Аалы токомбаев по ночам звучит надрывный кашель
добавлена 16 января в 21:07
Правила группы .
В группе запрещено :
1. Нарушение правил сайта и группы.
2. Флуд и троллинг, в любых проявлениях.
3. Любые ссылки на сторонние аккаунты, группы, сайты; а также материалы призывающие присоединиться, подписаться и т.п.
4. Добавление видео без согласования с администрацией группы.
5. Оскорбление, дискредитация, троллинг администрации группы.
Все нарушения будут пресекаться жёстко и бесповоротно.
#админ
На что мы тратим жизнь?
На мелочные ссоры,
На глупые слова, пустые разговоры,
На суету обид, на злобу – вновь и вновь.
На что мы тратим жизнь?..
А надо б на любовь…
Сжигаем жизнь дотла всё на пустое что-то:
На нудные дела, не нужные заботы…
В угоду обществу придумываем маски…
На что мы тратим жизнь!
А надо бы на ласку…
Мы распыляем жизнь на сумрачную скуку,
На “имидж” и “престиж”, не нужную науку,
На ложь и хвастовство, на дармовую службу.
На что мы тратим жизнь?..
А надо бы на дружбу.
А он – такой!.. В глазах его – просторы!..
Такого больше в мире не найти!
Да просто он – мужчина, за которым…
Ну… за которым хочется идти!
Не идеальный и не принц, конечно,
Но лучше и дороже всех других,
Не безупречен вовсе, не безгрешен,
Не свят, но светел…
Сколько их таких! –
Мне кто-то скажет…
только с ним уютно…
И сердце – дома, если рядом он,
Да и душа моя ежеминутно
С его душою дышит в унисон.
Как все, не за
А ведь в жизни всё – и плохое и хорошее – начинается с того, что кто-то когда-то кому-то просто поверил…
Живи! Пока тебе живётся!
Устал? Возьми и отдышись!
Упал? И друг с тобой споткнётся!
А если друга нет… Молись!
Попросят? Ты отдай, не майся(не думай),
Не оценили? Не сердись!
Закрыли дверь не возвращайся!
Хотят учить тебя? Учись!
Спешат предать? Не поддавайся!
А предали? Прощеньем мсти!
Открыли душу? Открывайся…
Но всё до капли не дари!
Когда-нибудь тебе придётся,
Вернуться к этим всем словам!
Живи! Пока тебе живётся!
А Бог всё видит здесь и там.
……………
…И Ангелу тебе придётся,
Не планируй неудачу – жизнь помчится кувырком!
Ты поставь себе задачу меньше думать о плохом!
Наши мысли материальны – не надумывай беду!
Слово каждое реально – что ж ты мелешь ерунду!
Сколько раз ты, между прочим, говорил: «Я так и знал!»?
Значит думал и порочил, яму сам себе копал?
Сколько раз судьбу-злодейку проклял ты и укорил,
А потом искал лазейку в том, что сам наговорил?
Тонкий мир – он где-то рядом, в нём и мысли и слова
Расцветают пышным садом, прут, как сорная трава!
Тары-бары, разгов
Однажды предавший – предаст тебя дважды, однажды солгавший – продолжит вранье…
Люди возвращаются из прошлого
В самый неожиданный момент.
Даже, когда тропы запорошены,
И когда на небе солнца нет.
По траве запутанной не скошенной,
Пробивая камни толстых стен,
Люди возвращаются из прошлого.
Только вот, скажите мне, зачем?
С сердцем опустевшим и изношенным,
В зной, и в дождь, и в сильный снегопад,
Гостем позабытым и непрошенным
Люди возвращаются назад.
Сами ищут глупые, дотошные
Ими же давно забытый путь.
Люди возвращаются из прошлого,
Думая, что можно все вернуть.
Сразу всп
добавлена 10 декабря в 23:55
добавлена 10 декабря в 20:00
Она не напишет и не позвонит,
Не гордая, просто устала быть первой.
