ñòîìàòèòîì ñëåäóåò äèôôåðåíöèðîâàòü îñòðûé ïñåâäîìåìáðàíîçíûé êàíäèäîç (ìîëî÷íèöó). Äëÿ ïåðâîãî õàðàêòåðíûìè êëèíè÷åñêèìè ïðèçíàêàìè ÿâëÿþòñÿ àôòû, îäèíî÷íûå, îêðóãëîé ôîðìû, ïîêðûòûå ôèáðîçíûì íàëåòîì, ñ òðóäîì ñíèìàþùèìñÿ ïðè ïîñêàáëèâàíèè è îáíàæàþùèì ýðîçèâíóþ êðîâîòî÷àùóþ ïîâåðõíîñòü;
Êàíäèäîç ñëåäóåò äèôôåðåíöèðîâàòü:
Ïðîñòûì ãåðïåñîì: íà ñëèçèñòîé îáîëî÷êå ðòà è ãóá ïóçûðüêè, êðóïíûå ñëèâøèåñÿ ïóçûðè, ñóáýïèòåëèàëüíî ðàñïîëîæåííûå, ýðîçèè ïîêðûòû ôèáðîçíûì íàëåòîì, êîòîðûé ñ òðóäîì ñíèìàåòñÿ, îáíàæàÿ êðîâîòî÷àùóþ ýðîçèâíóþ ïîâåðõíîñòü. Îòåê è ãèïåðåìèÿ ñëèçèñòîé ïîëîñòè ðòà, êàòàðàëüíûé ãèíãèâèò, íàðóøåíèå îáùåãî ñîñòîÿíèÿ – ïîâûøåíèå òåìïåðàòóðû, íåäîìîãàíèå, ñëàáîñòü, ãîëîâíàÿ áîëü;
Êàíäèäîç ñëåäóåò äèôôåðåíöèðîâàòü:
Ñèôèëèòè÷åñêîé ïàïóëîé, äëÿ êîòîðîé õàðàêòåðíû îäèíî÷íûå ïàïóëû íà êîæå è ñëèçèñòûõ, íàëè÷èå óïëîòíåíèÿ â îñíîâàíèè ïàïóëû, â îáèëüíîì îòäåëÿåìîì ýðîçèè îáíàðóæèâàåòñÿ áëåäíàÿ òðåïîíåìà. Ïîëîæèòåëüíàÿ ðåàêöèÿ Âàññåðìàíà;
Êàíäèäîç ñëåäóåò äèôôåðåíöèðîâàòü:
Ìÿãêîé ëåéêîïëàêèåé, ïðè êîòîðîé ïðîöåññ ëîêàëèçóåòñÿ íà ñëèçèñòîé îáîëî÷êå ùåê ïî ëèíèè çóáîâ è íà ñëèçèñòîé ãóá, ýïèòåëèé ñëóùèâàåòñÿ è ñêóñûâàåòñÿ â ðåçóëüòàòå ïðèâû÷êè ïîêóñûâàòü ñëèçèñòóþ ïîëîñòè ðòà, êîòîðàÿ ñòàíîâèòñÿ ðûõëîé, áåëåñîâàòîé, íàáóõøåé, ïîêðûòà ìíîæåñòâîì ÷åøóåê. Ïåñòðûé âèä ïîâåðõíîñòè ñëèçèñòîé ïîçâîëÿåò ñðàâíèâàòü åå ñ òêàíüþ, èçúåäåííîé ìîëüþ.
ãåðïåòè÷åñêèé ñòîìàòèò êàíäèäîç
8. Îêîí÷àòåëüíûé äèàãíîç
Îñòðûé ãåðïåòè÷åñêèé ñòîìàòèò, ñðåäíåé ñòåïåíè òÿæåñòè (Ê12). Äèàãíîç ïîñòàâëåí íà îñíîâàíèè æàëîá áîëüíîãî, àíàìíåçà çàáîëåâàíèÿ, îáúåêòèâíûõ è äîïîëíèòåëüíûõ èññëåäîâàíèé, äèôôåðåíöèàëüíîé äèàãíîñòèêè.
9. Ïëàí ëå÷åíèÿ
Îáùåå ëå÷åíèÿ:
1. Íåðàçäðàæàþùàÿ ïèùà
2. Ïðîòèâîãðèáêîâàÿ òåðàïèÿ: Íèñòàòèí ïî 300 000 ÅÄ
3. Îáùåóêðåïëÿþùàÿ òåðàïèÿ: Âèòàìèí B2 (Ðèáîôëàâèí)
4. Äåñåíñèáèëèçèðóþùàÿ òåðàïèÿ: Ñóïðàñòèí
5. Íîðìàëèçàöèÿ ðåæèìà ñíà, ïðåáûâàíèå íà âîçäóõå
6. Äèåòà: áåëêîâàÿ ïèùà (òâîðîã, êåôèð, ôàñîëü)
7. Ëå÷åíèå ñîâìåñòíî ñ äðóãèìè ñïåöèàëèñòàìè (òåðàïåâò, àëëåðãîëîã, ýíäîêðèíîëîã)
Ìåñòíàÿ òåðàïèÿ.
1. Àïïëèêàöèîííàÿ àíåñòåçèÿ: Áåíçîêàèí ìàçü 5%;
2. Ïðåïàðàòû éîäà: 0,1% ð-ð éîäèíîëà (10 êàï. íà 1 ñò. âîäû);
3. Ïðîòèâîãðèáêîâàÿ ìàçü: ëåâîðèíîâàÿ ìàçü 5% 6 ðàç â äåíü
Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru
Источник