Ни слова не скажет, а сердце кричит,
И жизнь обстоятельством учит быть стервой.
Ревнует ужасно, но ревность в руках,
И боль вынимает из тела ей душу.
Устала надеяться, верить мечтам,
Закончились слезы, оставив лишь сушу.
Придется оставить, придется забыть,
Из рук выпадают недавние фото,
И то, что случилось нельзя изменить,
Но все же ей этого очень охота.
Исчез интерес и пропал аппетит,
Упала звезда, но нет больше желаний.
Пре
Бекешина Надежда Викторовна
Методическая разработка урока
Тема урока: «Сравнительный анализ стихотворений С.Есенина
«Письмо матери» и А.Токомбаева «Сердце матери»
Класс: 7
Тип урока: комбинированный
Технология:Технология личностно – ориентированного обучения
Целесообразность: в данном классе обучаются дети разной национальности: русские, курды, армяне. Данным уроком мне хотелось донести учащимся, что на всех языках мира писатели и поэты с любовью и трепетном отношении всегда относились к матерям.
Цели урока.
1.Обучающая. Ознакомиться с биографией и особенностью лирики русского поэта С. Есенина и киргизского поэта Аалы Токомбаева. Сопоставить их стихотворения, посвященные матери.
2.Развивающая. Учиться анализу лирического произведения.
3.Воспитательная.Учиться у классиков уважительному, трепетному отношению к родителям; пробудить чувство благодарности к матери.
Оборудование.
1. Тексты стихотворения.
2. Компьютер, проектор для презентации.
3. Аудиозаписи с песнями и художественным чтением стихотворений.
Подготовительный этап.
1.Домашнее задание по биографии поэта С. Есенина класс готовит по учебнику и другим источникам.
2.Рассказ об отношения Сергея Есенина и его матери Татьяны Федоровны, а также биографию и рассказ о творчестве киргизского поэта А.Токомбаева готовит заведующая сельской библиотекой Ревина С.А., приглашенный гость на урок.
Ход урока:
Оргмомент
Мотивация к уроку.
На доске картины художников: К.Брюллов «Портрет графини Ю.П.Самойловой, удаляющейся с бала с приемной дочерью Амацилией», А.Г.Венецианов «Кормилица с ребенком», В.К.Нечитайло «Материнство», П.Решетникова «Опять двойка», О.Г.Яблонская «Материнство», Чуйков «Утро». Рассматривание и анализ картин.
– Ребята, какой общей темой объединены данные картины? (материнство)
-Что хотели сказать нам своими произведениями художники?
Прослушивание аудиочтения стихотворения А. Токомбаева «Сердце матери»
День матери— праздник пока молодой,
Но все ему рады, конечно,—
Все, кто рождены под счастливой звездой,
И мамы опеки сердечной!
Мы в диких бегах суеты городской
Подчас забываем о маме,
Спешим, растворяясь в массе людской,
Всерьез увлекаясь делами…
А мама нас ждет, и ночами не спит,
Волнуясь и думая часто—
«Ах, как они там?»— и сердце болит,
И стонет, и рвется на части…[4]
-Как вы думаете, о чем сегодня мы с вами будем говорить на уроке? (о любви мамы к своим детям, о любви детей к маме, о трепетном к ней отношении всю жизнь)
-Да, материнство-это главное предназначение женщины во всем мире. Не случайно слово мама произносится на всех языках одинаково.
3. Постановка целей и задач урока
-Сегодня, как вы уже сами сформулировали тему урока, мы будем говорить о любви к маме строками произведений С.Есенина и А.Токомбаева, дадим анализ их произведений, посвященных матери.
4. Чтение стихотворения Сергея Есенина «Письмо матери»[3,57]
5. Анализ стихотворения. Беседа по вопросам.
-Это стихотворение – одно из самых любимых у С. Есенина. Как вы поняли его смысл? (Это стихотворение о матери, которая ждёт своего сына)
– Как начинается это стихотворение? Докажите примерами из текста.
(Стихотворение начинается как письмо сына к матери.
-О чём он знал? («загрустила шибко обо мне»; «часто ходишь на дорогу»; что ей видится во сне «будто кто-то …в кабацкой драке саданул по сердце финский нож»).
– Какой у матери сын? (не такой уж пропойца, нежный)
– От чего он пытается уйти? (Попытка уйти «от тоски мятежной», и лирический герой вспоминает старушку-мать и «низенький … дом»).
– Когда он обещает вернуться? (когда расцветёт белый сад)
7) О чём он просит свою мать? (не будить его, как 8 лет назад)
– Что мы узнаём о жизни лирического героя? (он рассказывает о ранней утрате, об усталости, всё это он пережил в столь юном возрасте, что даже молиться не хочет)
– Как заканчивается письмо сына? (пожеланиями о том, чтобы она забыла про тревогу, не грустила много, не ходила на дорогу и не встречала его)
– На какие части можно разделить стихотворение? (на 3 части)
I часть (первая – третья строфы). Обращение к матери, воссоздание ее образа. Мать тревожится о сыне и выходит встречать его «в старомодном ветхом шушуне».
II часть. Рассказ о лирическом герое, о его жизни. Например: («горький пропойца»). О жизни внутренней (он «Нежный», тоскующий, утративший мечты, уставший от жизни, одинокий.)
-Какие художественные образы используются в стихотворении для характеристики прошлой и настоящей жизни лирического героя?
( «Над избушкой…свет», «низенький дом», «белый сад» – все это напоминает о прошлой жизни. А в настоящем есть – кабак, финский нож и тоска)
– В чем трагизм положения лирического героя? (В том, что «к старому возврата больше нет». Вера, которая дает силы жить и надежду на будущее, иссякла: «Не буди того, что …», «И молиться не учи меня. Не надо!» Причем «Не надо!» стоит в конце строки. И выделен восклицательным знаком)
– Итак, лирический герой стоит на распутье. К чему же его тянет?
(К матери. Он пишет: «ты одна мне … помощь … отрада… свет». Стремится к родному дому: «я вернусь…», т.е. надежду на помощь, на понимание лирический герой сохранил)
– О чем заставил задуматься нас С. Есенин? ( Письмо маме – это размышление о прожитых годах, о каком-то этапе своей жизни, своего рода подведение итогов)
– Как сын обращается к матери? («моя старушка», «ты», «тебе», «родная», «ты одна мне помощь и отрада», «ты одна мне несказанный свет»)
6. Сообщение библиотекаря С.А.Ревиной об отношениях Сергея Есенина и его мамы Татьяны Федоровны Есениной.
Мать Сергея Есенина Татьяна Фёдоровна Есенина (1875–1955) родилась в семье Федора Андреевича и Натальи Евтихеевы Титовых. Она родилась 20 января 1875 года, но, со слов ее близких родственников отмечала Татьяна Федоровна свой день рождения 25 числа — в Татьянин день. Детские годы Таня провела в зажиточной семье. Федор Андреевич имел собственные баржи и удачно занимался промыслом, семья была зажиточной. Татьяна была единственной девочкой в семье, поэтому была общей любимицей. Была она хороша собою, слыла первой красавицей на селе, играла на гармони, хорошо пела, была весела и озорна. Строгий отец не мог нарадоваться на свою любимицу и всячески поощрял её веселье. В юности она была влюблена в молодого весёлого и бедового сельского парня М. Ерошина, но возлюбленный почему-то сватов не засылал, поэтому строгий отец Татьяны подыскал дочке угрюмого и занудливого молчуна из соседнего села Федякино, которого звали Василием Васильевичем. Татьяна отказалась идти за него замуж. Отец противиться ей не стал, но тут же просватал ее за тихого, скромного и серьёзного односельчанина Александра Никитича Есенина. Этому решению отца дочь должна была покориться. По сути дела, её выдавали замуж против её воли, и это скажется на всей её жизни. Невесте было шестнадцать с половиной лет, а жениху — восемнадцать. Сыграли свадьбу, Александр Никитич вернулся в Москву, а его жена осталась в доме свекрови, которая с первых дней невзлюбила невестку. Полной хозяйкой была мать отца Аграфена Панкратьевна, в доме которой постоянно жило множество постояльцев. Вся работа по уходу за ними легла на плечи молодой невестки. Наградой за тяжкий труд были только косые взгляды свекрови. Как и до женитьбы Александр Никитич высылал свое жалованье своей матери. 15 января 1894 году у молодых родился первенец Пётр, но он умер 19 ноября того же года. 21 сентября (3 октября по новому стилю) 1895 года родился сын Сергей. Когда малыш родился, дали знать отцу в Москву, но он приехать не смог. Родившиеся после Сергея две сестры, Ольга и Анна, умерли в младенческом возрасте. Смерть дочерей, постоянные ссоры со свекровью, привели к крупной ссоре. Александр Никитич остался жить в Москве, Татьяна Фёдоровна ушла из дома свекрови к родителям с трёхлетним Серёжей, позже она уехала в Рязань на заработки. У молодых Есениных жизнь сразу же не сложилась, не оправдалась поговорка: стерпится слюбится, вся их совместная жизнь прошла в долгой разлуке и постоянных скандалах. Неурядицы наслаивались одна на другую. Первенец Сергей не принес в семью ожидаемого мира. Старшая дочь Екатерина вспоминала: «Мать наша не ладила с бабушкой (своей свекровью) Аграфеной Панкратьевной. Сергей потому был как чужой у Есениных. Дедушка поссорился с семьёй Есениных, когда мать моя была невестой. Эта ссора тяжело отразилась на всей дальнейшей жизни матери, а особенно на детстве Сергея… Дедушка поздно хватился улаживать жизнь матери и после неудачных попыток тоже стал чуждаться её. Через несколько лет мать наша, имея на руках трёхлетнего Сергея, ушла от Есениных». Несколько лет молодые супруги жили порознь. Об этом этапе их жизни вспоминала младшая дочь Татьяны Фёдоровна Александра: «Мать судилась с отцом, просила развод. Отец отказал в разводе. Она просила разрешения на получение паспорта, отец, пользуясь правами мужа, отказал и в паспорте. Это обстоятельство заставило ее вернуться к нашему отцу. Неграмотная, беспаспортная, не имея специальности, мать устраивалась то прислугой в Рязани, то работницей на кондитерской фабрике в Москве. Но, несмотря на трудную жизнь, на маленький заработок, из которого она выплачивала по три рубля в месяц дедушке за Сергея, она все время просила у нашего отца развод. Любя нашу мать, и считая развод позором, отец развода ей не дал, и, промучившись пять лет, мать вынуждена была вернуться к нему». Пока супруги жили порознь, Татьяна Фёдоровна 22 октября 1902 года родила внебрачного сына Александра Ивановича Разгуляева. Фамилию мальчик получил от своей кормилицы и воспитательницы Екатерины Петровны Разгуляевой. 22 ноября 1905 года у Александра Никитича и Татьяны Фёдоровны родилась дочь Екатерина. Татьяна Фёдоровна Есенина была безграмотной, но делала все возможное, чтобы дети получили образование. Она прекрасно рассказывала сказки, пела песни, была на все руки мастерица. В 1907 году Аграфена Панкратьевна произвела раздел недвижимого имущества, оставшегося в наследство после смерти её мужа Никиты Осиповича. Татьяна Федоровна с детьми осталась жить в доме свекрови. 16 марта 1911 года у Есениных родилась дочь Александра. С годами она вспоминала: «С ранних детских лет, мать наша приучала нас к труду, но не заставляла, не неволила и к неумению нашему относилась очень терпеливо». Отношения Сергея Есенина с матерью были сложными. Сказывалась долгая разлука с ней в детстве, что отразилась на его чувствах к матери. Он при живых родителях иногда считал себя сиротою. Неустроенность личной жизни у Татьяны Федоровны сказалось и на её отношение к детям. Она могла даже их поколотить, особенно находясь в подпитии. В 1912 году Сергей Есенин писал своей юной музе Марии Бальзамовой: «Мать нравственно для меня умерла уже давно». В 1920 году Есенин расскажет о своей обиде на мать, которая на глазах своего тяжело заболевшего сына, шила ему погребальный саван. «Десять лет прошло… кажется, ввек ей этого не забуду! До конца не прощу!» Но в тоже время Екатерина вспоминала: «Когда Сергей, одевшись в свой хороший, хоть и единственный, костюм, отправлялся к Поповым (так называли дом священника), мать не отрывая глаз смотрела в окно до тех пор, пока Сергей не скрывался в дверях дома. Она была довольна его внешностью и каждый раз любовалась им, когда он не мог этого заметить».В жизни Есенина были периоды тяжелых потрясений, глубоких душевных кризисов, когда жизненные противоречия казались ему неразрешимыми. Очевидно, один из таких моментов продиктовал поэту нежное обращение к самому родному и близкому человеку — маме. В 1924 году, после 8-летней разлуки Сергей Есенин решил посетить родное село Константиново и встретиться со своими близкими. Накануне отъезда на родину из Москвы поэт написал проникновенное и очень трогательное «Письмо матери».
Для Сергея Есенина мать — не только самый родной человек, который может всё понять и простить, она своего рода ангел хранитель, чей образ оберегает поэта в самые трудные минуты его жизни. Горечь разочарования и осознание того, что жизнь сложилась не совсем так, как хотелось бы, и менять что-либо уже поздно, слишком тяжёл груз совершённых ошибок, исправить которые невозможно. Поэтому, предвкушая встречу с матерью, которой суждено стать последней в жизни поэта, Сергей Есенин понимает, что для своей семьи он практически чужой человек, отрезанный ломоть. Однако для матери он по-прежнему остаётся беспутным сыном, слишком рано покинувшим отчий дом, где все ещё ждут, несмотря ни на что.[2,181]
7. Чтение стихотворения Аалы Токомбаева «Сердце матери»
По ночам звучит надрывный кашель-
Старенькая женщина слегла…
Много лет она в квартире нашей
Одиноко в комнате жила.
Письма были, только очень редко.
И тогда, не замечая нас,
Все ходила и шептала: «Детки,
вам ко мне собраться бы хоть раз.
Ваша мать согнулась, поседела,
Что ж поделать? — старость подошла.
Как бы хорошо мы посидели
Рядышком у нашего стола.
Вы под этот стол пешком ходили,
Песни пели часто до зари,
А теперь разъехались, уплыли.
Вот поди же, всех вас собери».
Заболела мать, и той же ночью
Телеграф не уставал кричать:
«Дети, срочно! Дети, очень срочно!
Приезжайте! Заболела мать! »
Из Одессы, Таллинна, Игарки,
Отложив до времени дела,
Дети собрались, да только жалко
У постели, а не у стола.
Гладили морщинистые руки,
Мягкую серебряную прядь…
Так зачем же дали вы разлуке
Так надолго между вами встать?
Мать ждала вас в дождь и в снегопады,
В жаркие бессонницы ночей.
Неужели горя дожидаться надо,
Чтоб приехать к матери своей?
Неужели только телеграммы
Привели вас к скорым поездам?
…Слушайте! Пока у Вас есть мама,
Приезжайте к ней без телеграмм![4]
8.Беседа и анализ стихотворения
-Какой общей темой объединены стихотворения Есенина и Токомбаева?
(трепетное отношение детей к родителям, маме не только, когда она более, а каждодневное проявление любви и заботы)
9. Сообщение о биографии киргизского поэта (С.Ревина-библиотекарь)
Токомбаев Аалы–киргизский советский писатель и поэт. Родился в 1904 году в селе Чон-Кайынды Семиреченской области, ныне Чуйская область, Киргизская республика , в семье крестьянина-бедняка. В пору детства приобщился к знанию киргизского устного народного эпоса, наизусть знал десятки народных сказаний и песен. Входе Среднеазиатского восстания 1916 года его семья бежала в Китай, а в 1917 году на обратном пути погибла от голода и тифа (из 8 человек выжил он один).Так Аалы остался круглым сиротой. Полтора года скитался, кормясь случайными подаяниямиза исполнение и сочинение песен. В 1919 году встретил родственников отца и был принят в их семью. Обучался грамоте у сельского учителя. В 1922 году он был принят в 18-летнем возрасте в первый класс ташкентской школы-интерната, куда пришел из Киргизии пешком. С 1923 года учился в университете и в 1927 году он окончил Средне-Азиатский коммунистический университет В.И.Ленина. В 1927 году приехал в Киргизию, заведующий отделом народного образования Кантского кантона. Литературная деятельность А.Токомбаева началась вскоре после начала его учебы в Ташкенте, с издания в литературной обработке выученного в детстве народного эпоса. В конце 1920-х и в 1930-е годы издал поэтические сборники «Зеркало женщины», «Цветы труда» и др. В 1937 году А. Токомбаев был снят со всех постов и арестован по обвинению в буржуазном национализме, в шпионаже в пользу Японии. Подвергался избиениям и пыткам. В 1939 году был освобожден «за недоказанностью обвинения». Три раза избирался председателем правления Союза писателей Киргизской ССР. В советское время считался одним из зачинателей письменной киргизской литературы. Однако последние его годы были омрачены не только тяжелой болезнью, но и новой травлей поэта и писателя.
– Ребята, какие общие черты в биографии С.Есенина и А.Токомбаева мы можем увидеть?
-Как часто в жизни нам необходима поддержка близких людей, особенно мамы. Аалы Токомбаев был в силу обстоятельств лишен материнской заботы, в отличие от Сергея Есенина. Его трепетные стихи, посвященные матери, говорят нам о боли потерь, призывают нас к достойному отношению и заботе о своих родителях.[3,57]
10. Итог урока
– Я думаю, когда мы говорили о матерях, все вспоминали о своих мамах. Лучшими напутственными словами для вас будут строки стихотворения Аалы Токомбаева.
Любите мать…
Любите мать, пока она смеётся
И теплотой горят её глаза,
И голос её в душу вашу льётся
Святой водою — чистой как слеза!
Любите мать — она одна на свете
Кто любит вас и беспрестанно ждёт.
Она всегда улыбкой доброй встретит,
Она одна простит вас и поймёт!
Любите мать! И чтобы не случилось,
Она лишь вами день и ночь жила,
Ничем она для вас не поскупилась
И всю себя до капли отдала!
Любите мать — жизнь наша быстротечна,
Наступит неизбежный скорбный час,
Любите мать — она живёт не вечно!
Но свет её любви не гаснет в нас!
Любите мать, пока она смеётся,
А не потом над холмиком земли —
Потом лишь горечь в сердце остаётся,
Боль камнем от не отданной любви!
Любите мать, пока она смеётся,
Ей говорите добрые слова!
Любите мать, покуда сердце бьётся.
Любите мать, пока она жива!!![4]
Список литературы
1. Есенина Н.В.. «В семье родной». М. «Советский писатель, 2001.-156 с.
2. Есенин С.А. в воспоминаниях современников в 2-х тт., М., «Художественная литература», 1986.
3.Сергей Есенин. Стихотворения и поэмы. Москва, “Детская литература”, 1969.-185 с.
4. https://www.stihishkolnikam.stihidoshkolnikam.ru/aaly-tokombaev-lyubite-mat-i-dr/
3. Токомбаева Т. Аалы Токомбаев. Документальная повесть. – Б.: Издательство «ЖЗЛК», 2004. – 304 с.